Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:16, реферат
С давних времен искусство управления финансами является одним из самых необходимых качеств любого бизнесмена. Этим, в свою очередь, определяется исключительно высокая востребованность и притягательность программ и дисциплин, обучающих этому искусству. Те времена, когда финансовые сделки был простыми и прозрачными, канули в Лету безвозвратно — современные бизнес-операции, в том числе и в части их финансового сопровождения, отличаются существенной сложностью, обусловленной их многообразием, вариабельностью условий, многофакторностью, конкурентностью и т. п.
Введение
С
давних времен искусство управления
финансами является одним из самых
необходимых качеств любого бизнесмена.
Этим, в свою очередь, определяется
исключительно высокая
Деятельность
современной фирмы как
По
историческим меркам осознание этого
очевидного обстоятельства произошло
не так уж и давно, а толчком
к нему послужили финансовые кризисы,
неоднократно имевшие место в мировой
экономике в XX в. Результатом требований
практики и имевшихся наработок ученых
стало коренное переосмысление сущности
финансов, финансовых процессов и отношений,
вылившееся в начале второй половины XX
в. в обособление в системе научных знаний
крупного раздела — неоклассической теории
финансов, понимаемой как искусство управления
финансовой триадой: ресурсы, отношения,
рынки. Прикладной аспект этого знания
нашел отражение в формировании и обобщении
системы знаний по управлению финансами
фирмы, получившей название финансовый
менеджмент.
В
терминах финансов взаимосвязь между
прибылью и стоимостной оценкой
затрат ресурсов, понесенных для получения
данной прибыли, или затрат, связанных
с привлечением и поддержанием соответствующей
совокупности источников финансирования,
характеризуется с помощью
Леверидж — это долгосрочно действующий фактор, значением которого управляют; небольшое изменение самого фактора или условий, в которых он действует, может привести к существенному изменению ряда результатных показателей. Здесь проявляется эффект рычага, как известно, позволяющего перемещать довольно тяжелые предметы действием небольшой силы. Итак, в приложении к экономике, леверидж трактуется как некоторый фактор, даже небольшое изменение которого или сопутствующих ему условий может повлечь порой существенное изменение ряда результатных показателей. Влияние левериджа может быть описано как на качественном уровне, так и в терминах количественных оценок. Существуют различные алгоритмы количественной оценки левериджа.
Оценка
влияния левериджа предполагает
сопоставление изменений
Основным результатным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, а потому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить как разность выручки и расходов, причем последние с очевидностью могут структурироваться различными способами. Один из них, дающий возможность обособить влияние того или иного вида левериджа, подразумевает дальнейшее разделение условно-постоянных и переменных расходов (затрат) на два типа — производственного (т. е. нефинансового) характера и финансового характера. Заметим, что приведенные названия являются условными; кроме того, возможна вариация в их содержательном наполнении (например, является открытым вопрос о том, принимать ли во внимание управленческие и коммерческие расходы при оценке уровня производственного левериджа).
Расходы
производственного и
Итак,
с позиции финансового
Если
доля условно-постоянных расходов производственного
характера велика, говорят, что компания
имеет высокий уровень
Можно
привести примеры, показывающие роль производственного
левериджа; в основном они характерны
для ресурсоемких отраслей. В области
нефтедобычи уровень условно-
Уместно отметить в этой связи следующее обстоятельство: необходимость в формулировании понятия производственного левериджа и разработке методов его оценки изначально возникла при формировании бюджетов крупных капиталовложений. Многие альтернативные проекты могут существенно различаться по структуре расходов, что предопределяет необходимость расчета критического объема продаж. Кроме того, производственный леверидж как важнейшая характеристика технической и технологической сторон деятельности компании оказывает существенное влияние на структуру источников средств.
Финансовый
риск находит отражение в
Количественно данная характеристика измеряется соотношением между заемным и собственным капиталами. Несложно понять, что при прочих равных условиях чем выше сумма процентов к выплате, являющихся, кстати, долговременными постоянными обязательными расходами, тем меньше чистая прибыль. Таким образом, чем существеннее зависимость фирмы от сторонних инвесторов, т. е. чем выше уровень финансового левериджа, тем выше финансовый риск компании. Иными словами, уровень финансового левериджа непосредственно олицетворяет степень финансового риска компании, а потому сказывается на требуемой акционерами норме прибыли. Связь здесь прямо пропорциональная: чем выше уровень финансового левериджа (т. е. финансового риска), тем выше запрашиваемая акционерами доходность собственного капитала.
Итак, сложившийся в компании уровень финансового левериджа — это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем управления объемом и структурой долгосрочных источников финансирования и соответственно уровнем долговременных (постоянных) финансовых расходов.
Исходным
в рассмотренной схеме является
производственный леверидж, влияние
которого выявляется путем оценки взаимосвязи
между совокупной выручкой коммерческой
организации, ее прибылью (до вычета процентов
и налогов) и расходами производственного
характера. Величину последних можно
исчислять, например, как сумму совокупных
расходов коммерческой организации, уменьшенную
на величину постоянных финансовых расходов,
т. е. расходов по обслуживанию внешних
долгов, и платежей в бюджет. Влияние
финансового левериджа
Обобщающей
категорией является производственно-финансовый
леверидж. В отличие от двух других
видов левериджа, каким-либо простым
количественным показателем, имеющим
наглядную интерпретацию и
Анализ этой взаимосвязи, т.е. количественная оценка уровня левериджа выполняется с помощью специального метода, известного в финансовом анализе как метода «мёртвой точки».
Метод
«мёртвой точки» (или критического
объёма продаж) применительно к оценке
и прогнозированию левериджа
заключается в определении для
каждой конкретной ситуации объёма выпуска,
обеспечивающего безубыточную деятельность.
В зависимости от того, производственный
или финансовый леверидж оценивается,
термин «безубыточная деятельность»
имеет разную интерпретацию. В первом
случае под безубыточной деятельностью
понимается деятельность, обеспечивающая
валовой доход. При неблагоприятных
условиях весь валовой доход может
быть использован на оплату процентов
по ссудам и займам. При анализе
финансового левериджа
Модель
зависимости рассматриваемых
Построение
графической зависимости
Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:
где S – реализация в стоимостном выражении;
VC – переменные производственные расходы
FC – условно-постоянные производственные расходы;
GI – валовой доход.
Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, исходя из этого: .
Критическим считается объём реализации, при котором валовой доход равен нулю, поэтому:
Показатель S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, обозначив его Sm, получим:
Формулу можно представить в более наглядном виде путём перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введём следующие дополнительные обозначения: