Комплексный анализ личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является - комплексный анализ личности и его методы.
Предмет исследования – деловые качества и личностные качества менеджера.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных методов изучения личности, а также изучение методов изучения деловых и личностных качеств менеджера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Понятие личности в психологии.
1.1. Понятие личности и структура личности.
1.2. Индивидуально-психические свойства личности.
1.3. Взаимоотношения личности и группы и социально-психологические феномены поведения личности в группе.
Глава 2. Методы изучения личности.
2.1. Общая характеристика методов изучения свойств личности.
2.2. Оценка деловых и личностных качеств менеджера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
РЕЗЮМЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
Приложение 1.
Приложение 2.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ.
Приложение 3.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ.
Ключ к опроснику.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 153.22 Кб (Скачать файл)

Важной чертой идейного характера, выраженной по отношению к окружающему, является его целенаправленность. Она  проявляется в наличии у человека системы ближних и дальних  целей, обусловленных его мировоззрением.

По отношению к труду  различают деятельные и бездеятельные  характеры. Человеку с деятельным характером присуща целеустремленность, которая  делает труд организованным; придает  ему общественную значимость и моральную  ценность. Деятельные, но неорганизованные люди внешне суетливы, отличаются отсутствием  целеустремленности или неумением  подчинить свои действия своим мыслям.

Люди, обладающие бездеятельным  характером, пассивны. Бездеятельность  вместе с тем может вызываться глубокой внутренней противоречивостью  человека. Но и в этом случае она  не может быть оправдана.

Отношение к людям проявляется  во взаимоотношениях с товарищами, в совместной деятельности в коллективе. По этому принципу различают людей  с общительными и замкнутыми характерами.

В жизни встречаются люди с общительным поверхностным  характером. Они легко завязывают знакомства, в основе которых отсутствует осознание какой бы то ни было общности. Таких людей обычно называют легкомысленными. Они способны на различного рода неожиданности, и поэтому за ними требуется постоянный контроль. Общительность человека может быть избирательной, основывающейся на интересе к людям, одинаково с ним мыслящим. Подобная общительность положительна, она характеризует человека как принципиального, последовательного.

Замкнутый характер может  быть следствием отрицательного или  безразличного отношения к людям, или глубокой внутренней сосредоточенности (и тогда она не свидетельствует  о безразличии), или недоверия  к ним, осторожности, что бывает, когда человек живет в чужой  ему среде.

В структуре характера  важную роль играет отношение к самому себе. Каждый человек определенным образом относится к самому себе. Это отношение содержит в себе осознание своего положения в  коллективе, обществе и обязанностей перед ними. Переоценка своей значимости, возможностей и потребностей свойственна  людям с эгоистическим характером. Эгоист ставит себя, свои личные интересы выше интересов коллектива, поэтому  такой человек ненадежен, на него нельзя положиться. Люди с такой  чертой характера в последующем, в период службы, испытывают большие  трудности во взаимоотношениях с  сослуживцами. Человек с альтруистическими  чертами характера превыше всего  ставит интересы коллектива, других людей. Альтруизм - важная черта характера, без которой невозможно существование  подлинного коллектива.

Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ  жизни. Человек с твердым и  решительным характером может преодолеть любые препятствия и добиться осуществления поставленной цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь, свой труд.

Характер имеет большое  значение не только для самой личности, но и для общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого  человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого человека в коллективе возникают  нередко конфликтные отношения, склоки, которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей. Чтобы  изучить характер, необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях.

В отечественной психологии существуют различные подходы к  исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей  характеристики выделяется направленность. Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально  обусловлена и формируется в  процессе воспитания. Структура направленности складывается из таких компонентов: - потребностей (естественных и социальных как выражение нужды человека в определенных объектах, необходимых для его физического существования и культурного развития); - интересов - форма познавательной направленности, влияющей на выбор профессии, занятие определенной должности в коллективе и т.д.; - идеалов - ориентация на конкретные образцы поведения, на эталоны профессиональной деятельности;

Способности - это свойства личности, определяющие ее пригодность  к успешному решению учебных, производственных и творческих задач. Выделяют различные виды способностей. По отношению к деятельности различают: - общие способности как основа успешности выполнения различных видов  деятельности (работоспособность, настойчивость, активность и т.д.); - специальные (профессиональные) способности как основа успешности выполнения конкретных видов деятельности (учебной, спортивной, трудовой). Например, управленческая деятельность требует  от руководителя таких способностей, как коммуникативность, решительность, настойчивость, лидерство, наблюдательность, тактичность и др. По элементам новизны в выполняемой деятельности различают способности исполнительные и творческие (например, работа чертежника и конструктора). По уровню сформированности различают: - задатки как природную основу способностей; - одаренность - благоприятное сочетание задатков для какой-либо деятельности; - способности - качества личности, обусловливающие успешность овладения и выполнения определенной профессиональной деятельности; - талант - комплекс высокоразвитых способностей, определяющий возможности выдающихся достижений в избранной деятельности; - гениальность - высшая степень развития таланта, проявляющаяся в разработке новых отраслей науки, искусства, практической деятельности. Способности не являются готовым природным даром человека, ибо в их основе лежит природная одаренность, которая превращается в способности только в благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания личности в целом. Способности можно определить только методами анализа конкретной деятельности субъекта, оценки ее успешности, целенаправленности, тестированием и т.п. Но это всегда должен быть рационально подобранный комплекс методов. Являясь необходимым условием успешного выполнения определенной деятельности, способности в то же время развиваются в процессе этой деятельности в связи с условиями ее организации. Например, успешность участия сотрудников производственной группы в деловой игре зависит от их интеллектуальных способностей: сообразительности, оперативности памяти и мышления и т.п., но само участие в деловых играх как формах активного обучения стимулирует дальнейшее развитие интеллектуальных качеств, их переход на более высокий уровень активности.

1.3. Взаимоотношения  личности и группы и социально-психологические  феномены поведения личности  в группе.

Взаимоотношения личности и  группы представляются довольно сложными. Для понимания и оценки этих взаимоотношений  следует учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус в группе, так и состав, характер деятельности и уровень организации  группы и других более широких  социальных объединений.

Основной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной групповой деятельности. Целью такого воздействия является изменение поведения партнеров по общению. Конкретно формы воздействия на личность связаны с уровнем организации, содержанием деятельности и величиной группы, соотношением ее формальной и неформальной структур. Возможны такие ситуации, когда взаимодействие осуществляется в случайно возникающих, стихийно сложившихся группах, не связанных содержательной совместной деятельностью. Причем это, как правило, не микрогруппы, диады и триады, а более многочисленные объединения с неустойчивыми отношениями, которые возникают на короткий срок часто по случайному поводу.

Воздействие (давление) оказывает  существенное влияние на поведение  членов группы. Однако это воздействие  оказывается различным для разных людей в связи с особенностями  их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые  называют социально-психологическими феноменами группового поведения. К  таким феноменам относятся различные  проявления активности личности в группе. Установки личности - это проявление неосознанных побуждений к деятельности. Теория установки была разработана  в психологической школе Н.Д. Узнадзе, где впервые были экспериментально выявлены феномены когнитивных и  практических установок. Установка - это  неосознаваемое личностное состояние  готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть осуществлена та или иная потребность. В результате повторения "установочных ситуаций" у субъекта постепенно складывается "ряд фиксированных  установок", которые незаметно  для самого человека определяют его  жизненную позицию в восприятии окружающей реальности. В социальной практике психологи выделяют формы  поведения, в которых проявляются  фиксированные установки личности на восприятие людей и событий. Например, установка на необходимость выполнения приказов руководителя вызывает готовность к выполнению любых распоряжений без критической оценки его как  личности. Присматриваясь к личностным качествам людей, мы стараемся понять, что они собою представляют, можно  ли им доверять и т.п. И тут часто  идут в ход сложившиеся установки, социальные стереотипы, житейские представления, сформировавшиеся у каждого человека, а также уровень психологической  культуры в умении воспринимать и  критически оценивать других людей. Примером социального установочного  стереотипа может служить следующий  пример: многие люди считают, что профессор  всегда рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; студент всегда весел, остроумен, подвижен и никогда  не готов к экзамену; все англичане  худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви. Установка на отношение к спортсменам  выражена в поговорке: "Сила есть, ума не надо". Психологи различают  три типа установки на восприятие другого человека: - позитивная установка  побуждает нас переоценивать  положительные качества и игнорировать слабые качества человека, т.е. мы даем человеку большой аванс, проявляющийся  в неосознанной доверчивости; - негативная установка приводит к тому, что  мы воспринимаем только отрицательные  качества другого человека, выражая  к нему недоверчивость, подозрительность; - адекватная установка связана с  пониманием того, что у каждого  человека имеются как достоинства, так и недостатки; главное - как  они сбалансированы и как оцениваются  другим человеком. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Вот примеры некоторых искажений. "Эффект ореола" - влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если у сотрудников или руководителя группы сложилось положительное мнение о человеке, то его плохой поступок воспринимается как случайность. И как случайность воспринимается хороший поступок человека, которого все считают плохим. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в конкретной группе, поскольку хорошее не замечается, а недостатки утрируются. "Эффект последовательности". На суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения о нем, предъявляемые в первую очередь. Обычно недоброжелатель, желающий навредить человеку, спешит сообщить о нем что-то порочащее новому начальнику. На таком установочном фоне человеку трудно оправдаться и что-то доказывать. И пройдет немало времени, пока руководитель разберется в ситуации и оценит, кто есть кто. "Эффект авансирования" - это когда человеку приписывают несуществующие достоинства, а затем разочаровываются, сталкиваясь с его поведением, которое неадекватно сложившемуся о нем положительному представлению. "Эффект проецирования на людей собственных качеств" вызывает установку на ожидание соответствующего поведения. Этот эффект очень часто проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека. Д. Карнеги обращает внимание на формирование умения взглянуть на происходящее глазами другого человека, а не по обычной схеме: "Я бы так не поступил". Конечно, холерик не будет вести себя как флегматик, поэтому и не следует этого ждать от него.

В качестве особого вида установки выделяют явление аттракции.

Аттракция - вид социальной установки на другого человека, в  которой преобладает эмоциональный  компонент привлекательности данного  человека для других. На проявление аттракции влияют такие обстоятельства, как сходство характеристик партнеров  по общению, близость, частота встреч, взаимопомощь и возникающие на этой почве положительные эмоциональные  отношения. Поэтому аттракцию можно  рассматривать как функцию эмоциональной  регуляции межличностных отношений  в группах, в которых аффективная  сторона межличностных оценок значительно  преобладает над рациональной ее стороной.

Конформизм (от позднелат. conformis - подобный, сходный) - это осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Понятие конформизма близко к принятому в нашей общественной психологии понятию внушаемости. Люди по-разному поддаются этому внушению или вообще не поддаются ему в силу присущей им степени внушаемости, конформности. От внушаемости как формы непроизвольного и некритического принятия чужого нения конформизм отличается тем, что наряду с неосознанным подражанием может иметь и произвольные его формы. Различают три типа конформизма.

I тип - это личная стихийная  форма конформизма, который осуществляется  по схеме "Майский жук - Дюймовочка", описанной в сказке X. Андерсена. Как известно, Майский жук искренне верил, что Дюймовочка очень красива, и влюбился в нее, но под влиянием своих собратьев-жуков он в ней разочаровался, ибо жуки сочли, что она некрасива, поскольку не похожа на личинку. В этом случае индивид проявляет внутреннее и внешнее согласие с группой без переживания какого-либо конфликта.

II тип - защитный конформизм. В этом случае человек, примыкая  к группе, ищет защиту от неприятностей,  грозящих ему вне группы, стихийно  стремится к поддержке со стороны  большинства. 

