Коммуникация, её виды. Информационный коммуникационный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Медицинские работники обычно считают, что способны хорошо общаться с людьми. Однако исследователи (Eastwood C.,1995) пришли к выводу, что общение происходит не столь эффективно, как могло быть. Медицинские сёстры и руководители сестринских служб считают необходимым проводить больше времени в общении с пациентами, однако этому мешает их загруженность. В то же время известно, что эффективные коммуникации способствуют выздоровлению пациента, особенно если он получает адекватную и компетентную информацию об ожидаемых результатах лечения.

Вложенные файлы: 1 файл

Коммуникация.docx

— 38.29 Кб (Скачать файл)

                                  Кодирование и выбор канала.

       Прежде  чем передать  идею,  отправитель   должен  с  помощью  символов закодировать ее, использовав  для этого слова,  интонации  и  жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение.

       Отправитель  должен также выбрать канал,  совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам  относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные  средства  связи, включая    компьютерные    сети,    электронную    почту,    видеоленты    и видеоконференции.  Если  канал   непригоден   для   физического   воплощения символов, передача невозможна. Если канал не слишком  соответствует  идее,  зародившейся  на  первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен.

       Выбор   средства  сообщения  не  должен  ограничиваться   единственным

каналом.  Часто  желательно  использовать  два  или  большее  число  средств

коммуникаций  в  сочетании.  Процесс  усложняется,   поскольку   отправителю приходится устанавливать последовательность  использования  этих  средств  и определять временные интервалы  в  последовательности  передачи  информации.

                                                    Передача.

       На третьем  этапе отправитель использует  канал для доставки  сообщения

(закодированной  идеи  или  совокупности  идей)  получателю.  Речь  идет   о

физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и  принимают  за сам процесс коммуникаций. В то же время  передача  является  лишь  одним  из важнейших этапов, через которые необходимо пройти,  чтобы  донести  идею  до другого лица.

      Передача информации осуществляется с использованием знаковых  систем.

    Существует  несколько  знаковых  систем,  используемых  в   коммуникационном процессе.  При  классификации  коммуникативных   процессов   условно   можно выделить  вербальную  коммуникацию,  где   в   качестве   знаковой   системы используется  речь,  и   невербальную   коммуникацию,   когда   используются различные неречевые знаковые системы.

       Вербальная  коммуникация  в  качестве  знаковой  системы   использует

систему  фонетических  знаков,  включающую  два  принципа:   лексический   и синтаксический. Речь является самым  универсальным  средством  коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего  теряется  смысл сообщения.        

      В  основе  невербальной  коммуникации  лежит  информация,   посланная

отправителем без  использования  слов,  взамен  которых  применяются  любые символы. Основные функции невербальных средств - это дополнение и замещение речи,  отражение  эмоциональных  состояний  партнеров  по  коммуникативному процессу.

       Хотя  речь является универсальным  средством общения,  она  приобретает значение только в совокупности с использованием невербальных  символов  для трансляции сообщений. Это  говорит  о  важности  и  необходимости  изучения невербальных сигналов.

                                               Декодирование.

       После  передачи  сообщения  отправителем  получатель  декодирует  его.

Декодирование — это перевод  символов отправителя в  мысли  получателя.  Если символы,  выбранные  отправителем,  имеют  точно  такое  же   значение   для получателя, последний будет знать,  что  именно  имел  в  виду  отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не  требуется,  процесс обмена информацией на этом должен завершиться.

                                         Обратная связь

       Точность  понимания получателем смысла  высказывания  станет  очевидной для отправителя только тогда, когда произойдет смена  коммуникативных  ролей и получатель превратится в отправителя и своими высказываниями даст знать  о том, как он понял смысл принятой информации. В  этом  проявляется  суть  еще одного важнейшего элемента коммуникационного процесса - обратной связи.

       Эффективный  обмен информацией должен быть  двусторонне  направленным: обратная связь  необходима,  чтобы  понять,  в  какой  мере  сообщение  было воспринято и понято. Руководитель, который не  наладит  обратную  связь  для получателя  информации,  обнаружит,  что  эффективность  его  управленческих действий  резко  снижена.  Аналогичным  образом,  если  обратная   связь   с работниками   заблокирована,   руководитель   в   конце   концов    окажется изолированным или обманываемым.

                                                       Шум.

       Хотя  шум не является в точном  смысле слова  этапом  коммуникации,  но

его просто нельзя обойти стороной, так как он оказывает  очень  значительное влияние на качество коммуникации. Шум - это любое  вмешательство  в  процесс коммуникации, искажающее смысл  сообщения.  Источники  шума,  которые  могут создавать преграды на пути  обмена  информацией,  варьируются  от  языка  (в вербальном или невербальном  оформлении)  и  различий  в  восприятии,  из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования  и  декодирования,  и до различий в организационном статусе  между  руководителем  и  подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.

       Необходимо  учитывать, что шум присутствует  всегда,  поэтому  на  всех

этапах  процесса  коммуникации  происходит  некоторое   искажение   значения передаваемого послания.

                                  Структура коммуникаций.

       Коммуникационная  сеть включает потоки посланий, или  сигналов,  между двумя или более индивидами. Она соединяет  определенным  образом  участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков.

       Коммуникационная  сеть  состоит  из  вертикальных,  горизонтальных  и

диагональных  связей.  Вертикальные  связи  осуществляются  сверху  вниз  от руководителя  к  подчиненному.  Горизонтальные  связи  осуществляются  между равными по уровням работниками или частями организации.  Диагональные  связи - это связи с другими начальниками и подчиненными.  Взаимосвязь этих  сетей создает реальную структуру организации.

