Конкурентоспособность предприятия ООО «Арабская ночь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование маркетинга и конкурентоспособности в деятельности предприятия.
Задачами работы являются:
- исследование основных понятий конкурентоспособности;
- исследование методов анализа конкурентоспособности фирмы;
- анализ конкурентоспособности ООО «Арабская ночь»;

Содержание

Введение 3
1 Основные понятия конкурентоспособности 4
1.1 Понятие «конкуренция» 4
1.2 Понятие «конкурентоспособность» 7
1.3 Определение понятия «услуга» 9
2 Анализ конкурентоспособности фирмы 12
2.1 Понятие и виды конкурентных преимуществ 12
2.2 Формирование устойчивых конкурентных преимуществ 14
2.3 Движущие силы конкуренции в отрасли 18
3 Управление конкурентоспособностью ООО «Арабская ночь» 19
3.1 Общая характеристика организации 19
3.2 Оценка конкурентоспособности ООО «Арабская ночь» 21
3.3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Арабская ночь» 38
Заключение 41
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность предприятия.docx

— 130.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1 Основные понятия конкурентоспособности 4

1.1 Понятие «конкуренция» 4

1.2 Понятие «конкурентоспособность» 7

1.3 Определение понятия «услуга» 9

2 Анализ конкурентоспособности фирмы 12

2.1 Понятие и виды конкурентных преимуществ 12

2.2 Формирование устойчивых конкурентных преимуществ 14

2.3 Движущие силы конкуренции в отрасли 18

3 Управление конкурентоспособностью ООО «Арабская ночь» 19

3.1 Общая характеристика организации 19

3.2 Оценка конкурентоспособности ООО «Арабская ночь» 21

3.3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Арабская ночь» 38

Заключение 41

Список использованных источников 42

 

 

Введение

Стержнем современного рыночного  механизма можно назвать конкуренцию. Это связано не только с тем, что  масштабы ее проявления неизмеримо возросли за последние годы. Главное здесь  состоит в том, что конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыночных отношений, составляет важный элемент рыночного механизма, что  позволяет выделить в нем две  стороны: механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования; конкурентный механизм с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей.

Этим порождается необходимость  выявления существенных особенностей понятия «конкурентоспособность»  и «конкурентная стратегия». При  этом особого внимания заслуживает  теоретико-методологическая трактовка  анализа конкуренции, основанная на понимании ее двойственного характера  и места конкурентной стратегии  в рыночной экономике.

Поскольку процесс взаимодействия конкуренции и предпринимательства  выражается в форме конкурентной борьбы, необходимо иметь адекватную для определенной степени зрелости рыночных отношений конкурентную стратегию, которая обеспечивала бы наибольшие успехи в ходе данной борьбы. Кроме  того, изменившиеся в последнее время  усилия конкурентной борьбы, характеризующейся  переходом от статистической конкуренции  к динамической, требует формирования нового - конкурентоспособного механизма  управления предпринимательской деятельности.

Целью данной работы является исследование маркетинга и конкурентоспособности  в деятельности предприятия.

Задачами работы являются:

- исследование основных понятий конкурентоспособности;

- исследование методов анализа конкурентоспособности фирмы;

- анализ конкурентоспособности ООО «Арабская ночь»;

- разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «Арабская ночь». 

1 Основные понятия  конкурентоспособности

1.1 Понятие «конкуренция»

Развитие рыночных отношений  обусловило возникновение конкурентной среды в различных отраслях российской экономики.

Неотъемлемой составляющей рыночной экономики является конкуренция, в соответствии с которой на рынке обеспечиваются [6, стр.115]:

- наилучшее согласование планов производства продукции (услуг) производителей с потребностями потенциальных покупателей;

- наиболее эффективное расходование различных видов ресурсов, используемых при производстве готовой продукции (оказании услуг);

- распределение доходов между товаропроизводителями в соответствии с достигнутыми ими конечными экономическими и финансовыми результатами предпринимательской деятельности.

