Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 16:56, курсовая работа
Выход на рынок сбыта практически всегда предполагает вступление в конкурентную борьбу, смысл которой заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке.
Основными видами деятельности компании являются: разведка и добыча нефти на новых лицензионных участках; закупка нефти и нефтепродуктов для реализации на внутреннем и мировых рынках; переработка нефти на собственных и сторонних НПЗ; продажа нефти и нефтепродуктов на внутреннем и мировых ранках; инвестиционная деятельность в России и за
45
рубежом; привлечение кредитных ресурсов для финансирования собственных инвестиционных программ и капитальных вложений по дочерним и зависимым обществам.
За годы работы компания эффективно наращивает объемы добычи нефти и газа. Примерно каждую пятую тонну нефти ЛУКойл добывает за счет внедрения новейших методов нефтеотдачи пластов. Стратегию добычи можно охарактеризовать одним словом - «интенсификация».
ЛУКойл в дальнейшем собирается ускорять ввод новых месторождений в эксплуатацию с применением различных технологий повышения нефтеотдачи (в частности, гидроразрыва пласта). Но главный фактор ускорения разработок объектов не технологический, а финансовый. Предполагается не распылять вложения по всему массиву имеющихся месторождений, а сосредотачивать инвестиции на нескольких объектах, получать от них отдачу и затем переходить к освоению новых источников углеводородов
Производство природного и попутного газа становится все более важным для деятельности компании. В соответствии со стратегией развития «ЛУКойла» до 2014 года, доля добычи газа должна возрасти до 33% (до 50 млрд. м3 в абсолютном выражении). Фактически, именно опережающее увеличение газодобычи будет определять темпы развития компании в ближайшие годы.
Как следствие, рост производства газа уже сейчас существенно превышает динамику нефтедобычи компании (14,3% против 7,1% с учетом международных проектов в 2004 году), и в ближайшие годы эта разница, скорее всего, сохранится
Заводы ЛУКойла занимают лидирующие позиции среди российских НПЗ по
46
выпуску неэтилированного высокооктанового бензина, экологически чистого дизельного топлива и высокоэффективных смазочных масел.
ЛУКойл постоянно осуществляет модернизацию своих НПЗ, которая направлена прежде всего на увеличение глубины переработки нефти и повышение экологической безопасности производства. Стратегическая программа развития нефтеперерабатывающего сектора НК «ЛУКойл» предусматривает доведение глубины переработки нефти на российских НПЗ компании до 90-95% (65-70% по Ухтомскому НПЗ), а также полное прекращение выпуска дизельного топлива с содержание серы 0,5%.
Стратегическими целями в области переработки нефти являются: рост производства и повышение качества нефтепродуктов, выход на рынки Центральной и Юго-Восточной Европы, а также оптимизация взаимодействия между нефтеперерабатывающими и сбытовыми предприятиями компании, достижение баланса производства и переработки нефти; обеспечение роста сектора нефтепереработки компании в России и за ее пределами; освоение новых рынков сбыта, использование преимуществ производителя сырья; продвижение продукции компании в высокоприбыльный Средиземноморский регион; увеличение эффективности операции за счет кооперации и перераспределения функций между НПЗ компании.[
ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»
вторая после «Газпрома» по
объёмам выручки компания в
России. До 2007 являлась крупнейшей
по объему добычи нефтяной
компанией в России («Роснефть»
опередила ее после покупки
активов «ЮКОСа»). По размеру доказанных
запасов углеводородов «ЛУКОЙЛ»
48
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Лукойл».
Таблица 2.1 – Реализация автомобильных бензинов НПЗ России на внутреннем рынке в 2009-2011 г.г, т. тн.
Нефтеперерабатывающие заводы |
2009 |
2010 |
2011 |
Отклонения | |
2009- 2010 |
2010-2011 | ||||
Роснефть |
737,9 |
6400,5 |
6268,0 |
5662,6 |
-132,5 |
Лукойл |
4450,8 |
4963,0 |
5454,0 |
512,2 |
491,0 |
Сургут-КИНЕФ |
2309,8 |
2198,1 |
2333,6 |
-111,7 |
135,5 |
ТНК-ВР |
3876,5 |
3883,8 |
3968 |
7,3 |
84,2 |
Рязанская НПК |
3085,0 |
3078,0 |
3126,8 |
-7 |
48,8 |
Славнефть |
2122,0 |
2289,3 |
2283,7 |
167,3 |
-5,6 |
Ярославнефтеоргсинтез |
2122,0 |
2289,3 |
2289,3 |
167,3 |
-5,6 |
Уфимские заводы |
4848,8 |
4909,7 |
5102,3 |
60,9 |
192,6 |
Газпром |
2156,4 |
2138,0 |
2145,2 |
-18,4 |
-7.2 |
ТАИФ-НК |
272,3 |
489,1 |
627,5 |
216,8 |
138,4 |
Как видно из представленных данных, объем потребления бензина в России колеблются в пределах 2-5%. В 2010 году наблюдаем снижение объемов потребления бензина. Вызвано это ростом цен на сырую нефть. Мы видим, что в 2011году рост потребления бензина немного увеличился, преимущественно за счет увеличения количества автотранспорта, находящегося в личном пользовании. Парк легковых автомобилей возрастает. Если в 2001 году он составлял 21,2 млн. шт, то в 2011 году он составил 30-32 млн. шт, в том числе иностранного производства в 2001 году 4,6 млн. шт в 2011 году 7-8 млн. шт.
