Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:21, курсовая работа
Целью работы является выработка практических рекомендаций для эффективного использования полученных знаний, путём детального изучения теоретических и практических аспектов данной проблемы, а также примеров, имевших место на современном рынке.
Необходимо поставить основные задачи работы:
рассмотрение теоретических основ маркетинга в системе конкурентных взаимодействий и рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия;
оценка конкурентоспособности коммерческого предприятия на примере фирмы «Стоун-Сервис-Нева » (г. Санкт-Петербург); выработка практических рекомендаций для ООО «Стоун-Сервис-Нева» по повышению конкурентоспособности.
Введение 2
Глава 1. Определение конкурентоспособности промышленного предприятия 4
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 4
1.2. Анализ сильных и слабых сторон организации 8
1.3. Оценка конкурентоспособности продукции и услуг 13
1.4. Конкурентное преимущество организации 15
1.4.1. Конкурентные стратегии 15
1.4.2. Факторы конкурентных преимуществ предприятия 20
1.5. Методология оценки конкурентоспособности предприятия 20
1.5.1 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе интегрального показателя 21
1.5.2 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке 22
1.5.3 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке 22
Глава 2. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стоун-Сервис- Нева» 26
2.1. Общая характеристика предприятия 26
2.2.Оценка конкурентоспособности «Стоун-Сервис- Нева» на рынке инструмента для камнеобработки 27
2.4. Рекомендации по повышению конкурентоспособности 30
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Рисунок 2.1. - Конкурентные стратегии фирмы М.Портера.
1. Концентрация на издержках
– происходит массовое
2. Лидерство в издержках - происходит
экономия на масштабе
3. Стратегия дифференциации –
происходит специализация на
продукции, имеющей явные
4. Концентрация на
Другой взгляд на определение конкурентных стратегий фирмы, предложен Дж. П. Граймом. Он несколько пересекается с классификацией М.Портера и основывается на следующих положениях.
Каждая фирма имеет свою стратегию, состоящую из набора нескольких идей. Автор выделяет, по меньшей мере, четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы, каждый из которых ориентирован на разные условия экономической среды и ресурсы, находящиеся в распоряжении фирмы.
1. Виолентная (силовая) стратегия – стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Это массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает запас конкурентоспособности.
2. Эксплерентная (пионерская) стратегия – стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные инновации. Их деятельность связана с созданием новых или преобразованием старых рынков / товаров.
3. Коммутантная (соединяющая) стратегия – стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимальное удовлетворение небольших по объёму (локальных) потребностей рынка. Растёт ценность за счет сверхвысокого качества, индивидуализации продукции и эксклюзивности.
4. Патиентная (нишевая) стратегия – стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества.
Достаточно креативную классификацию конкурентных стратегий предложил Филип Котлер. Он разделил все фирмы, в зависимости от роли, которую те играют на рынке, на четыре типа:
Все они имеют собственные
Стратегии рыночных «лидеров»11:
1. Расширение общего рынка (
2. Защита своей доли рынка («Позиционная оборона» - наращивание мощи торговой марки; «Защита флангов» - выпуск новой, радикально отличающейся продукции; «Упреждающие оборонительные действия» - предупреждение конкурента, дезинформация; «Контратака» - ответные аналогичные действия; «Мобильная оборона» - расширение и диверсификация рынка; «Вынужденное сокращение»).
3. Расширение доли рынка (
Стратегии «претендентов на лидерство»:
1. Фронтальное наступление (
2. Фланговая атака (поиск
3. Окружение (захват большей части рынка и атака по всем направлениям).
4. Обходной маневр (диверсификация
продукции, географическая
5. Партизанская война (
Стратегии «последователей»:
1. Подражание (дублирование продукта и реализация его сомнительным посредникам).
2. Копирование (копирование
3. Имитация (что-то копируется у лидера, но сохраняются различия в рекламе, упаковке, ценах и пр.).
