Конкурентоспособность строительного предприятия ОАО «Монолитстрой»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является оценить и повысить уровень конкурентоспособности строительного предприятия ОАО «Монолитстрой».
Основные задачи:
подробно рассмотреть сущность конкурентоспособности, методы ее оценки и виды конкурентных преимуществ предприятия;
проанализировать влияние факторов внешней среды на конкурентоспособность предприятия;
определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятия и оценить их экономическую эффективность.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовое.docx

— 249.29 Кб (Скачать файл)

Кроме того, анализируя деятельность ОАО «Монолитстрой», следует отметить, что данная организация имеет большой опыт  выполнения строительно-монтажных работ на объектах общественного назначения,   что в свою очередь обеспечивает необходимый уровень квалификации сотрудников, гарантированное высокое качество выполняемых работ, а, следовательно, позволяет привлечь большее число государственных и муниципальных заказчиков. 

  1. Коммерческие заказчики.

В указанный сегмент  входят строительные компании и инвестиционные фирмы, которые осуществляют инвестиции в строительство, занимаются управлением строительством и реализацией построенного объекта.

Что касается коммерческих заказчиков, то среди признаков, по которым происходит выделение целевых сегментов в пределах этой группы потребителей, необходимо отметить – географический, назначение объекта, предъявленного к строительству и размер фирмы-заказчика.

В зависимости от назначения объекта, предъявляемого заказчиком к выполнению строительно-монтажных работ, выделение целевых групп потребителей для коммерческих заказчиков происходит аналогично государственным и муниципальным заказчикам:

  • объекты гражданского назначения;
  • объекты промышленности.

По географическому признаку коммерческие выделяются заказчики:

  • расположенные на территории Брянской области;
  • расположенные за пределами Брянской области.

В зависимости от размера предприятия-заказчика можно выделить 3 сегмента:

  • крупные предприятия-заказчики;
  • средние предприятия-заказчики;
  • малые предприятия-заказчики.

ОАО «Монолитстрой», ориентируясь на коммерческих заказчиков, особое внимание должно уделить организациям-потребителям, инициирующим строительство как объектов гражданского, так и объектов промышленного назначения, расположенным на территории Брянской области. Этот выбор связан с тем, что ОАО «Монолитстрой» успешно зарекомендовало себя на строительном рынке Брянской области, что обеспечивает постоянный спрос  на услуги, предоставляемые исследуемой организацией на территории указанного региона.

Также, необходимо отметить, что при выборе предприятия-заказчика ОАО «Монолитстрой» целесообразно отдавать предпочтение крупным и средним организациям, которые обладают достаточными ресурсами и характеризуются стабильным финансовым положением, что обеспечивает гарантию оплаты выполненных работ.

Оценка привлекательности потенциальных сегментов для ОАО «Монолитстрой» показала, что в качестве целевого для указанного предприятия  необходимо принять сегмент, состоящий из государственных и муниципальных заказчиков, ориентированных на строительство объектов гражданского назначения. Также в роли целевого сегмента выступают крупные и средние коммерческие заказчики объектов гражданского и промышленного строительства, расположенные на территории Брянской области.

При этом следует отметить, что возможности предприятия позволяют ему обслуживать и другие сегменты, но в настоящее время они не являются  приоритетными.

 

      1. Анализ конкурентной среды ОАО «Монолитстрой»

 

Успех деятельности ОАО «Монолитстрой» на выбранных целевых сегментах будет зависеть от их структурной привлекательности и защищенности в отношении конкурентов.

Принимая во внимание тот факт, что ОАО «Монолитстрой»  относится к генподрядным организациям и принадлежит к предприятиям среднего бизнеса, к основным конкурентам исследуемой фирмы следует отнести такие строительные компании как ОАО СКФ «Комфорт», ЗАО «Созидатель».

Анализ состояния и результатов деятельности конкурентов позволит выявить их сильные и слабые стороны, а также выделить конкурентные преимущества  изучаемого предприятия. В связи с этим изучение состояния исследуемого предприятия и оценка его конкурентоспособности проводится в сравнении с конкурентами по двум основным направлениям: анализ технико-экономического состояния и оценка предприятий-конкурентов по основным критериям целевых потребителей [12].