       Возможности  развития коммуникационной сети  ограничивают, как правило, размеры подразделений в организации. Увеличение размера  группы  приводит  к возрастанию   количества   возможных   коммуникационных  отношений.  Поэтому от того, как построена коммуникационная сеть,  зависит  ее  влияние  как на сокращение, так  и  на  увеличение  разрыва  между  посланным  и  полученным значением и соответственно деятельность персонала может отличаться эффективностью.

       Особенно  важно  знание  типов  коммуникационных  сетей  или  структур коммуникаций в группе. Среди существующих коммуникационных сетей  для  групп разной численности можно  выделить  четыре  основных  типов:  колесо,  цепь, круг, сложный круг.

       Формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные общаются друг с другом только через своего начальника, представлена в  сетях типа  «колесо».  Одно  лицо  занимает  центральное  место  в  коллективе   и большинство членов этой группы при определении своей позиции  сориентированы на центр. Это связано  с  лидерскими  функциями  лица  находящего  в  центре «колеса», его возможностями оказывать больше социального влияния  на  других членов группы. Оно также связано с ответственностью за  передачу  информации и принятие окончательных решений. Если члены группы соединены между собой, как  звенья  одной  цепи,  в которой каждый поддерживает контакт с кем-то одним, то мы  имеем  сеть  типа «цепочка». Последняя отражает последовательно сеть горизонтальных связей. В сетях типа «круг» члены группы могут взаимодействовать только с  тем, кто расположен рядом с ними.

       Примером  полностью децентрализованных групп   являются  «всеканальные» сети, которые используются, как правило,  тогда,  когда  необходимо  участие всех членов в решении сложных проблем. Такой подход называют  еще  открытыми коммуникациями.

                                      

                       Преграды в организационных коммуникациях.

       Искажение  сообщений - одна из проблем   организационных  коммуникаций, состоящая  в  изменении смысла  сообщения.

     Сознательное  искажение  информации  может  иметь  место,  когда  какой-либо управляющий не согласен с сообщением. Проблемы обмена информацией вследствие искажения сообщений  могут  возникать также  вследствие   фильтрации.   В   организации   существует   потребность фильтровать сообщения, с  тем  чтобы с одного  уровня  на  другой  уровень организации направлялись только те  сообщения,  которые  его  касаются.  Для этого их приходится суммировать и упрощать, акцентировать одни  и  отсеивать другие перед направлением в разные сегменты организации. Такой  отбор  может и стать причиной искажения содержания.

Сообщения,  отправляемые  наверх,  могут  искажаться  в  силу   несовпадения статусов уровней организации.  Руководители  высшего  звена  обладают  более высоким  статусом,  поэтому   возникает   тенденция   снабжать   их   только положительно воспринимаемой информацией.

       Преграды  на путях обмена  информацией   могут  также  быть  следствием перегрузки  каналов  коммуникаций.  Руководитель,  вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять  только  ту,  которая кажется ему наиболее важной; то же относится и к обмену информацией.

       К другим  аспектам, которые могут вызывать  проблемы  в  коммуникациях, можно  отнести  неудовлетворительный  состав  и   использование   комитетов, рабочих  групп,  кадров,  а также  способ  организации   управления  и распределения задач.

    Для обеспечения  эффективной работы медсестра  – руководитель должна чётко  и ясно излагать мысли в  отправляемых сообщениях, а также  активно воспринимать сообщения,  поступающие в свой адрес.

   Рекомендации, направленные  на улучшение коммуникационных  навыков менеджеров:

  1. Развитие навыков активного слушания.
  2. Регулирование потока информации.
  3. Стимулирование получателей сообщений к обратной связи.
  4. Контроль за доступностью содержания сообщения.
  5. Сдерживание эмоций.
  6. Соответствие вербальных и невербальных сигналов.
  7. Использование неформальных каналов (слухов).

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Содержание:

Введение

1.Понятие «коммуникация»……………………………………………….стр.1.

2.Основные функции коммуникации……………………………………….стр.1.

3.Виды коммуникаций………………………………………………….........стр.2.

   3.1.Организационные………………………………………………………стр.2.

   3.2.Межличностные…………………….………………………………….стр.2.

   3.3.Внешние………………………………………………………………...стр.3.

   3.4.Внутренние………………………….………………………………….стр.3.

   3.5.Формальные…………………………………………………………….стр.3.

   3.6.Неформальные………………………………………………………..стр.3.

   3.7.Нисходящие…………………………………………………………..стр.4.

   3.8.Восходящие…………………………………………………………...стр.4.

   3.9.Вертикальные…………………………………………………………стр.5.

   3.10.Горизонтальные……………………………………………………...стр.5.

4.Понятие о коммуникационном  процессе……………………………….стр.6.

   4.1.Элементы коммуникационного процесса……………………………стр.6.

   4.2.Этапы коммуникационного  процесса………………………………стр.7.

5.Преграды в организационных  коммуникациях……………………….стр.12.

6.Рекомендации по улучшению  коммуникационных

   навыков менеджеров…………………………………………………….стр.13.

Заключение

 

 

 

                                 Используемая литература:

1. Двойников C.И., Лапик C.В., Павлов Ю.И. Менеджмент и лидерство в сестринском деле: Учебное пособие / Под ред. И.Н.Денисова. – М.:ГОУ ВУНМЦ, 2005.-464с.

 2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник м: «Высшая школа»,

2000 г.

 

3. Лукичева Л.И. Управление организацией.- М. -  2004.

 

4. Тейлор С. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2004.

 

 

 

 

  

 

 


Информация о работе Коммуникация, её виды. Информационный коммуникационный процесс