Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 10:16, контрольная работа
Целью данной работы является выявление и обобщение способов разрешения и предотвращения конфликтов. Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие, сущность и значение конструктивных конфликтов;
• выявить причины возникновения такого вида конфликтов;
• описать возможные действия в конфликтных ситуациях;
• выяснить способы предупреждения конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ……...……………………………………………………………… 3
КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ………………….… 4
ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ………….……………….. 8
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ………………………………………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 21
СИТУАЦИЯ «ВСЁ И СРАЗУ»………………………………………………… 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………...………………………………………….. 27
Обнаружению скрытых участников конфликта помогает ответ на вопрос: кому это выгодно?
Внешним признаком вовлеченности человека в личностно-эмоциональный, деструктивный конфликт является его поведение, проявляющееся в излишнем многословии, взволнованности речи, нежелании слушать встречные доводы.
В случае конструктивного конфликта участники сдержаннее в проявлении эмоций, больше значения придается логике, фактам, аргументам.
Поэтому излишняя горячность участника конструктивного конфликта может служить указанием на то, что конструктивная составляющая для него является, возможно, лишь ширмой для достижения своих личных интересов.
Продолжая сравнение с болезнью, можно сказать, что так же, как невозможно правильное лечение без постановки точного диагноза, так невозможно и эффективное разрешение конфликта без знания действительных причин, к нему приведших.
В качестве иллюстрации приведем такой пример из практики. Опытные рабочие стали отказываться заниматься наставничеством. Руководство обвинило их в нежелании создавать себе конкурентов, в намерении закрепить свое исключительное положение.
Однако в действительности оказалось, что у рабочих были на то другие причины: поступление необходимых комплектующих деталей было неритмичным, и рабочие постоянно находились на грани простоя. Поэтому они считали, что сначала нужно обеспечить поступление комплектующих, а затем увеличивать количество рабочих мест. Когда вопрос с комплектующими был решен, наставничество перестало быть проблемой.
Первоначальная версия была выгодна лицам, ответственным за обеспечение рабочих мест всем необходимым, ибо уводила их от ответственности. Но одновременно она уводила и от разрешения конфликта, способствовала его запутыванию, обрастанию новыми конфликтами. Таким образом, отказ от наставничества был лишь проявлением, имевшим место в конфликтной ситуации с нехваткой комплектующих.
Причиной инцидента может быть любое неосторожно сказанное руководителем слово, любой иной повод.
К сожалению, многие наши руководители подходят к разрешению конфликтов поверхностно, не решаясь заглянуть вглубь явления, понять его причины. Но поскольку при этом остаются не устраненными причины конфликтов, последние возникают снова и снова.
Конкретные действия руководителя в конфликте зависят, во-первых, от того, видит ли он свою вину. Это, вероятно, самый сложный момент — не поддаться соблазну искать ошибки, прежде всего у других, оберегая от критики себя. Дальнейшее зависит от того, какой цели добиваются инициаторы конфликта — ближней или дальней.
Если ставятся ближние цели, то чаще всего необходимо некое практическое действие: принять или отменить решение (если это возможно), извиниться, если руководитель чувствует свою вину, то есть предпринять конкретные шаги. Оценить положение и принять решение в этом случае сравнительно нетрудно.
Сложность состоит в том, что в случае, когда реальные шаги по удовлетворению претензий невозможны, требуется убедить оппонента в том, что вы вынуждены отказать.
Цель инициатора конфликта может быть отдаленной. Достижение ее не может быть осуществлено немедленно, поскольку нужно длительное время для реализации принятых решений: реорганизовать работу подразделения, улучшить условия труда и отдыха, отступить от привычных порядков и сложившихся структур и т.д.
Такого рода преобразования требуют многих последовательных шагов. Но самое главное, чтобы первый шаг был сделан без промедления. Он покажет инициаторам конфликта, что «лед тронулся». Бездействие же руководства, даже сдабриваемое обещаниями, способно лишь раздражать людей.
В случае, когда руководитель добивается изменения отношения подчиненного к своим обязанностям, самое главное — убедить последнего, что это не прихоть руководителя, а настоятельная необходимость, с которой нужно считаться.
Есть еще одна разновидность конфликтов, выражающаяся в негативной эмоциональной реакции на происшедшее.
Конфликты такого рода часто не имеют смысла. Но пострадавший внутренне никак не может примириться с неугодным ему решением, создавая напряженность в отношениях с окружающими.
Руководителю в таких случаях необходимо учитывать состояние человека, проявлять сочувствие к нему, ибо только на эмоциональном уровне можно исчерпать такие конфликты.
Нередко возникают конфликты, в основе которых — мнимые противоречия. Это случается в основном из-за какого-либо небольшого инцидента или реплики руководителя в адрес «не вовремя подвернувшегося под руку» подчиненного.
Разрешение ситуации достигается откровенной беседой и проявлением доброжелательного отношения к подчиненному.
В общении с конфликтующими сторонами необходимо соблюдать следующие правила:
Рассмотрим конфликты "по вертикали".
Практика показывает, что бесконфликтному взаимодействию руководителя с подчиненными способствуют следующие условия:
В целях правильного построения взаимоотношений с подчиненными, грамотной организации управленческой деятельности, а также предупреждения конфликтов «по вертикали» целесообразно руководствоваться следующими правилами:
Рекомендации руководителю по конструктивному разрешению конфликтов с подчиненными:
Так же существуют различные подходы к пониманию роли руководителя в урегулировании конфликта между подчинёнными.
Первый заключается в том, что руководителю целесообразно ориентироваться на роль посредника в конфликте, а не арбитра. Считается, что арбитраж имеет ряд особенностей, снижающих его эффективность при использовании в разрешении межличностных конфликтов, а именно:
Второй подход заключается в том, что руководителю необходимо уметь гибко применять все типы посредничества. Основными для руководителя являются роли арбитра и посредника, а дополнительными – роли третейского судьи, помощника и наблюдателя.
Модель арбитра оптимальна в ситуациях, когда:
Руководителю целесообразно использовать роль арбитра при регулировании конфликтов «по вертикали», особенно если оппоненты разделены несколькими ступеньками иерархической пирамиды.
Модель посредника может использоваться при урегулировании конфликтов
в ситуациях: