Классическая школа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:16, реферат

Краткое описание

С давних времен искусство управления финансами является одним из самых необходимых качеств любого бизнесмена. Этим, в свою очередь, определяется исключительно высокая востребованность и притягательность программ и дисциплин, обучающих этому искусству. Те времена, когда финансовые сделки был простыми и прозрачными, канули в Лету безвозвратно — современные бизнес-операции, в том числе и в части их финансового сопровождения, отличаются существенной сложностью, обусловленной их многообразием, вариабельностью условий, многофакторностью, конкурентностью и т. п.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 625.43 Кб (Скачать файл)

      Qобъём реализации в натуральном выражении;

      P – цена единицы продукции;

      V  - переменные производственные расходы на единицу продукции;

      QC – критический объём продаж в натуральных единицах.

      При этом формула (2) будет иметь вид:

      

,                                       (3)

      Знаменатель дроби в формуле (3) называется идеальным маржинальным доходом (C=P-V). Экономический смысл критической точки предельно прост, он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.

      Формула (3) может быть легко трансформирована в формулу для определения  объёма реализации в натуральных  единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI):

      

,                                     (4). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Виды  левериджа и их значение для регулирования  величины финансовых результатов

     Рассмотрим  виды левериджа и их значение.

Производственный  леверидж - потенциальная возможность влиять на валовой доход путём изменения структуры себестоимости и объёма выпуска.

      Финансовый  леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путём изменения объёма и структуры долгосрочных пассивов.

      Обобщающей  категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трёх показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая прибыль.

      Оценка  производственного  левериджа.

      Уровень производственного левериджа (УПЛ) принято измерять следующим показателем:

      

,                                         (5)

      где

TGI – темп изменения  валового дохода, %;

TQ – темп изменения объёма реализации в натуральных единицах. %.

      Путём несложных преобразований формулу (5) можно привести к более простому в вычислительном плане виду:

      

,                                         (6)

      где             C=P-V.

      Экономический смысл показателя УПЛ довольно прост, – он показывает степень чувствительности валового дохода к изменению объёма производства.

      Предприятие, повышающее свой технический уровень, с целью снижения удельных переменных расходов, одновременно увеличивает  и свой уровень производственного  левериджа.

      Предприятия с относительно высоким уровнем  производственного левериджа рассматриваются  как более рискованные с позиции  производственного риска, т.е. возникновения  ситуации, когда предприятие не может  покрыть свои расходы производственного  характера.

Оценка  финансового левериджа

      По  аналогии с производственным левериджем, уровень финансового левериджа (УФЛ) измеряется показателем, характеризующим относительное изменение чистой прибыли при изменении валового дохода:

      

,                                        (7)

      где

      TNI – темп изменения чистой прибыли, %

      TGI – темп изменения валового дохода, %

      Формулу (7) можно представить в более  простом виде после несложных  преобразований:

      

,                                  (8)

      где                        In – проценты по ссудам и займам.

      Коэффициент УФЛ показывает, во сколько раз валовой доход превосходит налогооблагаемую прибыль.

      Нижней  границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объём  привлечённых предприятием средств, тем  выше уровень левериджа.

      С категорией финансового левериджа  связано понятие финансового  риска. Финансовый риск – это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долгосрочным ссудам и займам. Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени рискованности данного предприятия.

      Производственный  и финансовый леверидж обобщаются категорией производственно-финансового левериджа. Его уровень (УЛ) может быть оценён следующим показателем:

       ,                                   (9)

      где        С=P-V;

      P – цена единицы продукции;

      V – переменные производственные расходы на единицу продукции;

      Q – объём реализации  в натуральном выражении;

      GI – валовой доход;

      In– проценты по ссудам и займам.

Роль видов левериджа в регулировании величины финансовых результатов деятельности.

      Финансовый  рычаг (леверидж) - использование заемных  средств для увеличения экономической  рентабельности собственных средств.

      Как известно, увеличение собственного капитала является конечной целью бизнеса  и именно по данному показателю, оценивают собственники работу менеджеров. Финансовый рычаг полезен, но он может  снижать финансовую устойчивость и  увеличивает риск банкротства. Но финансовый менеджмент от финансового рычага не отказывается, так как всегда существует разумный компромисс между ростом рентабельности и возрастающим риском банкротства. Смысл идеи финансового рычага состоит  в том, что нужно взять в  долг столько, сколько позволят здравомыслящие кредиторы, и за счет этого поднять рентабельность собственных средств на разницу между достигнутой рентабельностью активов и ставкой ссудного процента. Разумеется, возможен и противоположный результат, если анализируемое предприятие получит рентабельность меньшую, чем стоит заемный капитал

      Действие  операционного рычага основано на том, что существуют постоянные издержки, не изменяющиеся в достаточно широком  диапазоне изменения объемов  производства, и переменные издержки, прямо пропорциональные этому объему производства. Поэтому при наращивании / сокращении объемов производства меняется соотношение между переменными  и постоянными издержками (операционный рычаг), и в результате прибыль  увеличивается / снижается не пропорционально  изменению объема деятельности.