4. Приспособление (видоизменение или улучшение продукции лидера).
Стратегии «обитателей ниши»:
Ключевая идея ниши – специализация. Стратегии образуются в зависимости от специализации на том или ином сегменте: специализация по конечным пользователям, по вертикали, на особых клиентах, на индивидуальном обслуживании, на каналах распределения и пр.
С точки зрения формирования конкурентных стратегий интересна еще одна модель, предложенная американским ученым И. Ансоффом – матрица «товары-рынки»12. Она используется в условиях растущего рынка. Суть этой модели можно отразить в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Матрица «товары-рынки» Ансоффа
Товары | |||
существующие |
новые | ||
Рынки |
существующие |
стратегия проникновения на рынок |
стратегия развития товара |
новые |
стратегия поиска рынка |
стратегия диверсификации |
Ведущая консалтинговая компания США (Бостонская консультационная группа - БКГ) разработала матрицу «рост – доля рынка». Разработка стратегий осуществляется на основе портфельного анализа, то есть вся фирма делится на стратегические бизнес-единицы (СБЕ) – отдельные области её деятельности. Стратегии вырабатываются относительно положения каждой единицы на матрице. Размер каждого бизнеса пропорционален площади круга (см. рис. 2.4)13. На рисунке представлено возможное расположение СБЕ какой-либо компании.
Темпы роста
рынка
Относительная доля рынка
Рисунок 2.4. Модель БКГ
Матрица «рост – доля рынка» разделена на 4 квадранта. В них представлены области деятельности фирмы:
После того как компания определила место каждой СБЕ в матрице, она должна проанализировать содержимое своего бизнес-портфеля и определить дальнейшую стратегию развития.
Более четкий анализ позиции СБЕ и определение стратегических целей позволяет осуществить модель «General Electric».
Для организации работ по обеспечению
конкурентоспособности фирмы
Факторы конкурентного преимущества
предприятия можно подразделить
на внешние, проявление которых незначительно
зависит от самого предприятия, и
внутренние, почти целиком определяемые
руководством. Конкретная организация
может иметь несколько
Конкурентоспособность организации может быть оценена тремя методами: а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.
Интегральный показатель
конкурентоспособности
,(2.1)
где ПР, ИР - сравнительная эффективность использования производственных ресурсов (соотношения отдельных пар показателей сравниваемых предприятий по производительности труда, фондоотдаче, материалоотдаче), информационных и интеллектуальных ресурсов;
Кфин - коэффициент использования финансового ресурса, который определяется соотношением отдельных пар показателей сравниваемых показателей рентабельности продукции, производства, капитала, продаж, по платежеспособности и кредитоспособности предприятия.
Интегральный показатель КП рассчитывается как средневзвешенная величина, где каждый показатель имеет свою весомость. Если окажется, что КП1 > КП2, то предприятие 1 обладает конкурентным преимуществом по сравнению с предприятием 2.
Наряду с преимуществами,
которые определяются связью конкурентоспособности
предприятия с показателями эффективности
и результативности его деятельности,
этот метод имеет и недостаток
- трудоемкость и сложность расчета
интегрального показателя конкурентоспособности.
Кроме этого, по ряду причин процедура
оценки уровня конкурентоспособности
предприятия при помощи интегрального
показателя имеет ряд других проблем,
среди которых следует
выбор критерия эффективности использования ресурсов предприятия (рентабельность производства или продукции, или капитала, или труда, или продаж; или производительность труда, или материалоемкость; или показатели финансовой устойчивости предприятия и т.д.);
выбор базового объекта (предприятия-лидера)
для сравнения с учетом соизмеримости
характеристик выпускаемой
возможности сканирования (слежения)
рынка товаров при
Второй метод определения
конкурентоспособности
(2.2)
где - удельный вес i-го товара предприятия в объеме всех продаж за анализируемый период, доли единицы;
- показатель значимости рынка,
на котором реализуются товары
предприятия (рынки США,