Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Выход на рынок сбыта практически всегда предполагает вступление в конкурентную борьбу, смысл которой заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 123.20 Кб (Скачать файл)

 Основными видами деятельности компании являются: разведка и добыча нефти на новых лицензионных участках; закупка нефти и нефтепродуктов для реализации на внутреннем и мировых рынках; переработка нефти на собственных и сторонних НПЗ; продажа нефти и нефтепродуктов на внутреннем и мировых ранках; инвестиционная деятельность в России и за

 

45

рубежом; привлечение кредитных ресурсов для финансирования собственных инвестиционных программ и капитальных вложений по дочерним и зависимым обществам.

 За годы работы компания эффективно наращивает объемы добычи нефти и газа. Примерно каждую пятую тонну нефти ЛУКойл добывает за счет внедрения новейших методов нефтеотдачи пластов. Стратегию добычи можно охарактеризовать одним словом - «интенсификация».

ЛУКойл в дальнейшем собирается ускорять ввод новых месторождений в эксплуатацию с применением различных технологий повышения нефтеотдачи (в частности, гидроразрыва пласта). Но главный фактор ускорения разработок объектов не технологический, а финансовый. Предполагается не распылять вложения по всему массиву имеющихся месторождений, а сосредотачивать инвестиции на нескольких объектах, получать от них отдачу и затем переходить к освоению новых источников углеводородов

Производство природного и попутного газа становится все более важным для деятельности компании. В соответствии со стратегией развития «ЛУКойла» до 2014 года, доля добычи газа должна возрасти до 33% (до 50 млрд. м3 в абсолютном выражении). Фактически, именно опережающее увеличение газодобычи будет определять темпы развития компании в ближайшие годы.

Как следствие, рост производства газа уже сейчас существенно превышает динамику нефтедобычи компании (14,3% против 7,1% с учетом международных проектов в 2004 году), и в ближайшие годы эта разница, скорее всего, сохранится

Заводы ЛУКойла занимают лидирующие позиции среди российских НПЗ по

 

46

выпуску неэтилированного высокооктанового бензина, экологически чистого дизельного топлива и высокоэффективных смазочных масел.

ЛУКойл постоянно осуществляет модернизацию своих НПЗ, которая направлена прежде всего на увеличение глубины переработки нефти и повышение экологической безопасности производства. Стратегическая программа развития нефтеперерабатывающего сектора НК «ЛУКойл» предусматривает доведение глубины переработки нефти на российских НПЗ компании до 90-95% (65-70% по Ухтомскому НПЗ), а также полное прекращение выпуска дизельного топлива с содержание серы 0,5%.

Стратегическими целями в области переработки нефти являются: рост производства и повышение качества нефтепродуктов, выход на рынки Центральной и Юго-Восточной Европы, а также оптимизация взаимодействия между нефтеперерабатывающими и сбытовыми предприятиями компании, достижение баланса производства и переработки нефти; обеспечение роста сектора нефтепереработки компании в России и за ее пределами; освоение новых рынков сбыта, использование преимуществ производителя сырья; продвижение продукции компании в высокоприбыльный Средиземноморский регион; увеличение эффективности операции за счет кооперации и перераспределения функций между НПЗ компании.[

       ОАО «Нефтяная  компания «ЛУКОЙЛ»  вторая после «Газпрома» по  объёмам выручки компания в  России. До 2007 являлась крупнейшей  по объему добычи нефтяной  компанией в России («Роснефть»  опередила ее после покупки  активов «ЮКОСа»). По размеру доказанных  запасов углеводородов «ЛУКОЙЛ»  является второй в мире частной  нефтяной компанией после ExxonMobil.

 

48

 

2.2 Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Лукойл».

 

Таблица 2.1 – Реализация автомобильных бензинов НПЗ России на внутреннем рынке в 2009-2011 г.г, т. тн.

Нефтеперерабатывающие заводы

2009

2010

2011

Отклонения   

2009- 2010

2010-2011       

Роснефть

737,9

6400,5

6268,0      

5662,6               

-132,5  

Лукойл

4450,8

4963,0

5454,0

512,2

491,0

Сургут-КИНЕФ

2309,8

2198,1

2333,6

-111,7

135,5

ТНК-ВР

3876,5

3883,8

3968

7,3

84,2

Рязанская НПК

3085,0

3078,0

3126,8

-7

48,8

Славнефть

2122,0

2289,3

2283,7

167,3

-5,6

Ярославнефтеоргсинтез

2122,0

2289,3

2289,3

167,3

-5,6

Уфимские заводы

4848,8

4909,7

5102,3

60,9

192,6

Газпром

2156,4

2138,0

2145,2 

-18,4

-7.2

ТАИФ-НК

272,3

489,1

627,5

216,8 

138,4


 

