Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 23:27, курсовая работа
Целью работы является оценить и повысить уровень конкурентоспособности строительного предприятия ОАО «Монолитстрой».
Основные задачи:
подробно рассмотреть сущность конкурентоспособности, методы ее оценки и виды конкурентных преимуществ предприятия;
проанализировать влияние факторов внешней среды на конкурентоспособность предприятия;
определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятия и оценить их экономическую эффективность.
Прямые затраты на производство строительно-монтажных работ складываются из стоимости строительных материалов, затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов используемых для выполнения данного вида работ и основной заработной платы строительных рабочих. При этом в среднем затраты на строительные материалы, изделия и конструкции, необходимые в процессе строительства составляют 60-70% от общей суммы издержек. В свою очередь расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов включают в себя затраты по транспортировке, погрузке и разгрузке; монтажу и демонтажу; перестановке машин в пределах строительной площадки, а также заработную плату машинистов и в общем случае составляют около 10-15% от суммы прямых расходов. Что касается заработной платы основных производственных рабочих и прочих расходов, то они составляют соответственно 15-20% и 1-5 % от общей суммы всех прямых расходов.
К накладным расходам относятся
затраты, непосредственно не связанные
с процессом создания строительной продукции,
а направленные на создание общих условий
строительного производства, его организации,
управления и обслуживания. Накладные
расходы в отличие от прямых затрат непосредственно
не связаны с изготовлением или монтажом
отдельных конструктивных элементов и
с производством отдельных видов работ,
эти расходы не дают прямого прироста
объема выполненных работ, но косвенно
этому способствуют. В состав этих расходов
входят затраты на содержание инженерно-технического
и административно-
В сметную стоимость выполнения строительно-монтажных работ закладывается планируемая прибыль строительной организации - плановые накопления. Эта категория, как правило, составляет 6-8 % от суммы прямых затрат и накладных расходов. По своей сути плановые накопления являются источником образования фондов пополнения и модернизации собственных оборотных средств, платежей в бюджет за основные фонды, а также источником финансирования собственных капитальных вложений. Кроме того, плановые накопления направляют на улучшение культурно-бытовых условий рабочих и инженерно-технического персонала [12].
Определение резервов строительного предприятия в области сокращения издержек на производство строительно-монтажных работ позволит увеличить долю сметной прибыли в общей себестоимости работ, а, следовательно, повысить результативность работы предприятия.
Таким образом, анализируя процесс ценообразования ОАО «Монолитстрой», можно выделить ряд основных преимуществ исследуемой фирмы, выступающих в качестве потенциальных резервов, способных обеспечить снижение себестоимости строительно-монтажных работ.
Прежде всего, к ним относится наличие в ОАО «Монолитстрой» собственной производственной базы, что обуславливает возможность использования для выполнения СМР материалов и конструкций собственного изготовления, снижая при этом себестоимость работ.
Кроме того, в распоряжении предприятия находятся некоторые виды строительных машин и оборудования, что позволяет снизить затраты по статье эксплуатации машин и оборудования, в свою очередь, сокращая сумму всех прямых расходов на производство СМР.
Еще одним важным фактором, обеспечивающим для исследуемого предприятия снижение себестоимости СМР, является высокая квалификация и большой опыт работы сотрудников ОАО «Монолитстрой». Влияние этого фактора выражается в высокой производительности труда, а, следовательно, в снижении расходов по заработной плате и отчислениям на единицу строительной продукции.
В свою очередь, общее снижение суммы прямых затрат, входящих в состав себестоимости продукции, обеспечит и сокращение накладных расходов, рассчитанных в процентах от полученной суммы прямых затрат, тем самым обеспечивается общее снижение себестоимости выполнения СМР за счет снижения расходов по двум основным элементам.
В связи с тем, что рассматриваемая организация является генеральным подрядчиком, целесообразно рассмотреть особенности формирования цены для данного типа строительных компаний.
Прежде всего, необходимо отметить, что в основе осуществления деятельности генподрядной организации лежит привлечение заказчиков и заключение с ними договора подряда. Определяющим фактором при заключении договора подряда является договорная цена. Она устанавливается заказчиком и генподрядчиком на равноправной основе с учетом действующих нормативных документов.
При этом договорная цена в зависимости от вида заказчика может быть открытой и твердой. Открытая договорная цена устанавливается в договоре подряда, заключенном между генподрядной организацией и частным инвестором или коммерческим заказчиком. В этом случае цена представляет собой сумму себестоимости выполнения СМР и прибыли, которую желает получить генподрядчик. Необходимо отметить, что себестоимость открытой договорной цены является переменной величиной и определяется исходя из сметы на выполнение СМР, в то время как прибыль генподрядчика фиксируется по соглашению сторон.
