Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 08:50, курсовая работа
Коммуникация - как форма общения двух и более субъектов контактирования - является естественной и неотъемлемой частью процесса управления. Поскольку общение подразумевает обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемого сообщения, то можно говорить уже о коммуникационном процессе. Предметом анализа в данном случае выступают особенности коммуникации и коммуникативного процесса в организациях.
Введение 3
Теории коммуникации 4
Типология организаций и виды коммуникаций 12
Формы коммуникаций 16
Коммуникативный процесс 17
Коммуникативные барьеры 19
Методы коммуникации 21
Моделирование коммуникативного пространства 22
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 26
Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму
Чайковский государственный институт физической культуры
Факультет специализированной подготовки
Кафедра «Менеджмент»
Курсовая работа по дисциплине
«Организационное поведение»
Тема: «Коммуникации в организации»
Автор:
студент 4 курса, гр.418________________________
подпись, дата
Руководитель:
стар. преподаватель ______________________________
подпись, дата
Чайковский, 2012
Содержание
Введение 3
Теории коммуникации 4
Типология организаций и виды коммуникаций 12
Формы коммуникаций 16
Коммуникативный процесс 17
Коммуникативные барьеры 19
Методы коммуникации 21
Моделирование коммуникативного пространства 22
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 26
Введение
Коммуникация - как форма общения двух и более субъектов контактирования - является естественной и неотъемлемой частью процесса управления. Поскольку общение подразумевает обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемого сообщения, то можно говорить уже о коммуникационном процессе. Предметом анализа в данном случае выступают особенности коммуникации и коммуникативного процесса в организациях. Область изучения коммуникаций выходит в первую очередь на представление о типологии организаций, т.к. тип организации, несомненно, сказывается на сущности и особенностях коммуникационного процесса.
В организационном контексте понятие "коммуникация" рассматривается как процесс (коммуникация — это общение людей: обмен идеями, мыслями, намерениями, чувствами, информацией) и как объект (совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации). Хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Говорят, если организация эффективна в области коммуникации, она эффективна и во всех других видах деятельности. Коммуникации должны быть таковы, чтобы руководство компании, фирмы имело объективную информацию в нужное время и в удобной форме для принятия решений. Значит, в конечном счете, наиважнейшим является коммуникационный процесс.
Коммуникации в
Теории коммуникации
Коммуникация — процесс и результат обмена информацией. Эффективные коммуникации — обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.
Многие теоретики и практики менеджмента согласны с утверждением, что коммуникации — главное препятствие на пути достижения целей организации. Основная причина низкой эффективности коммуникаций в организациях заключается в забвении факта, что коммуникация — это обмен. В ходе обмена обе стороны играют активную роль: недостаточно лишь передать информацию — необходимо, чтобы другая сторона восприняла ее.
Главная цель коммуникационного процесса заключается в обеспечении понимания передаваемой информации.
Существуют различные виды сетей коммуникаций. Коммуникации между людьми осуществляются в форме общения как обмен сообщениями, в которых фиксируются знания, мысли, идеи, ценностные ориентации, эмоциональные состояния, программы деятельности сторон, осуществляющих взаимную коммуникацию. "Слишком много людей не может уразуметь, что подлинное общение - процесс двусторонний". Конфигурация сетей коммуникации зависит от требований, предъявляемых к реализации заданных функций, например, от качества, объема, скорости прохождения информации. В целом можно выделить следующие свойства наиболее распространенных видов сетей.
Сеть коммуникаций, замкнутая в круг является активной, не имеющей лидера, слабо формализованной, нестабильной. Сеть "колесо" имеет конфигурацию, в которой один элементов (лидер) имеет связь с несколькими другими. Такая сеть менее подвижна, имеет достаточно жесткую связь с лидером, хорошо организованна, более устойчива и упорядочена. Разновидностью "колеса" является многоканальная сеть, в которой в отличии от простого "колеса" элементы сети, подчиненные лидеру могут иметь связь между собой. Структура сети коммуникаций влияет на точность получаемой информации получателем. Она в то же время формирует тип взаимодействия внутри организаций. Эффективность указанных сетей различна.