     Как видно из представленных данных, объем потребления бензина в России колеблются в пределах 2-5%. В 2010 году наблюдаем снижение объемов потребления бензина. Вызвано это ростом цен на сырую нефть. Мы видим, что в 2011году рост потребления бензина немного увеличился, преимущественно за счет увеличения количества автотранспорта, находящегося в личном пользовании. Парк легковых автомобилей возрастает. Если в 2001 году он составлял 21,2 млн. шт, то в 2011 году он составил 30-32 млн. шт, в том числе иностранного производства в 2001 году 4,6 млн. шт в 2011 году 7-8 млн. шт.

     Однако даже в случае быстрого роста потребления бензина на внутреннем рынке значительным резервом характеризуется экспорт

 

49

автобензина. Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в 2010 году составил 203,091 млн. тн (4,967 млн. барр в сутки), что на 6,2 % ниже показателя 2009года. Экспорт нефтепродуктов для большинства НПЗ находящихся в центре России, менее рентабелен по сравнению с реализацией на внутренний рынке. Поэтому в случае роста потребления автобензина в России нефтяные компании без ущерба для себя сократят экспорт и переориентацию сбытовую политику.

      Из таблицы 2.1 видно, что лидером производства автомобильных бензинов на российском рынке является Роснефть. Показатели Роснефти в 2009 году очень отличаются от показателей 2010 и 2011года. Если в 2009оду он составлял 737,9 тыс. тн, то в 2007 году он увеличился на 5662,6 тыс. тн (16,08%) и составил 6400,5 тыс. тн. В 2010году показатель сократился на (-132,5) тыс. тн и составил 6268,0 тыс. тн. Резкое увеличение показателей Роснефти связано с введением в производство усовершенственного оборудования, с использованием новых технологий, вовлечением капитала. Лукойл находится на втором месте, показатели которого в 2009году составили 4450,8 тыс. тн, в 2010году объем производства составил 4963,0 тыс. тн, что выше на 512,2 тыс. тн по сравнению с 2009 годом и составил 1,23%. В 2008 году объем производства составил 5454,0 тыс. тн, что выше по сравнению с 2010 годом на 491,0 тыс. тн (1,12%), а по сравнению с 2009 годом на 1003,2 тыс. тн (2,35%).

 

 

 

 

 

 

50

Таблица 2.2–Доля рынка производителей автомобильных бензинов в России (%)

Компания /завод

2009

2010

2011

Отклонения   

2009- 2010

2010-2011       

Роснефть

2,15

2,15

17,5

16,8               

0,73 

Лукойл

12,9

14,13

15,25

1,23

1,12

Сургут-КИНЕФ

6,73

6,26

6,52

-0,47

0,26

ТНК-ВР

11,30

11,06

11,10

-0.24

0,04

Рязанская НПК

8,99

8.76

8,75

-0,23

001

Славнефть

6,18

6,52

6,38

0.34

-0.14

Ярославнефтеоргсинтез

6,18

6,52

6.39

0,34

-0.13

Уфимские заводы

14.4

13.98

14,2

0,04

0.02

Газпром

6,28

6.09

6.00 

-0.19

-009

ТАИФ-НК

0.79

2,6

1,76

1.81 

-0.84


    Как следует из таблицы 2.2, в 2010году произошло изменение позиции лидерства на рынке автомобильных бензинов. Компания Роснефть в 2010 году достигла уровень доли рынка 18,23%, что выше на 16,08% по сравнению с 2009 годом и 0,73% с 2008 годом. Так, абсолютным лидером в 2010 и 2011 годах является компания Роснефть.

   На втором месте мы можем отметить компанию Лукойл. Рост доли рынка в 2009году составила 1,23%. А по итогам 2010 года достигла уровня 15,25%.

Таблица 2.3 - Реализация дизельного топлива НПЗ России на внутреннем рынке 2009-2011 гг., т. тн.