Однако даже в случае быстрого роста потребления бензина на внутреннем рынке значительным резервом характеризуется экспорт
49
автобензина. Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в 2010 году составил 203,091 млн. тн (4,967 млн. барр в сутки), что на 6,2 % ниже показателя 2009года. Экспорт нефтепродуктов для большинства НПЗ находящихся в центре России, менее рентабелен по сравнению с реализацией на внутренний рынке. Поэтому в случае роста потребления автобензина в России нефтяные компании без ущерба для себя сократят экспорт и переориентацию сбытовую политику.
Из таблицы 2.1 видно, что лидером производства автомобильных бензинов на российском рынке является Роснефть. Показатели Роснефти в 2009 году очень отличаются от показателей 2010 и 2011года. Если в 2009оду он составлял 737,9 тыс. тн, то в 2007 году он увеличился на 5662,6 тыс. тн (16,08%) и составил 6400,5 тыс. тн. В 2010году показатель сократился на (-132,5) тыс. тн и составил 6268,0 тыс. тн. Резкое увеличение показателей Роснефти связано с введением в производство усовершенственного оборудования, с использованием новых технологий, вовлечением капитала. Лукойл находится на втором месте, показатели которого в 2009году составили 4450,8 тыс. тн, в 2010году объем производства составил 4963,0 тыс. тн, что выше на 512,2 тыс. тн по сравнению с 2009 годом и составил 1,23%. В 2008 году объем производства составил 5454,0 тыс. тн, что выше по сравнению с 2010 годом на 491,0 тыс. тн (1,12%), а по сравнению с 2009 годом на 1003,2 тыс. тн (2,35%).
50
Таблица 2.2–Доля рынка производителей автомобильных бензинов в России (%)
Компания /завод |
2009 |
2010 |
2011 |
Отклонения | |
2009- 2010 |
2010-2011 | ||||
Роснефть |
2,15 |
2,15 |
17,5 |
16,8 |
0,73 |
Лукойл |
12,9 |
14,13 |
15,25 |
1,23 |
1,12 |
Сургут-КИНЕФ |
6,73 |
6,26 |
6,52 |
-0,47 |
0,26 |
ТНК-ВР |
11,30 |
11,06 |
11,10 |
-0.24 |
0,04 |
Рязанская НПК |
8,99 |
8.76 |
8,75 |
-0,23 |
001 |
Славнефть |
6,18 |
6,52 |
6,38 |
0.34 |
-0.14 |
Ярославнефтеоргсинтез |
6,18 |
6,52 |
6.39 |
0,34 |
-0.13 |
Уфимские заводы |
14.4 |
13.98 |
14,2 |
0,04 |
0.02 |
Газпром |
6,28 |
6.09 |
6.00 |
-0.19 |
-009 |
ТАИФ-НК |
0.79 |
2,6 |
1,76 |
1.81 |
-0.84 |
Как следует из таблицы 2.2, в 2010году произошло изменение позиции лидерства на рынке автомобильных бензинов. Компания Роснефть в 2010 году достигла уровень доли рынка 18,23%, что выше на 16,08% по сравнению с 2009 годом и 0,73% с 2008 годом. Так, абсолютным лидером в 2010 и 2011 годах является компания Роснефть.
На втором месте мы можем отметить компанию Лукойл. Рост доли рынка в 2009году составила 1,23%. А по итогам 2010 года достигла уровня 15,25%.
Таблица 2.3 - Реализация дизельного топлива НПЗ России на внутреннем рынке 2009-2011 гг., т. тн.