      Важным  объектом анализа является заданная рынком цена на продукцию, в которую предприятию нужно вписаться со своими издержками и еще получить прибыль. Если прямые затраты на единицу продукции, состоящие из стоимости материалов, заработной платы рабочих, электроэнергии и т. п., превышают цену, то проблемы не возникает. Подобная технология производства продукции не имеет права на жизнь, производство следует прекратить. Вот и все управленческое решение.

      Проблема  возникает в ситуации, когда прямые затраты меньше рыночной цены. В этом случае при малых объемах производства выручка от реализации продукции слишком мала, чтобы покрыть постоянные затраты, связанные с функционированием предприятия и оно становится убыточным.

      По  мере роста объемов производства выручка растет и при некотором размере покроет все расходы на производство и реализацию продукции, но еще не даст прибыли. Это - так называемая критическая точка. Дальнейший рост объемов производства приводит к росту прибыли. Таким образом, основная идея анализа заключается в сопоставлении трех переменных величин «затраты - объем производства - прибыль». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Приведите примеры, когда две  компании имеют:

    А. одинаковый уровень  операционного левериджа, и различный уровень  финансового левериджа;

    В. одинаковый уровень  финансового левериджа, и различный уровень  операционного левериджа.

Основным  результативным показателем служит чистая прибыль компании, которая  зависит от многих факторов, поэтому  возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно  представить как разницу между  выручкой и расходами двух основных типов - производственного характера  и финансового характера. Они  невзаимозаменяемы, однако величиной  и долей каждого из этих типов  расходов можно управлять. Такое  представление факторной структуры  прибыли является исключительно  важным в условиях рыночной экономики  и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.  
         Итак, с позиции финансового управления деятельностью коммерческой организации чистая прибыль зависит, во-первых, от того, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т.е. во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.  
         Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.  
         Финансовый риск находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств связано для коммерческой организации с определенными, порой значительными, издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами и как это повлияет на прибыль? Вот эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа. 