Нефтеперерабатывающие заводы

2009

2010

2011

Отклонения   

2009- 2010

2010-2011

Роснефть

3 079,9

15 080,7

15 403

12000,8

322,3

Лукойл

10 6158,0

11 409,3

13 201

793,5

1791,7

Сургут-КИНЕФ

 

4 706,0

4 849,1

5 040

141,3

190,9

ТНК-ВР

5 795,2

6 395,4

6 593

600,2

197,6

Рязанская НПК

4 063,5

4 016,8

4 089,8

-46.6

73,0

Славнефть

3 812,4

3 813,2

4 145,5

0,8

332,3

Ярославнефтеоргсинтез

3801,3

3 810,3

4 145,4

9,0

335,1

Уфимские заводы

7281,9

7104,8

7 209,2

-177,1

104,4

Газпром

1522,5

1 468,6

1 490 

-53,9

21,4

ТАИФ-НК

1 828,5

1 716,3

1918,6

-112,2 

202,2


 

51

На втором месте Лукойл, показатель оторого в 2009году составил 10615,8 тыс. тн, а в 2010оду объем производства составил 11409,3 тыс. тн, что выше на 793,5 тыс. тн. по сравнению с 2006 годом и составил (0,65%). В 2011году объем производства составил 13201 тыс. тн, что выше по сравнению с 2010 годом на 1791,7 тыс. тн. (0,24%), а по сравнению с 2009 годом на 2585,2 тыс. тн. (0,89%).

Таблица 2.4 – Доля рынка производителей дизельного топлива в России, (%)

Компания /завод

2009

2010

2011

Отклонения   

2009- 2010

2010-2011       

Роснефть

4,80

22,22

22,31

17,47               

004 

Лукойл

16.54

17.19

17.43

0,65

0.24

Сургут-КИНЕФ

7,33

7,30

7,30

-0,03

0

ТНК-ВР

9,03

9,63

9,55

0,6

-0,08

Рязанская НПК

6,33

6,05

6,16

-0,28

0,11

Славнефть

5,94

5,74

6,00

-0,2

0,26

Ярославнефтеоргсинтез

5,92

5,74

6,24

-0,18

0,5

Уфимские заводы

11,35

10,7

10,44

-0,65

0,26

Газпром

4,14

4,18

4,03

0,04

-0,5

ТАИФ-НК

2,85

2,58

2,89

-0,27

0,31


 

Как видно из представленных данных, доли рынка большинства компаний в 2009 и 2010 гг. сократились за счет роста двух крупнейших игроков на российском рынке нефтепереработки, Роснефть и Лукойла

Компания Роснефть в 2010 году достигла уровень доли рынка 22,72%, что выше 2009 года на 17,92%. На втором месте компания Лукойл, рост доли рынка в 2009 году составил 0,65%. В 2011 году достигает уровня 17,43%, что на 0,24% больше 2009 года и на 0,89% 2010 года.

В России потребление дизельного топлива ежегодно увеличивается на 1,5 – 3%. Это обусловлено на наш взгляд, ростом грузооборота автомобильного транспорта, сопряженного с увеличением тарифов на железнодорожный транспорт.

52

Рассмотрим структуру производства и реализации топочного мазута российскими НПЗ.

 

Таблица 2.5 – Реализация топочного мазута НПЗ России на внутреннем рынке в 2009-2011гг., т. тн.

Нефтеперерабатывающие заводы

2009

2010

2011

Отклонения   

2009- 2010

2010-2011

Роснефть

4342,0

15899,6

16257,2

11557,6

 

357,6

Лукойл

9121,3

10718,4 

10285,1

1597,1

 

-433,3

Сургут-КИНЕФ

6625,9

6460,8

6749,4

 

-165,1

 

288,6

ТНК-ВР

6353,6

6194,1

6495,3

 

-159,5

 

301,2

Рязанская НПК

 

4690,1

4690,7

4749,3

0,6

4749,3

Славнефть

4091,4

 

4007,5

4226,1

-83,9

218,6

Ярославнефтеоргсинтез

3801,3

3 810,3

4 145,4

 

-16,9

391,3

Уфимские заводы

7281,9

7104,8

7 209,2

-249,1

305,1

Газпром

 

379,2

394,0

415,2 

15,0

21,2

ТАИФ-НК

 

2152,2 

1959,4

875,6

 

-192,6

-83,8


 

На предприятии Лукойл объем производства топочного мазута в 2009 году составил 9121,3 тыс. тн, а в 2010 году объем производства составил 10718,4 тыс. тн, что выше на 1597,1 тыс. тн по сравнению с 2009 годом и составил 1,77%. В 2011 году объем производства сократился на (-433,3) тыс. тн (1,4%) и составил 10285,1 тыс. тн, а по сравнению с 2009 годом на 1163,8 тыс. тн и на (0,37%).

Информация о работе Конкурентоспособность продукции