"Штурвал" — сильно
централизованная сеть, т.е. информационный
лидер группы, находится в центре,
к нему сходятся все
"Цепь" — сеть со
слабой централизацией. Такая сеть
используется в условиях
"Игрек", или "цепь
со сторожем" — сеть, имеющая
разветвления. Здесь "сторож",
перерабатывающий информацию
Цепи типа "игрек" или "шпора" наиболее характерны для функциональных структур организации.
"Тент" — конфигурация
сети, которая часто используется
в продуктовых или
"Палатка" — сеть,
в которой наряду с
"Дом" — сеть, в
которой существует постоянный
обмен информацией между
"Паутина" — сеть,
характеризуемая большим
Теория диффузии связана с именем американского исследователя Э. Роджерса. Он анализировал распространение новых идей, товаров и т.д. и увидел разную предрасположенность к новому у разных сегментов общества. Часть из нас достаточно консервативна, а часть, наоборот, легко включается в новые процессы. Не следует, поэтому воздействовать на всех, а в первую очередь постараться убедить критические пять процентов. Чтобы убедить их, все равно следует достичь 50% популяции. Когда же идея овладевает умами 20%, остановить ее уже невозможно. Диффузию он определял как процесс, при котором новшество распространяется в обществе через коммуникационные каналы в течение определенного времени. Распространение инноваций может носить запланированный или самопроизвольный характер; в любом случае оно приводит к социальным изменениям (изменениям в структуре и функциях социальной системы). Эффективным инструментом распространения инноваций являются СМИ.
Большинство математических значений термина содержит сходство между моделями социальной диффузии и эпидемиология. Так, последовательная модель распространения инфекционной болезни выглядит следующим образом: поначалу инфекция распространяется медленно и с небольшим числом затронутых ею людей; затем быстрее по мере передачи от больных здоровым, но потом замедляется, ибо уменьшается число новых людей, способных заразиться. Однако, хотя математические модели разъясняют многое, они служат скорее "эвристическими приемами"; одна из причин заключается в том, что индивиды и группы зачастую сознательно противятся изменению, а диффузия редко происходит в форме пассивной имитации.
Теория игр — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках.
Таким образом, неподверженная никаким идеологическим и прочим субъективным факторам (в силу того, что она математическая) теория игр предоставила теоретическое обоснование появления ПР, как деятельности, направленной на обеспечение коммуникации, которая (по определению) "основана на правде и полной информированности". В случае "PR-игры" "игроками" являются специалист по связям с общественностью и его аудитория (например, читатели финансовой прессы).
Базовая посылка подхода "потребления и удовлетворения" состоит в том, что из всей совокупности материалов массовой коммуникации аудитория выбирает материалы, удовлетворяющие в той или иной мере ее потребности. Степень информационной активности зависит от индивидуальных потребностей и интересов. Вероятность выбора конкретного сообщения зависит от того, в какой мере оно отвечает тем или иным индивидуальным потребностям.
Следует заметить, что большинство
моделей "полезности и удовлетворения
потребностей" не включают в рассмотрение
такую составляющую коммуникационного
процесса как отправителя сообщения.
Исходным моментом является анализ факторов,
детерминирующих обращение
Одними из важнейших в этой связи являются индивидуальные потребности и мотивы. Первые интерпретации концепции выводили перечень потребностей из так называемых базовых потребностей (известных, например, по работам А. Маслоу). Позднее к ним были присоединены потребности более высокого уровня. Сегодня этот перечень обычно включает потребности в ориентации, безопасности, взаимодействия и снятия напряженности.
Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека и становящихся формой проявления потребностей. В ходе исследований было предложено несколько типологий мотивов. Приведем в этой связи одну из них, предполагающую следующие "координаты".
1. Информационная: поиск совета, обучение, оценки и ориентировки в происходящем.
2. Самоидентификации (