Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:07, контрольная работа
1.Что такое лидерство и чем оно отличается от менеджмента?
2. Чем групповые теории лидерства отличаются от теорий черт?
3. В чем суть теории лидерства «путь –цель»?
4. Что такое ситуационный подход к лидерству?
5.Какое отношение к лидерству имеет теория атрибуции?
1.Что такое лидерство и чем оно отличается от менеджмента?
Лидерство и менеджмент выполняют ключевые, но различные функции в организациях. Менеджмент обычно поддерживает стабильность в фирме, тогда как лидерство способствует переменам. Лидерство стимулирует изменения в организации, сосредоточиваясь на вдохновении людей. Менеджмент фокусируется на мониторинге показателей их работы. Чтобы преуспевать, компаниям нужны и лидеры, и менеджеры. Хотя большинство менеджеров должны быть лидерами, не все лидеры обязательно должны быть менеджерами.
Лидерство служит дополнением к менеджменту, а не заменяет его. Однако, развивая в своих сотрудниках способность к лидерству, глава компании должен помнить, что сильный лидер, но слабый менеджер — ничуть не лучше, чем наоборот. Сочетание лидерства с грамотным менеджментом и использование их как две взаимодополняющие силы – основная задача руководящей деятельности.
Можно выделить две ситуации:
1) у человека настоящий
талант к управленческой
2) Личность обладает явными задатками лидера, но по разным причинам не способна стать эффективным менеджером.
Чтобы успешно управлять
сложной структурой, менеджеры компании
прежде всего осуществляют
Различны и функции у этих личностей: лидер — проводник изменений, особое значение приобретает умение вызвать в людях энтузиазм; менеджер берет на себя функцию контроля (сравнивает реальное состояние компании с тем, которое должно быть, и при наличии отклонений от плана принимает корректирующие меры).
Лидерство и менеджмент это различные понятия, поскольку воплощение в жизнь грандиозных замыслов всегда требует особого прилива энергии. Мотивируя и вдохновляя людей, лидеры вызывают в них энтузиазм. Но происходит это не за счет того, что работников принуждают двигаться в нужном направлении, как это делает менеджер в рамках процедуры дисциплинарного контроля. Все дело в том, что призывы лидера позволяют людям удовлетворять такие естественные человеческие потребности, как стремление к достижениям, необходимость испытывать чувство причастности к общему делу и самоуважение, жажда общественного признания, желание чувствовать себя хозяином своей судьбы и иметь возможность жить в соответствии со своими идеалами. Настоящие лидеры владеют разными технологиями мотивации.
Менеджеры предпочитают трудиться в коллективе. Они остерегаются работать в одиночестве, потому что это вызывает у них чувство тревоги. Менеджеры относятся к людям в соответствии с ролью, которую те играют в ходе каких-либо событий или при принятии определенных решений. Лидеров больше захватывают мысленные образы, и в общении они чаще проявляют тонкое чутье и участливость.
Таким образом, можно сделать выводы, что:
1) разница между лидером
и менеджером в компании
2) идеальным условием
развития любой организации
2. Чем групповые теории лидерства отличаются от теорий черт?
Теория лидерских черт. Какие особенности или черты делают человека лидером? Ранние теории лидерских черт, восходящие ещё к Древней Греции и Риму, утверждали что, индивид рождается либо с качествами, необходимыми для лидера, либо без них. Считается, что знаменитые исторические личности имели естественные способности подняться над любой ситуацией и стать лидером.
Со временем под
влиянием бихевиористской
В целом не удалось обнаружить общие для лидеров черты и доже понять какие из качеств важнее. Теория лидерских черт , как и концепция черт личности, привела к прогрессу в описание феномена лидерства. Этот подход существует до сих пор, но теперь основное внимание уделяется не личным качествам, а навыкам связанным с работой.
Теория черт обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможно создать «единственно верный» образ лидера.
Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.
Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не очень помог практике.
Групповая теория лидерства. Групповые теории лидерства основываются на идеях социальной психологии, в частности на классической теории обмена. Для достижения групповых целей должен существовать положительный обмен между лидером и его последователями.
Теории обмена предполагают,
что члены группы вносят
Лидерство – это процесс
обмена между лидером и
3. В чем суть теории лидерства «путь –цель»?
Эта теория является широко признанной теорией которая развивалась в рамках концепции теории ожидания. Она пытается объяснить влияние, которое оказывает поведение лидера на мотивацию его подчиненных, их удовлетворённость и деятельность
Существует четыре основных типа лидерства:
Поведение лидера
будет приемлемо для
4. Что такое
ситуационный подход к
Ситуационный подход к лидерству реализуется в двух основных направлениях исследования.
Первое изучает лидерское
поведение как зависимую
Второе направление акцентирует свое внимание на ситуациях и рассматривает влияние лидера на их изменение.
По мнению Френка Фидлера, каждой ситуации должен соответствовать "свой" стиль руководства. Поскольку человек изменить себя не может, руководителя, в зависимости от задачи, нужно помещать в те условия, где он наилучшим образом сможет проявить себя, не изменяя собственному стилю.
Когда задача четко
сформулирована, должностные полномочия
большие, а отношения с
Не следует только забывать, что легкое диктаторство, с одной стороны, и тирания и оскорбления подчиненных - с другой, далеко не одно и то же. И если первое люди могут принять с пониманием, доверяя шефу, то против другого могут законно возмутиться и отказаться с ним сотрудничать вообще.
Стиль руководства,
ориентированный на создание
и укрепление коллектива, поддержание
человеческих отношений
Ориентация в этих
условиях на организационную
сторону дела может вызвать
конфликт, в результате которого
и без того слабое влияние
руководителя на подчиненных
упадет еще больше; ориентация
же на коллектив и
5.Какое отношение
к лидерству имеет теория
Атрибутивный подход к лидерству опирается прежде всего на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Концепции и модели, разработанные на этой основе, пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При этом учитывается то, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за работой подчиненного.
В рамках данного
подхода лидер главным образом
выполняет роль
Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или обстоятельства.
В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении подчиненного: степень отличия, последовательность и степень уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлении данного поведения или как часто такое поведение у него проявляется. И наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом. То есть, является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного, или наблюдается у многих.
Последующие исследования
показали, что в рамках данной
модели скорее всего
6.Как теория
социального научения может
Теория социального научения Джулиана Роттера— это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.
Роттер сосредоточил внимание на том, как научаются поведению в социальном контексте. Кроме того, полагал, что в основном поведение определяется нашей уникальной
способностью думать и предвидеть. По его утверждению, предсказывая, что люди будут делать в определенной ситуации, мы должны принять во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание и ценности. В теории Роттера также существует положение, что поведение человека целенаправленно, то есть люди стремятся двигаться к ожидаемым целям. По Роттеру, поведение человека определяется ожиданием, что данное действие приведет, в конечном итоге, к будущим поощрениям. Интеграция концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории — уникальное свойство системы Роттера.
В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.