В общем случае термин «конкуренция»  определяется как активный процесс  взаимодействия, взаимосвязи и борьбы производителей и поставщиков, имеющий место в ходе реализации на рынке продукции, ресурсов, а также экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта. Для раскрытия экономической сущности понятия «конкуренция» в таблице 1 приведен обзор определений разных авторов.

Таблица 1 - Обзор  понятия «конкуренция»

Определение

Автор

Соперничество за достижение больших выгод, преимуществ

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.

Система институтов - норм и правил, регулирующих взаимодействия конкурирующих фирм с субъектами внешней среды

А.П. Градов

Динамичный  и развивающийся процесс, непрерывно меняющий ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные структуры

Портер М.

Соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели

Азоев Г.Л.

Борьба  фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка

Юданов А.Ю.

Процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях

Фатхутдинов Р.А.

Обнаружение нового - новых возможностей и способов их удовлетворения

Кирцнер И.М.

Честное соперничество между рыночными  агентами за наиболее выгодные условия  продажи продукта

Смит А.

Динамический  процесс, в котором генерируется поиск эффективных форм поведения и одновременно осуществляется их отбор

Тарануха Ю.В.

Борьба  между новым и старым

И. Шумпетер

Процедура открытия

Ф. Хайек

«...представляет собой способ существования капитала. И такой способ, при котором капитал соперничает с капиталом, как с самим собой, и с самим собой, как с другим капиталом»

К. Маркс


В приведенных определениях выделяются наиболее часто встречающиеся признаки, к которым относятся:

- наилучшее удовлетворение потребностей потребителей;

- соперничество между товаропроизводителями за покупателя;

- процесс управления субъектом рынка;

- механизм управления рынком.

Таким образом, выделяются три  подхода к определению понятия «конкуренция»:

1. Конкуренция - некое действие на рынке. Подход основывается на понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов.

2. Конкуренция - элемент рыночного механизма, позволяющий обеспечить строгое согласование спроса и предложения. Подход характерен для классической экономической теории.

3. Конкуренция - один из основных оценочных экономических критериев. Подход базируется на понимании конкуренции как неотъемлемого свойства рынка.

С учетом выявленных признаков  наиболее полным будет являться следующее  понятие «конкуренции».

Конкуренция - это динамичный и непрерывно возобновляемый процесс соперничества, осуществляемый между экономически независимыми (обособленными) товаропроизводителями в условиях ограниченных ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей (подразумеваются потребительские свойства) по приемлемой для них цене.

Предметом конкуренции является товар (услуга), а объектом - потребитель (покупатель, заказчик).

Посредством конкуренции  реализуются следующие функции [3, стр.23]:

- выявление и установление рыночной стоимости товара (услуги);

- выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от эффективности использования расходуемых ресурсов;

- регулирование перетока капитала между рынками, отраслями производства в зависимости от достигнутого ими уровня эффективности его использования.

Формы конкуренции между  предприятиями (организациями) бывают двух видов: видимые и неосязаемые, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1 –  Формы конкуренции [3, стр.23]

Таким образом, конкуренция  определяется как динамичный и непрерывно возобновляемый процесс соперничества, осуществляемый между экономически независимыми (обособленными) товаропроизводителями в условиях ограниченных ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей (подразумеваются потребительские свойства) по приемлемой для них цене.

1.2 Понятие «конкурентоспособность»

Весьма различны и подходы  к определению термина «конкурентоспособность». Эти подходы систематизированы  в таблице 2.

Таблица 2 –  Подходы к определению термина  «конкурентоспособность»

Определение

Автор

Способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам

Ожегов С.И.

Степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя

Кныш М.И.

Способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке

Фатхутдинов Р.А.

Способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса

Забелин П.В., Моисеева Н.К.

Комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию

Грошев В.П.

Конкурентоспособность – это характеристика товара, отражающая его отличие от аналогичного конкурентного товара как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение

Кредисов А.И.

Конкурентоспособность – это характеристика товара-конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение

Андреева  О.Д.

Конкурентоспособность товара – это оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени без ущерба производителю по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка

Фасхиев Х.А.