III тип - условный, чисто  внешний сознательный конформизм, осуществляющийся по схеме "Новое  платье короля". В этом случае  субъект соглашается с группой,  большинством, хотя на самом деле  думает иначе. Он может демонстративно  подчиняться навязываемому мнению  группы, чтобы заслужить одобрение  или избежать порицания со  стороны других входящих в  группу лиц, успешнее сделать  карьеру и т.п. Экспериментально  конформизм изучается "методом  подставных групп", который заключается  в том, что специально собранная  группа "давит" на отдельного  индивида, побуждая его изменить  свое первоначальное мнение. По  скорости подчинения такому влиянию  определяется уровень конформизма  личности. Степень конформизма зависит  от ряда факторов, к которым  относятся: возраст - дети и  подростки более конформны, чем  взрослые; пол - женщины более  конформны, чем мужчины; профессия  - среди мужчин более конформны  армейские офицеры и менее  конформны технические специалисты.  Противоположное конформизму свойство - негативизм (нонконформизм) (от лат.  negatio - отрицание), т.е. немотивированное поведение субъекта, противостоящее требованиям и ожиданиям других людей и социальных групп. Негативизм может проявляться как ситуативная реакция (у детей и подростков) и как черта характера личности. Это свойство может быть следствием потребности субъекта в самоутверждении, а также следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. Психологической основой негативизма является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм обучения, на протест против традиций данной группы или утверждений конкретной личности. Крайним проявлением негативизма является упрямство, конфликтность личности. Ригидность (от лат. rigidus - жесткий, твердый) - это затрудненность, а иногда и невозможность изменения субъектом ранее намеченных программ деятельности в условиях, объективно требующих определенных изменений. Различают несколько видов ригидности. Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятий, представлений, эталонов памяти в изменившейся ситуации. Аффективная ригидность выражается в косности эмоциональных реакций на изменяющиеся объекты этих эмоций. Мотивационная ригидность проявляется в малоподвижной перестройке системы мотивов деятельности в новых обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Уровень ригидности субъекта обусловлен взаимодействием его личностных свойств и особенностей групповых воздействий, включая степень сложности возникающих задач, их привлекательности для него, наличием опасности, монотонной деятельности и т.п. В отличие от конформизма и негативизма как неосознанных стихийных проявлений личности в отношении к группе, существует общепризнанное в нашей отечественной психологии явление коллективизма.

Коллективизм - это сознательная солидарность личности с традициями и требованиями группы. Человек занимает определенную позицию (либо позитивную, либо негативную) в группе не стихийно, а вследствие сознательной оценки соответствия групповых воздействий своим  собственным убеждениям, проявляя тем  самым принципиальность как важное морально-волевое качество личности.

Фрустрация - состояние личности, когда человек ощущает враждебность группы, ее реальное или кажущееся  противодействие его целям, бесперспективность своего положения в группе и т.п. Состояние фрустрации ведет к  существенным изменениям в поведении  субъекта: может проявляться грубость, агрессивность как по отношению  к тем обстоятельствам, которые  непосредственно выступают в  качестве препятствий, барьеров, так  и в отношении всех окружающих, особенно в подростковом возрасте. Иногда фрустрация проявляется в самоуничижении, приводит к нервной депрессии. Иногда у людей пассивного типа это приводит к замене блокированной деятельности воображаемыми ситуациями. Так, сотрудник, не сумевший оправдаться перед руководителем в своей неудаче, изменяет эту ситуацию в лучшую сторону в своем воображении. Часто переживаемое состояние фрустрации может привести к формированию нежелательных свойств личности: пассивности, агрессивности. Умение создать перспективу для личности каждого сотрудника - важное умение руководителя. Рассмотренная сложная динамика взаимодействия личности и группы, а также наблюдаемых при этом специфических феноменов группового поведения представляет значительный практический интерес для руководителей социальных систем управления, поскольку руководитель должен играть определенную роль в регуляции межличностных отношений, отношений между каждым членом группы и коллективом в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы изучения личности

2.1. Общая характеристика  методов изучения свойств личности

Знание свойств личности необходимо для прогнозирования  индивидуального и группового поведения, правильной расстановки кадров. Поэтому  руководителям в системах управления необходимо определять эти свойства в условиях производственной деятельности путем наблюдений, анализа деятельности, а также получать необходимые  данные с помощью практического  психолога. Наиболее популярными в  психологии являются следующие методы.

1. Наблюдение - это изучение  личности в условиях естественной  и привычной для него деятельности: игровой, учебной, производственной. Наблюдение приводит к накоплению  фактов, на основе которых руководитель  может сделать заключение о  профессиональной пригодности сотрудников,  успешности усвоения ими профессиональных  знаний и навыков, способностей  к решению конкретных производственных  задач. Путем наблюдения можно  получить данные об особенностях  памяти и внимания, восприятия  и мышления, о типологических  свойствах темперамента, чертах  характера и т.п. Накопленный  в результате наблюдения опыт  позволяет отделить закономерные  факты от случайных.

Информация о работе Комплексный анализ личности