Для оценки технико-экономического уровня строительно-монтажной организации можно использовать систему показателей, характеризующих объемы выпуска продукции, стоимость средств основных средств труда, техническую вооруженность работающих, а также применяемую технологию.

Целесообразно отразить полученные в ходе исследования результаты в виде сводной таблицы 4.

Таблица 4 – Оценка технико-экономических показателей предприятий-конкурентов по состоянию на 2012-2013 гг.

Наименование организации

ОАО «Монолитстрой»

ОАО СКФ «Комфорт»

ЗАО «Созидатель»

Наименование показателя

Объем выполненных работ, млн. руб.

378,8

350,0

363,3

Среднесписочная численность работников, чел.

В т.ч.

  • работающие
  • рабочие

 

240

 

28

212

 

287

 

45

242

 

164

 

33

131

Балансовая стоимость оборудования, млн. руб.

7,68

41,56

6,31

Фондовооруженность, руб/ч

32008,3

144832,8

38475,6

Наличие собственной производ-ственной базы.

+

+

-

Вид технологии, применяемый для производства СМР

массовая

массовая

Массовая


 

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что по объему выполненных работ рассматриваемые организации в значительной степени не уступают друг другу, что говорит о достаточности заказов и наличии необходимых ресурсов и средств для производства строительно-монтажных работ в указанных объемах. При этом изучаемая строительная организация - ОАО «Монолитстрой» - занимает лидирующие позиции, что является положительным фактором, характеризующим успешное развитие организации в рамках конкурентной борьбы. Важными показателями, характеризующими технико-экономическое состояние организации, являются стоимость основных средств, используемых предприятием и находящихся на его балансе, а также фондовооруженность работников предприятия. Анализируя  рассматриваемых конкурентов  по данным критериям, следует отметить, что исследуемая организация уступает конкурентам и обладает недостаточным производственным потенциалом, что препятствует выполнению нескольких заказов одновременно. При этом наличие у ОАО «Монолитстрой» собственной производственной базы предприятия дает возможность для потенциального расширения парка строительных машин и оборудования.

Что касается, технологии выполнения строительно-монтажных работ, необходимо отметить, что в настоящее время применяемые на предприятиях технологии условно можно классифицировать как:

  • массовые, используемые на большинстве предприятий;
  • устаревшие, значительно уступающие по своим параметрам широко используемым технологиям;
  • прогрессивные, имеющие существенные преимущества перед массовыми технологиями.

Согласно данным таблицы, все рассмотренные предприятия используют при производстве строительно-монтажных работ массовые технологии, поэтому выполняемые ими работы не имеют значительных отличий по качеству и срокам строительства, а также по возможности снижения себестоимости осуществляемых работ.

Таким образом, результаты анализа технико-экономических показателей, характеризующих состояние и уровень развития предприятий-конкурентов, показали основные направления стратегического развития предприятия, следование которым обеспечит успешное функционирование ОАО «Монолитстрой» на строительном рынке. К ним следует отнести:

  1. увеличение производственной мощности предприятия, которое позволит повысить число заказов, выполняемых строительной организацией единовременно, а, следовательно, увеличит объемы выполненных работ и обеспечит повышение прибыльности организации.
  2. использование прогрессивной технологии, современных материалов и конструкций, обеспечивающих быстрые сроки строительства объектов, высокое качество выполняемых работа, а также создающих резервы для снижения себестоимости работ, что позволяет генподрядным организациям выигрывать торги, связанные с получением заказа.

В рамках анализа предприятий-конкурентов по основным критериям целевых потребителей, необходимо проанализировать, каким образом рассматриваемые предприятия оцениваются с точки зрения целевых сегментов по значимым для них признакам. Результаты анализа представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 – Сравнительная характеристика предприятий-конкурентов по основным критериям целевых потребителей

Наименование оцениваемого показателя

Наименование организации

ОАО «Монолитстрой»

ОАО СКФ «Комфорт»

ЗАО «Созидатель»

Качество

5

4

4

Репутация фирмы

5

5

5

Известность

5

5

5

Квалификация персонала

5

5

5

Информация (реклама)

3

4

3

Сроки строительства

5

5

4

Отношения с субподрядными организациями и поставщиками

4

4

4


 

Критериями оценки конкурентоспособности строительно-монтажной организации могут служить конкурентоспособность производимой ею строительной продукции и конкурентоспособность самого подрядчика.

Традиционно основными характеристиками  конкурентоспособности продукции строительной организации, обеспечивающими удовлетворение конкретной потребности покупателей являются качественные параметры продукции. По этому критерию работы, выполняемые изучаемым предприятием, выгодно отличаются от аналогичных услуг конкурентов, что обеспечивает более высокий и постоянный спрос на услуги оАО «Монолитстрой».

Однако использование при оценке только качественных показателей в недостаточной мере характеризует конкурентоспособность фирмы, работающей на строительном рынке. На способность строительно-монтажной организации получать заказы в условиях конкуренции сильное влияние оказывают также факторы, непосредственно не связанные с характеристиками строительной продукции.

С точки зрения основных потребителей - заказчиков - репутация и известность фирмы также являются важными критериями  выбора генподрядной организации с точки зрения заказчика, что обуславливает необходимость оценки указанных параметров. При этом необходимо отметить, что рассматриваемые предприятия-конкуренты имеют высокие баллы по данным показателям. Это связано, прежде всего, с тем, что выделенные генподрядные организации уже длительное время функционируют в отрасли и завоевали известность, как на строительном рынке города, так  и области.

Уровень квалификации персонала рассматриваемых организаций также характеризуется высокими показателями оценки. Объясняется это тем, что сотрудники предприятий имеют большой опыт работы на данном рынке, что обеспечивает надежность и высокое качество предоставляемых услуг.

Что касается политики продвижения продукции, в частности рекламирования  услуг, предоставляемых указанными генподрядными организациями, то наиболее высокую оценку по этому критерию имеет ОАО СКФ «Комфорт», рекламу которого чаще всего можно встретить в Брянске в виде рекламных щитов, объявлений в прессе и на радио. В связи с этим ЗАО «Монолитстрой» также должно направить свои усилия на развитие рекламной политики, что повысит информированность потребителей и будет стимулировать спрос на услуги данной организации.

Наряду с качеством и издержками чрезвычайно важным показателем конкурентоспособности является время. Особое значение временной фактор играет в строительной отрасли, т.к. скорость строительства определяет сроки ввода объекта в эксплуатацию, что важно для заказчика. По срокам строительства ЗАО «Монолитстрой» не уступает основным конкурентам и имеет высокую оценку, что дает возможность данной организации в случае досрочного выполнения подрядного контракта согласно условиям договора с заказчиком строительной продукции получать вознаграждение за сокращение срока строительства. Кроме того, если по предмету торгов заказчик в своих требованиях для производственных зданий и сооружений выставляет условия по ускорению их ввода в эксплуатацию и повышению рентабельности проектируемого или сооружаемого объекта, то выбор победителя торгов может осуществляться по критерию дополнительной прибыли, которую предполагается получить за период сокращения срока строительства, а также дополнительной прибылью от снижения текущих затрат за расчетный период эксплуатации объекта.

Еще одним значимым критерием при оценке генподрядных предприятий-конкурентов являются отношения с субподрядными организациями и поставщиками строительных материалов, изделий и конструкций. Партнерские отношения с указанными типами предприятий позволят снизить издержки, связанные с выполнением строительно-монтажных работ, а также позволят обеспечить ввод строящихся объектов в эксплуатацию в установленный срок.  В рамках данного критерия все указанные организации имеют достаточно высокую оценку, однако, это не предел. В связи с этим для ОАО «Монолитстрой» целесообразно выстраивать прочные и надежные деловые отношения с его основными поставщиками и субподрядными организациями и поднять их на качественно новый уровень.

Информация о работе Конкурентоспособность строительного предприятия ОАО «Монолитстрой»