В соответствии с таким договором, целесообразно строить сложные объекты и объекты с длительным производственным циклом.
Если заказ на строительство
размещается на конкурсной
Учитывая, что в качестве целевого сегмента для ОАО «Монолитстрой» были выбраны государственные и муниципальные заказчики, то приоритетным направлением деятельности для предприятия должно стать участие в конкурсах и аукционах на выполнение строительно-монтажных работ по объектам социального назначения.
Исходя из того, что победителем торгов на получение государственного заказа признается строительная организация, предложившая наименьшую цену договора, ценовая стратегия ОАО «Монолитстрой» должна быть направлена на снижение себестоимости СМР, обеспечивая при этом общее снижение договорной цены. Необходимо отметить, что в качестве общей может быть выбрана стратегия ориентации на затраты, при которой пороговая цена для предприятия – цена безубыточности, обеспечивающая покрытие постоянных и переменных издержек.
При этом, несмотря на то, что ОАО «Монолитстрой» обладает некоторыми преимуществами, позволяющими этому предприятию сокращать цены на строительную продукцию, необходимо разрабатывать дополнительные мероприятия, которые должны быть направлены на:
Однако, следует обратить внимание на то, что необоснованное и чрезмерное расширение производственной мощности предприятия может привести к формированию неиспользуемого оборудования, дополнительных затрат на его обслуживание и в итоге к увеличению расходов, направленных на содержание производственной базы предприятия. Это в свою очередь, приведет к противоположному негативному результату – повышению себестоимости выполняемых работ.
Сбыт строительной продукции - достаточно сложное понятие. Принято различать сбыт в широком и узком смысле этого слова. Сбыт в широком смысле - это совокупность видов деятельности строительной организации, направленной на удовлетворение платежеспособного спроса покупателей. В узком смысле - это вид деятельности по продвижению готовой строительной продукции на рынок, что зачастую ограничивается функциями непосредственной продажи.
Необходимость организации сбытовой деятельности объясняется следующими причинами:
Необходимо отметить, что производственно-сбытовая деятельность строительной компании включает в себя четыре основных направления (канала распределения):
В ходе выполнения курсовой работы исследуется деятельность генподрядной строительной организации, конечной продукцией которой являются объекты капитального строительства. Учитывая тот факт, что рассматриваемая компания не выступает в качестве заказчика и застройщика строительства объектов, т.е. основными потребителями, выбранными в процессе сегментирования, являются государственные, муниципальные и коммерческие заказчики, то в качестве основных каналов распределения ОАО «Монолитстрой» можно выделить прямой сбыт и реализацию строительных контрактов через торги.
Прямой сбыт как одно из направлений сбытовой политики строительных организаций подразумевает существование рынка «производителя-продавца». И в этой связи при реализации строительной продукции по сравнению с реализацией потребительских товаров каналы товародвижения и сбыта носят одно- или двухступенчатый характер, часто прямой: строительная организация – потребитель-заказчик. При этом способе производственно-сбытовая функция строительной организации нацелена на заранее известный рынок, и выпуск строительной продукции осуществляется в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами, подрядами и предварительными соглашениями на строительство тех или иных объектов.
При этом прямой сбыт в ОАО «Монолитстрой» направлен, как правило, на удовлетворение потребностей коммерческих заказчиков, с которыми договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ заключаются напрямую по соглашению сторон.
В рамках данного направления сбыта проблема реализации продукции сводится к соблюдению договорной дисциплины и взаимных обязательств: строительная организация обязана своевременно и качественно построить объект и сдать его в эксплуатацию, в то время как потребитель-заказчик должен оплатить в указанные сроки полученный объект.
Одним из эффективных направлений сбытовой политики для рассматриваемого предприятия является реализация строительных контрактов через торги, что связано с ориентацией деятельности ОАО «Монолитстрой» на удовлетворение потребностей государственных и муниципальных заказчиков объектов капитального строительства, размещающих свои заказы при помощи конкурсной системы заключения договоров строительного подряда.
Необходимо отметить, что форма торгов и другие методы сбыта капитальных объектов, а также тендерная форма распределения подрядов, используемые в рамках конкурсной системы, обладают важным преимуществом.
Действующая система заключения подрядных строительных договоров на основе конкурсного отбора подрядчиков ставит своей целью достижение максимально возможного снижения стоимости строительства и сокращения продолжительности выполнения строительных работ, что позволяет строительной компании заблаговременно учесть свои возможности в организации процесса сооружения объекта и отразить их в пониженной - по сравнению с конкурентами - цене предложения по проекту и в сокращении сроков строительства.
Информация о работе Конкурентоспособность строительного предприятия ОАО «Монолитстрой»