Нефтеперерабатывающие заводы |
2009 |
2010 |
2011 |
Отклонения | |
2009- 2010 |
2010-2011 | ||||
Роснефть |
3 079,9 |
15 080,7 |
15 403 |
12000,8 |
322,3 |
Лукойл |
10 6158,0 |
11 409,3 |
13 201 |
793,5 |
1791,7 |
Сургут-КИНЕФ |
4 706,0 |
4 849,1 |
5 040 |
141,3 |
190,9 |
ТНК-ВР |
5 795,2 |
6 395,4 |
6 593 |
600,2 |
197,6 |
Рязанская НПК |
4 063,5 |
4 016,8 |
4 089,8 |
-46.6 |
73,0 |
Славнефть |
3 812,4 |
3 813,2 |
4 145,5 |
0,8 |
332,3 |
Ярославнефтеоргсинтез |
3801,3 |
3 810,3 |
4 145,4 |
9,0 |
335,1 |
Уфимские заводы |
7281,9 |
7104,8 |
7 209,2 |
-177,1 |
104,4 |
Газпром |
1522,5 |
1 468,6 |
1 490 |
-53,9 |
21,4 |
ТАИФ-НК |
1 828,5 |
1 716,3 |
1918,6 |
-112,2 |
202,2 |
51
На втором месте Лукойл, показатель оторого в 2009году составил 10615,8 тыс. тн, а в 2010оду объем производства составил 11409,3 тыс. тн, что выше на 793,5 тыс. тн. по сравнению с 2006 годом и составил (0,65%). В 2011году объем производства составил 13201 тыс. тн, что выше по сравнению с 2010 годом на 1791,7 тыс. тн. (0,24%), а по сравнению с 2009 годом на 2585,2 тыс. тн. (0,89%).
Таблица 2.4 – Доля рынка производителей дизельного топлива в России, (%)
Компания /завод |
2009 |
2010 |
2011 |
Отклонения | |
2009- 2010 |
2010-2011 | ||||
Роснефть |
4,80 |
22,22 |
22,31 |
17,47 |
004 |
Лукойл |
16.54 |
17.19 |
17.43 |
0,65 |
0.24 |
Сургут-КИНЕФ |
7,33 |
7,30 |
7,30 |
-0,03 |
0 |
ТНК-ВР |
9,03 |
9,63 |
9,55 |
0,6 |
-0,08 |
Рязанская НПК |
6,33 |
6,05 |
6,16 |
-0,28 |
0,11 |
Славнефть |
5,94 |
5,74 |
6,00 |
-0,2 |
0,26 |
Ярославнефтеоргсинтез |
5,92 |
5,74 |
6,24 |
-0,18 |
0,5 |
Уфимские заводы |
11,35 |
10,7 |
10,44 |
-0,65 |
0,26 |
Газпром |
4,14 |
4,18 |
4,03 |
0,04 |
-0,5 |
ТАИФ-НК |
2,85 |
2,58 |
2,89 |
-0,27 |
0,31 |
Как видно из представленных данных, доли рынка большинства компаний в 2009 и 2010 гг. сократились за счет роста двух крупнейших игроков на российском рынке нефтепереработки, Роснефть и Лукойла
Компания Роснефть в 2010 году достигла уровень доли рынка 22,72%, что выше 2009 года на 17,92%. На втором месте компания Лукойл, рост доли рынка в 2009 году составил 0,65%. В 2011 году достигает уровня 17,43%, что на 0,24% больше 2009 года и на 0,89% 2010 года.
В России потребление дизельного топлива ежегодно увеличивается на 1,5 – 3%. Это обусловлено на наш взгляд, ростом грузооборота автомобильного транспорта, сопряженного с увеличением тарифов на железнодорожный транспорт.
52
Рассмотрим структуру производства и реализации топочного мазута российскими НПЗ.
Таблица 2.5 – Реализация топочного мазута НПЗ России на внутреннем рынке в 2009-2011гг., т. тн.
Нефтеперерабатывающие заводы |
2009 |
2010 |
2011 |
Отклонения | |
2009- 2010 |
2010-2011 | ||||
Роснефть |
4342,0 |
15899,6 |
16257,2 |
11557,6 |
357,6 |
Лукойл |
9121,3 |
10718,4 |
10285,1 |
1597,1 |
-433,3 |
Сургут-КИНЕФ |
6625,9 |
6460,8 |
6749,4 |
-165,1 |
288,6 |
ТНК-ВР |
6353,6 |
6194,1 |
6495,3 |
-159,5 |
301,2 |
Рязанская НПК |
4690,1 |
4690,7 |
4749,3 |
0,6 |
4749,3 |
Славнефть |
4091,4 |
4007,5 |
4226,1 |
-83,9 |
218,6 |
Ярославнефтеоргсинтез |
3801,3 |
3 810,3 |
4 145,4 |
-16,9 |
391,3 |
Уфимские заводы |
7281,9 |
7104,8 |
7 209,2 |
-249,1 |
305,1 |
Газпром |
379,2 |
394,0 |
415,2 |
15,0 |
21,2 |
ТАИФ-НК |
2152,2 |
1959,4 |
875,6 |
-192,6 |
-83,8 |
На предприятии Лукойл объем производства топочного мазута в 2009 году составил 9121,3 тыс. тн, а в 2010 году объем производства составил 10718,4 тыс. тн, что выше на 1597,1 тыс. тн по сравнению с 2009 годом и составил 1,77%. В 2011 году объем производства сократился на (-433,3) тыс. тн (1,4%) и составил 10285,1 тыс. тн, а по сравнению с 2009 годом на 1163,8 тыс. тн и на (0,37%).