Ожегов С.И. в «Толковом словаре русского языка» термин конкурентоспособность трактует, как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам. Данное определение конкурентоспособности не дает полного представления и не применимо для оценки конкретного товара или услуги.

Кныш М.И. характеризует конкурентоспособность как степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Конкурентоспособность связанна не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов делающих покупку.

Фатхутдинов Р.А. дает следующее определение конкурентоспособности – это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке.

Забелин П.В., Моисеева Н.К. дают определение конкурентоспособности  как способности приносить прибыль  на вложенный капитал в краткосрочном  периоде не ниже заданной, или как  превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере  бизнеса.

Грошев В.П. толкует конкурентоспособность  как комплекс потребительских свойств  товара, определяющий его отличие  от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию. Данное определение является наиболее полным, так как автор учитывает  затраты за весь жизненный цикл товара, но при этом не учитывает разную конкурентоспособность товара на различных  рынках, в разное время и не оговаривает  потребителем или продавцом оценивается  конкурентоспособность.

Такие же недостатки в определении  конкурентоспособности присутствуют у Андреевой О.Д. и Кредисова А.И.. Так, Кредисов А.И. пишет: «конкурентоспособность – это характеристика товара, отражающая его отличие от аналогичного конкурентного товара как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение». Отличие от аналога конкурентного товара, по мнению автора главное условие конкурентоспособности.

Андреева О.Д. дает оценку конкурентоспособности следующим  образом: «конкурентоспособность – это характеристика товара-конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение». Следует отметить, что степень соответствия товара общественной потребности для различных рынков будет различной. Данная особенность в определении конкурентоспособности не учитывается.

Наиболее полное определение  приводится в работе Фасхиева Х.А. и само понятие звучит следующим образом: «конкурентоспособность товара – это оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени без ущерба производителю по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка». Определение учитывает время, отношение потребителя к товару, соотношение цены и качества, выгоду, то есть прибыльность производителя и привязку его к конкретному рынку или его сегменту.

Таким образом, делается вывод  о необходимости разделения конкурентоспособности  предприятия и продукта, о необходимости  оценки в процессе управления конкурентоспособностью как «абсолютной» категории конкурентоспособности  – потребительской оценки, так  и «частных» категорий, таких  как конкурентоспособность в  рыночном сегменте, ценовая и неценовая  конкурентоспособность и т.д.

1.3 Определение  понятия «услуга»

Фатхутдинов Р.А. пишет, что принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг имеют незначительные отличия, признавая при этом, что эти отличия все же есть, и эти отличия в каждом конкретном случае свои. При этом следует отметить, что большинство элементов конкурентоспособности товаров схожи с конкурентоспособностью услуги, и саму услугу также можно считать специфичным «товаром».

Попытаемся разобраться, что собой представляет услуга и  в чем ее отличие от товара. Существует большое количество определений  понятия «услуга». Определения систематизированы в таблице 3.

Таблица 3 –  Подходы к определению понятия  «услуга» с точки зрения конкурентоспособности

Определение

Автор

Действие, приносящее пользу, помощь другому или как создание бытовых удобств, предоставляемых кому-нибудь

Ожегов С.И.

Особый вид продукции, удовлетворяющий общественные и личные потребности

Родников  А.Н.

Результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя

Фатхутдинов Р.А.

Любое мероприятие или выгоду, которое одна сторона может предложить другой и которое в основном неосязаемо и не приводит к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде

Ф. Котлер


Так Ожегов С.И. в толковом словаре русского языка характеризует  услугу как действие, приносящее пользу, помощь другому или как создание бытовых удобств, предоставляемых  кому-нибудь. Родников А.Н. в терминологическом  словаре по логистике определяет услугу как особый вид продукции, удовлетворяющий общественные и  личные потребности. Фатхутдинов Р.А. дает определение услуге как результату взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.

Ф. Котлер относит к услуге любое мероприятие или выгоду, которое одна сторона может предложить другой и которое в основном неосязаемо и не приводит к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия ООО «Арабская ночь»