Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:07, контрольная работа
1.Что такое лидерство и чем оно отличается от менеджмента?
2. Чем групповые теории лидерства отличаются от теорий черт?
3. В чем суть теории лидерства «путь –цель»?
4. Что такое ситуационный подход к лидерству?
5.Какое отношение к лидерству имеет теория атрибуции?
11.2.Основные стили модели жизненного цикла Херси и Бланшара.
П. Херси и К. Бланшар
разработали ситуационную теорию руководства,
которую назвали теорией
Суть первого стиля
заключается в указаниях незрел
Второй стиль – «продавать» – эффективен для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они способны нести ответственность, но не могут делать этого. Данный стиль сочетает в равной мере ориентацию на организационную сторону дела, и на коллективность. Здесь руководитель должен одновременно давать исполнителям указания и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
Третий стиль эффективен
для сотрудников, которые
Четвертый стиль
характеризуется высокой
11.3. Основные стили в четырех сисиемах Лайкерта.
Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства:
Система 1 |
Система 2 |
Система 3 |
Система 4 |
Эксплуататорско- авторитарная |
Благосклонно- авторитарная |
Консультативно- демократическая |
Основанная на участии |
Лайкерт описывает руководителей, относящихся к системе 1 , как эксплуататорско -авторитарных. Эти руководители имеют характеристики автократа.
Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием.
Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.
Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двусторонне и нетрадиционное. Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1.
11. Какие навыки нужны лидеру?
Чтобы стать успешным человеком необходимо иметь определённый набор качеств или навыков, которые способствуют "превращению" в лидера:
1.Навыки убеждения. Способность влиять на других людей и заставлять их двигаться в определённом направлении является очень важным навыком для лидера. В действительности, лидерство часто определяется как: умение убеждать и оказывать влияние на других людей, с тем, чтобы они делали то, чего не стали бы делать без убеждения лидера. Ваша способность к убеждению непосредственно связана с тем, насколько люди доверяют вам и как хорошо наложены ваши связи и отношения.
2.Приспособляемость. Адаптивность и гибкость являются важными факторами успеха в руководстве. Лидер должен уметь легко перемещаться из одного набора обстоятельств (плана) к следующему (незапланированный исход), а также принимать всё спокойно, даже если обстоятельства крайне нежелательны. Хороший лидер должен уметь принимать изменения и рассматривать их как возможности. Итак, приспособляемость это ещё один из важнейших навыков для лидера, которые вам следует развивать.
3.Командная работа. Ни один человек не способен сделать всего. Вот почему создание команды состоящей из людей с набором различных навыков имеет такое большое значение. Лидер должен знать, как строить и развивать такие команды. Хороший руководитель всегда знает, когда быть лидером, а когда последователем, он умеет быть хорошим последователем, когда это необходимо.
4.Коучинг и развитие. Развитие других людей необходимо хорошему лидеру. Поощрение других в расширении своих способностей и взятии на себя дополнительных задач вот в чём должен взять на себя ответственность лидер. Лидер, который чувствует угрозу со стороны возможностей других людей, вряд ли может назваться настоящим лидером. Коучинг и развитие есть неотъемлемая часть навыков, которые должен культивировать лидер.
5. Принятие решений. Лидер должен уметь разбираться в ситуации и уметь достаточно быстро анализировать поступающую информацию, чтобы иметь возможность принимать взвешенные решения. Слишком быстрое или слишком медленное принятие решений препятствует эффективному руководству. Решительность – это одно из важнейших качеств настоящего лидера, а умение принимать правильные решения – является одним из основных его навыков.
6. Планирование. Планирование предполагает принятие определённых предположений о будущих событиях и принятии мер для оказания положительного влияния на исход данных событий. Планирование часто требует умения мыслить стратегически. Планы очень важны для достижения тех или иных целей, но они не должны быть неизменяемыми – так как исход событий не всегда может быть ожидаемым, а обстоятельства не всегда могут соответствовать тому, что было запланировано. Планирование – ещё один из самых необходимых навыков для хорошего лидера.
Лидер не обязательно должен обладать всеми перечисленными навыками, тем не менее, тот лидер, который ими обладает, имеет несравненные преимущества перед тем, кто ещё не обрёл один или несколько из данных навыков.
12. Как сформировать лидера?
Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше потому, что ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются правильными.
Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие менеджеры человечны, они отдают себе отчёт в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.
Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру.
Он обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: «Это не моё дело». Если он ожидает, что группа сотрудников энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что он сам готов взяться за новое дело, когда его об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы, должен быть решительным. Когда есть вся необходимая информация, правильное решение лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять.
Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, её выполняющего.
Справедливость - тоже важная черта. Когда подчинённый совершает ошибку, ему нужно указать на неё, он должен её признать, а потом надо забыть об этом.
Лидер должен быть всегда честен. Быть честным по отношению к руководству - это говорить то, что, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчинённым; это говорить, когда правы и когда неправы. Быть честным - это умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага фирмы и её сотрудников всегда должна быть превыше всего.
Лидер должен быть честолюбивым. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех. Таким образом, он вдохновляет других своим энтузиазмом и энергией. Должен быть последовательным и скромным. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки, должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.
13. Выделить
и проанализировать навыки
Современные организации, независимо в какой сфере хозяйственной, административной или общественной деятельности они специализируются, поставлены в сложные условия. Требующие постоянной реорганизации и модификации и инноваций. Эти требования выдвигаются, прежде всего, такими факторами внешней среды, как жёсткая конкуренция, глобализация бизнеса, изменения в сфере законодательства, перемены в технологиях и сокращения жизненных циклов товаров. Умелое использование новых реалий и адекватная реакция на вызов окружения благоприятствуют развитию, но те же самые факторы, неправильно интерпретируемые руководством организаций и не приводящие к формированию быстрых ответных мер могут приводить к катастрофам. Чтобы выжить компании должны сконцентрировать усилия на достижении наивысшего качества, высокой рыночной мобильности и снижения цен. Овладения только одной или двумя из этих ключевых составляющих обычно не приводит к успеху. Кроме этого, необходимо также принимать во внимание происходящие изменения системы ценностей и интересов современных работников, которые требуют для себя большего участия в делах организации, большей гибкости и большей автономии; они хотят применять на работе не только руки, но и голову.
В этих условиях на первый план выходит работа лидера. Его задача - влиять на других так, чтобы они выполняли порученную им организацией работу. Во-первых, руководитель компании должен чётко разъяснить подчинённым направление движения компании. Во-вторых, руководитель выполняет важные задачи по информированию сотрудников о стратегиях и достижениях компании.
Современный лидер должен быть в центре внимания организации, должен вдохновлять сотрудников на достижение общей цели. В-третьих, руководителю необходимо освоить науку создания единого целого из множества талантливых и амбициозных личностей, работающих в компании, что требует высочайшего мастерства от организатора.
Лидер должен научиться понимать, когда слушать, когда действовать и когда остановиться, что позволит ему эффективно работать с каждым человеком и даже с другими профессионалами и лидерами групп.
Эффективное лидерство построено на новом типе отношений «лидер - последователь», когда лидер получает власть от последователей, признающих его ценность и важность для их совместной работы в группе. Таким образом, имеет место осознанное участие последователей в группе. С другой стороны, лидер должен обладать предвидением, гибкостью, высоким доверием в группе и уметь наладить эффективные коммуникации. Данный тип позволяет быстро достигать поставленных целей и предусматривает участие последователей в управлении этим процессом. В группе лидер выполняет роль политика, определяющего цели, координатора, эксперта, арбитра, представителя, стратега, образца для подражания, символа, источника ценностей и норм.
В современных организациях лидер играет главенствующую роль. Без хорошего лидера организации не смогут эффективно функционировать даже при наличии высоких профессионалов. Лидер создаёт сплочённую команду последователей, объединяет специалистов для более эффективной работы. Он выполняет роль «компаса», задаёт направление развития организации. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им своё видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Лидер всегда должен быть уверенным в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия - вот отличительные черты сильного человека.
По мнению зарубежных экспертов, поведение лидера должно отличаться: некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой юмором, стремлением к установлению контакта, самоконтролем, уверенностью в манере поведения, положительным отношением к состязательности, но естественно ориентированностью на достижение поставленных целей.
Итак, в число наиболее важных способностей лидера входят: умение реализовать, делегировать полномочия и ответственность. Способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценки, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирование информации, разработке программ, выявление тенденций, распределение усилий и времени. Он должен ясно осознавать, что такие черты поведения как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы для “умения вести себя в обществе”. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Необходимо иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ, тот самый имидж лидера, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.