Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Выход на рынок сбыта практически всегда предполагает вступление в конкурентную борьбу, смысл которой заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 123.20 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

     В 90-х годах прошлого века Россия совершила стремительный переход от плановой экономики к рыночной. Это повлекло за собой возникновение принципиально новых для страны экономических отношений, как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке. Являвшиеся ранее монополией государства внешнеэкономические отношения стали неотъемлемой частью деятельности большого числа хозяйствующих субъектов, имеющих отношение к частному капиталу.

   Закономерно встали проблемы эффективного взаимодействия отечественных и зарубежных компаний, выхода отечественных компаний на внешние рынки и успешного функционирования иностранных компаний на российском рынке. Решать возникшие проблемы начали люди, напрямую заинтересованные в эффективном функционировании предприятий: управленцы и менеджеры компаний.

   Однако ввиду отсутствия опыта и практики в данном вопросе, менеджмент встал перед проблемой выработки эффективной методологии взаимодействия российского и иностранных рынков, именно поэтому вопрос о роли конкурентоспособности товаров и услуг, да и самого предприятия в развитии экономической деятельности предприятия является крайне актуальным в контексте современных российских условий.

    Выход на рынок сбыта практически всегда предполагает вступление в конкурентную борьбу, смысл которой заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно

3

обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке. Поэтому изучение конкуренции и конкурентов в рамках маркетинговых исследований представляется достаточно важным и актуальным. При этом одним из наиболее важных направлений изучения конкурентов является количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия и товаров в сравнении с уровнем конкурентоспособности конкурентов.

   Создание конкурентных  преимуществ перед соперником становиться стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальных экономик. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятий как основного звена экономики. Несмотря, на большое  количество факторов, влияющих, на конкурентоспособность предприятия все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок

     Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;

 

4

• определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;

• анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;

• определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции;

• определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.

При написании курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза, а также методы обработки результатов маркетинговых исследований, включающих методы экспертных оценок, методы экономико-математического моделирования.

Следует отметить довольно высокую степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе. Теоретической и методологической основой исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции.       

 

 

 

 

 

 

5

Глава     1. Исследование конкурентоспособности товара - теоретический аспект  .                                                                                                                                                          1.1 Конкурентоспособность продукции  как экономическая категория

В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Рыночная экономика, как система, сформировалась в результате образования общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов, обеспечивающих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов. К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения. До тех пор, пока в экономической системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продолжает функционировать и динамично развиваться. С исчезновением конкурентных начал, перестает существовать и целостная рыночная экономика.                                                                                                                                                                                    Прежде всего, необходимо различать конкурентоспособность объекта и субъекта. Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется в процессе деятельности конкретного экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать

6

в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)». Конкурентоспособность как экономическая категория выражает функциональный результат использования множества факторов действия конкуренции на различных уровнях и сегментах рынка. Экономической составляющей конкурентоспособности продукции является цена потребления данного товара. В это понятие входит цена приобретения изделия, цена эксплуатации изделия, зависящая от показателей его качества, и цена сервисного обслуживания. Цена потребления обычно значительно выше продажной цены (в общих расходах за срок службы транспортных средств продажная цена составляет не более 20%, магистрального самолета – 10-12%, бытового холодильника – около 10%), поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.

Однако этот экономический показатель при всей его информативности и значимости не исчерпывает полностью понятия конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов.

Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя и, естественно,

 

7

гарантируют удовлетворение данной потребности. Все характеристики

изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка и др.) При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового товара прежде, чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразно.

Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но полностью остановить невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Следовательно, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

 

8

Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность и самого предприятия, его финансово-экономическое состояние и репутацию. Но это возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.

       В своей работе «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» Фатхутдинов Р. А. определил конкурентоспособность всех уровней  как внешние факторы конкурентных преимуществ товара. По его мнению, с увеличением конкурентоспособности на уровне страны, отрасли, региона, организации, выпускаемой товар, улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара. Но существует мнение, что все уровни конкурентоспособности имеют двустороннюю связь. То есть конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.

Однако не всегда повышение конкурентоспособности объектов одного уровня способствует повышению конкурентоспособности объектов другого. Например, производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате снижает конкурентоспособность производителя.  

 

9

Конкурентоспособность

 страны

Факторы                                             Условия

Конкурентоспособность

 предприятия

Факторы                                               Условия

Конкурентоспособность

продукции


 

   На наш взгляд, все уровни конкурентоспособности имеют двустороннюю связь. То есть конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.

   Однако не всегда повышение конкурентоспособности объектов одного уровня способствует повышению конкурентоспособности объектов другого. Например, производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате снижает конкурентоспособность производителя.

 

10

Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности стран.

В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.

 Различия  в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже  в истории - все это в той  или иной степени влияет на  конкурентоспособность национальных  компаний. Портер показывает, что, несмотря  на все возрастающее значение  глобализации, национальная конкурентоспособность  определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных  условий.

Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, «национальный ромб», как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

1. Факторные  условия, то есть те конкретные  факторы (например, квалифицированная  рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной  конкуренции в данной отрасли.

2. Условия  спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.

3. Родственные  и поддерживающие отрасли, т. е. наличие  или отсутствие в

11

стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.

4. Стратегия  фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране  условия, определяющие процесс создания  управления фирм, и каков характер  конкуренции на внутреннем рынке.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции