Коммуникативные качества менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
- на уровне задач деятельности менеджера;
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.

Содержание

1. Качества менеджера.
2. На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.
2.1 Организаторские качества.
2.2 Интеллектуальные качества.
2.3 Коммуникативные качества.
2.3.1 Понятие коммуникации.
2.3.2 Классификация коммуникационных сообщений:
2.3.3 Общение как главный элемент коммуникаций.
2.3.4 Коммуникационный процесс.
2.3.5 Коммуникативные качества менеджера.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по менеджменту.docx

— 28.07 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

1. Качества менеджера. 

2. На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

2.1 Организаторские качества.

2.2  Интеллектуальные качества. 

2.3 Коммуникативные качества.

2.3.1 Понятие коммуникации.

2.3.2 Классификация коммуникационных сообщений:

2.3.3 Общение как главный элемент коммуникаций.

2.3.4 Коммуникационный процесс.

2.3.5 Коммуникативные качества менеджера.    

 

  1. Качества менеджера.  

Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.      

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально  важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.      

Профессионально важные качества менеджера  рассматриваются на трех уровнях:      

- на уровне задач деятельности  менеджера;     

- на поведенческом уровне;     

- на уровне свойств личности.

  1. На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.
    1. Организаторские качества.

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

2.2  Интеллектуальные качества.       

Общей основой развития менеджера  как специалиста и как компетентного  управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

Коммуникативные качества.

    1. Коммуникативные качества.
      1. Понятие коммуникации.

 Важнейшими составляющими эффективности  деятельности менеджера и предпринимателя  являются организаторские и коммуникативные  качества.

Кроме организаторских качеств для менеджера и предпринимателя важны коммуникативные качества — умение общаться, нравиться и убеждать.

Любое общение, в том числе и  деловое — это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Само понятие «коммуникация» (от лат. communicatio — сообщение, связь, путь сообщения, а это слово, в свою очередь, произошло от соттшисо — делаю общим, связываю, общаюсь) обозначает смысловой аспект социального взаимодействия.

Эффективная коммуникация — коммуникация, способствующая достижению целей участников общения. Она предполагает выяснение  следующих вопросов:

каковы средства коммуникации и  как правильно ими пользоваться ь процессе общения;

как преодолеть коммуникативные барьеры  непонимания и сделать коммуникацию успешной.

      1. Общение как главный элемент коммуникаций.

Коммуникативность — способность к общению.

В менеджменте одним из главных  элементов является общение. Общение  — сложный многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение имеет три стороны проявления: коммуникативную, интерактивную и  перцептивную.

Коммуникативная сторона общения  проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими  людьми.

Интерактивная сторона общения  представляет собой взаимодействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений. (Интеракция — это взаимодействие.)

Перцептивная сторона общения  проявляется через восприятие и  оценку людьми социальных объектов. Такими социальными объектами могут  быть другие люди, сами общающиеся, группы, другие социальные общности.

Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или  косвенных отношений с другими  людьми, оно включает {наряду с физическими) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются следующие функции: управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов). Управленческая функция является генетически и структурно исходной.

      1. Классификация коммуникационных сообщений:

1.    По соотношению вышеназванных функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фатические (установление и поддержание контакта).

2.         По типу  отношении между участниками различают: межличностные, публичные, массовые коммуникации.

3.   По средствам различают: речевую (письменную и устную); паралингвистическую (жест, мимику, мелодию) и вещественно-знаковую коммуникацию (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.).

Если классифицировать управленческие коммуникации, то следует различать: межуровневые коммуникации; коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх; коммуникации между различными подразделениями  или отделами; коммуникации между  руководителем и рабочей группой, а также неформальные коммуникации.

      1. Коммуникационный процесс.

Коммуникационный процесс —  это обмен информацией между  двумя или более людьми.

В процессе обмена информацией или  коммуникативном процессе можно  выделить четыре базовых элемента:

отправитель, т.е. лицо, генерирующее идеи или собирающее

информацию и передающее ее;

сообщение, т.е. собственно информация, которая закодирована с. помощью  символов;

канал, т.е. "средство передачи информации; 

получатель, т.е. лицо, которому предназначена  информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель  и получатель проходят несколько  взаимосвязанных этапов. Их задачей  является составление сообщения, выбор  и использование определенного  канала для его передачи таким  образом, чтобы его стороны поняли и разделили исходную идею.

      1. Коммуникативные качества менеджера.   

Существенное значение имеют для  деятельности менеджера коммуникативные качества:

  1. способность к кооперации и групповой работе;
  2. поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
  3. социальная компетентность при реализации своих целей. • 
  4. Способность к кооперации и групповой работе (рефлексия картины самого себя и своих действий, забота о развитии собственных способностей, ответственное перед самим собой выражение своих идей, интересов и чувств по отношению к окружающему миру, помощь и поддержка окружающих, умственная подвижность и открытость новым идеям, готовность экспериментировать и учиться, общая позитивная установка к групповой работе).

2. Поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций.

3. Социальная компетентность при реализации своих целей в ситуации конкуренции с партнером по интеракции.

  Понятие коммуникативной компетентности  менеджера

В современной педагогической литературе компетентностями называют "способности (потенциал) осуществлять сложные культуросообразные виды действия".

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает  в качестве центрального, своего рода "узлового" понятия – "ибо  компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата" ("стандарт на выходе"); в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

Не  следует противопоставлять компетентности знаниям, умениям и навыкам. Являясь  более широким понятием, компетентность включает в себя:

·  когнитивную и операционально-технологическую составляющие;

·  мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие;

·  результаты обучения (знания и умения);

·  систему ценностных ориентаций.

Экспертный  анализ позволил определить следующие  характерные признаки профессиональных компетентностей:

1.  многофункциональность (овладение ими позволяет решить различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни);

2.  принадлежность к метаобразовательной области (они надпредметны, междисциплинарны и применимы в самых разных ситуациях);

3.  интеллектоемкость (они требуют абстрактного мышления, саморефлексии, самоидентификации, самооценки и др.);

4.  многомерность (они включают различные умственные процессы: аналитические, коммуникативные, "ноу-хау", здравый смысл и др.).

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом  себе – собственном психологическом  потенциале, потенциале партнера, в  ситуации и задаче. Компетентность во всех видах общения заключается  в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной  и перцептивной. Следовательно, можно  говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной  палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте  самовыражения партнёров, всем граням их адекватности.

Выделяют  следующие составляющие компетентности в общении:

·  Коммуникативно-диагностическую (диагностика социо-психологической  ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социально-психологических противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении);

·  Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения);

·  Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности);

·  Коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Коммуникативное мастерство личности проявляется как  два взаимосвязанных и всё  же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную  структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный  замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую  технику общения. В коммуникативном  мастерстве личности проявляются многие её навыки и, прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает  адекватного коммуникативно-исполнительской  деятельности эмоционально-психологического состояния.

Перцептивные  навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием  и организовывать его: верно оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать "ход" общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоциональнопсихологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.

Существенное значение имеют для  деятельности менеджера и общие  коммуникативные качества, которые  в дифференциальной психологии коммуникации разделяются на четыре группы:

• 1) качества, связанные с организацией содержания коммуникации;

• 2) отношение к партнеру по коммуникации;

• 3)способ воздействия на партнёра (апелляция к партнеру);

• 4) способ открытия партнеру самого себя.      

Менеджер в свой деятельности постоянно  осуществляет три вида общения:      

а) субординационное, или общение  при взаимодействии руководителя и  подчиненных.     

Информация о работе Коммуникативные качества менеджера