Производственный  леверидж  
         Производственный (операционный) леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя "прибыль до вычета процентов и налогов". Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы.  
         Уровень производственного левериджа рассчитывается как  
         Вместе с этим показателем при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используют величину эффекта производственного левериджа:  
         Все обозначения здесь аналогичны тем, которые были использованы нами в разделе 3.5 при описании процедур анализа безубыточности.  
         Если доля постоянных расходов велика, говорят, что компания имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такой компании иногда даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы компания вынуждена нести в любом случае - производится продукция или нет. Итак, изменчивость прибыли до вычета процентов и налогов, обусловленная изменением операционного левериджа, количественно выражает производственный риск. Чем выше уровень операционного левериджа, тем выше производственный риск компании.  
         Влияние уровня производственного левериджа на вариабельность объема прибыли предприятия иллюстрирует пример 4.15.  
         Пример. Рассмотрим два предприятия, А и В, аналогичных по масштабам производства и уровню прибыли до вычета процентов и налогов. Предприятия производят одинаковую продукцию и реализуют ее на высококонкурентном рынке по одинаковой цене. При этом структура затрат двух этих предприятий существенно различается: при данном уровне выпуска их коэффициенты производственного левериджа равны  
         Прибыль до вычета процентов и налогов равна:  
         Чувствительность прибыли к изменению объема продаж равна:  
         Поэтому:  
         Уровни безубыточности для предприятий (предполагая, что в обоих случаях имеет место однопродуктовое производство):  
         Видим, что при изменении объема продаж на одну единицу прибыль предприятия А (имеющего меньший уровень производственного левериджа) изменяется не так сильно, как прибыль предприятия В (с более высоким уровнем производственного левериджа). При резком уменьшении объема продаж прибыль второго будет падать гораздо быстрее и уже при Q = 800 (единиц за квартал) предприятие из прибыльного станет убыточным. У предприятия А ситуация менее тяжелая, его "запас прочности", т.е. запас сопротивляемости неблагоприятной рыночной конъюнктуре, несколько выше. Падение реализации до 800 единиц не сделает его убыточным, как это может произойти с предприятием В. Убытки будут зафиксированы лишь при более глубоком падении сбыта - до 750 единиц в квартал.  
         Таким образом, предприятия с более высоким уровнем постоянных расходов (и следовательно, с более высоким производственным левериджем) несут и больший риск убытка при неблагоприятном развитии рыночной ситуации. Величину операционного левериджа можно считать показателем рискованности не только самого предприятия, но и вида бизнеса, которым это предприятие занимается, поскольку соотношение постоянных и переменных расходов в общей структуре затрат является отражением не только особенностей данного предприятия и его учетной политики, но и отраслевых особенностей деятельности.  
         Можно привести различные примеры, показывающие роль производственного левериджа; в основном все эти примеры связаны с ресурсоемкими отраслями. В частности, в области нефтедобычи уровень постоянных расходов очень высок, поскольку независимо от степени интенсивности использования скважины необходим определенный, и весьма немалый, минимум расходов на поддержание скважины. То же самое можно сказать о металлургической промышленности, железнодорожном и водном транспорте и т.п.  
         Для иллюстрации использования производственного левериджа при анализе рискованности предприятия рассмотрим пример 4.16.  
         Пример. Рассмотрим данные, касающиеся двух предприятий, работающих в одном районе города. Первое из них, предприятие "Заря", занимается изготовлением, расфасовкой и оптовой реализацией пельменей. Переменными затратами в этом производстве являются сырье для изготовления пельменей, материал для упаковки и трудозатраты по упаковке. Поскольку производство автоматизировано, остальные расходы прямо не зависят от объема производства, поэтому относятся к постоянным.  
         Второе предприятие - туристическое агентство "Эстер", реализует автобусные туры по городам Европы. Переменными затратами является стоимость каждой путевки, которая (за вычетом комиссионного вознаграждения) перечисляется туроператору. Обычный размер комиссионных - 20% от стоимости тура.  
         Как видно из примера, предприятия можно считать аналогичными по масштабам, поскольку уровни выручки и прибыли, полученные в анализируемом квартале, у них равны. При этом структура затрат у предприятий существенно различается - доля переменных затрат у 'Зари" равна 58%, а у "Эстер" - 80%. Расчеты показали следующие результаты:  
         Видим, что для того, чтобы покрыть и переменные, и постоянные расходы и выйти на точку безубыточности, предприятию "Заря" требуется гораздо больший объем продаж (27 586 руб.), тогда как туристической фирме достаточно реализовать путевок на 7500 руб., чтобы начать получать прибыль.  
         Видим, что прибыль предприятия "Заря" при изменении уровня продаж на 10% испытывает гораздо большие вариации (от -63 до +63% от первоначального уровня), тогда как прибыль туристической фирмы "Эстер" при таких же изменениях выручки изменяется гораздо меньше (от -30 до +30%).  
         Прибыль предприятия, у которого уровень производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро "упасть" ниже уровня безубыточности. Иными словами, предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа является более рискованным.  
         Однако считать, что высокая доля постоянных расходов в структуре затрат предприятия является отрицательным фактором, нельзя. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда, а также о реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, несомненно являющиеся положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производственного левериджа.  
         Эффект производственного левериджа проявляется в том, что при изменении выручки предприятия изменяется и прибыль, причем чем выше уровень производственного левериджа, тем сильнее это влияние. Эффект производственного левериджа предприятия "Заря" равен 6,33, что означает, что падение выручки предприятия на 1% приведет к падению его прибыли на 6,33%. Изменение выручки на 10% должно привести к изменению прибыли на 63,3% (10% х 6,33), что мы и видели в расчетах по табл. 4.31. Для фирмы "Эстер" чувствительность прибыли к изменению выручки гораздо ниже - при изменении выручки на 1% прибыль упадет на 3% (значение эффекта операционного левериджа - 3,00). Если выручка обоих предприятий упадет на 15,8%, для "Зари" это будет иметь гораздо более серьезные последствия, поскольку деятельность станет убыточной. Падение выручки на 15,8% для предприятия "Эстер" не будет столь трагичным, поэтому данную туристическую фирму можно считать менее рискованным предприятием. Запас финансовой прочности у таких предприятий гораздо выше. В случае финансовых затруднений им гораздо легче без особых потерь "свернуть" производство, все еще работая достаточно прибыльно, поскольку их финансовые результаты не так сильно зависят от объема производства, как это имеет место у предприятий с высоким уровнем производственного левериджа.  
         Анализ величин постоянных и переменных расходов предприятия позволяет выявить уровень риска, что является необходимым этапом планирования и принятия управленческих решений.  
         Отметим в этой связи, что необходимость в формулировании понятия производственного левериджа и разработке методов его оценки изначально возникла с появлением задачи формирования бюджетов крупных капиталовложений. Многие альтернативные проекты могут существенно различаться по структуре расходов, что и предопределяет необходимость расчета критического объема продаж. Кроме того, достаточно очевидно, что производственный леверидж как важнейшая характеристика технической и технологической сторон деятельности компании оказывает существенное влияние и на структуру источников средств.  
         Может сложиться впечатление, что контроль за уровнем производственного левериджа актуален лишь для коммерческих организаций, имеющих высокий уровень постоянных расходов. Это верно лишь отчасти, поскольку мировой опыт показывает, что в рыночной экономике совершенно обыденным является диверсификация производственной деятельности. Для примера приведем основные направления деятельности транснациональной компании "Amer Group" со штаб-квартирой в Хельсинки. Эта компания занимается импортом и продажей автомобилей; производством спортивной продукции для гольфа, тенниса, американского футбола, баскетбола и бейсбола; производством бумаги, производством табачных изделий и др. Перечисленные направления достаточно разноплановы, в том числе и в отношении уровня постоянных расходов по дивизионам. Процесс диверсификации производственной деятельности является объективным, в той или иной степени он присущ (или будет присущ в недалеком будущем) и крупным отечественным компаниям.  
         Итак, сложившийся в компании уровень производственного левериджа - это характеристика потенциальной возможности влиять на прибыль до вычета процентов и налогов путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.  
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Классическая школа управления