Содержание
Введение ………………………………………………………………........3
1. Причины возникновения
кризисных ситуаций на предприятиях
и
в организациях ……………………………………………………………..5
2. Антикризисное управление
и регулирование ………………………….9
3. Профилактика возникновения
кризисных ситуаций при
установлении связей с
общественностью……………………………..12
4. Причины и последствия
возникновения кризисов. Разновидность
кризиса …………………………………………………………………….15
Заключение ………………………………………………………………..19
Список использованной
литературы ………………………………….22
Введение
Термин «антикризисное управление»
возник сравнительно недавно.
Считается, что причина его
появления заключается в реформировании
российской экономики и
постепенном вхождении России
в зону кризисного развития. Не
многие ожидали, что результатом
реформ станет кризис, но многие
сегодня понимают, что из кризиса
экономику способен вывести только
новый тип управления.
Такое управление и получило
название «антикризисного». Но название
названием, а суть его вызывает
большие дискуссии. Кризис, каким
бы глубоким он ни был, все-таки
когда-нибудь пройдет. История
экономического развития многих
стран это подтверждает.
И надобность в антикризисном
управлении отпадет? Значит ли
это, что такой тип управления
имеет временный характер или
сугубо прагматическое значение?
Зачем же тогда изучать его,
создавать научную концепцию
и готовить специалистов в
системе высшего образования?
Конечно, обострение кризиса
в России вызвало потребность
в эффективном антикризисном
управлении. Это заказ практики.
Но и тенденции развития
науки управления ведут нас
к необходимости разработки концепции
антикризисного управления.Ее предпосылками
являются понятия циклического развития,
управляемости, ресурсосбережения, мотивации,
экономии времени, социального партнерства
и многие другие. Их совокупность свидетельствует
о реальной опасности кризиса при любом,
даже самом успешном управлении.
Объективно
кризис характеризуется множеством
взаимосвязанных ситуаций, повышающих
сложность и риск управления.
При этом возможны отдаление кризиса
и его профилактика, стабилизация кризиса,
перерастание одного в другой,
выход из кризиса, который не исключает
его как из настоящего, так и из будущего.
Не только экономика, но и природа
функционирует циклично, и не только
процесс развития экономики рождает
кризисные ситуации.
Антикризисное управление
стало одним из самых "популярных"
терминов в деловой
жизни России. Однако его содержание
расплывчато. В литературе
не фиксируются признаки отличия
антикризисного и обычного
управления.
Внимание, как правило,
акцентируют не на "лечении"
кризиса, а на мерах по его
недопущению и механизме банкротства.
Поскольку на достижение этой
цели направлена вся управленческая
теория и практика, особое
содержание антикризисного
управления не понятно.
Создается впечатление, что единственным
обоснованием существования термина
являются правительственные
постановления, создавшие институт
антикризисных управляющих : антикризисное
управление - это то, чем занимаются антикризисные
управляющие, то есть кризис-менеджмент
(планирование кризиса, «поворотной точки»)
- это искусство свести до минимума риск
в управлении бизнесом и исключить неуверенность,
чтобы добиться наибольшей степени контроля
над событиями.
1. Причины возникновения
кризисных ситуаций на предприятиях
и в организациях
Возникновение
кризисных ситуаций на предприятии
или в организации обусловлено самыми
разнообразными причинами, которые
в соответствии с теорией антикризисного
управления могут быть разделены на экономические,
технические, социальные, политические,
природные и др. При этом отдельно
рассматриваются внутренние и внешние
по отношению к предприятию или организации
причины, а сами кризисы разделяются на
прогнозируемые и непредсказуемые.
Техническая
катастрофа или хроническая неплатежеспособность,
приводящая к банкротству, происки
конкурентов или конфликт в
собственном трудовом коллективе,
потребительский бойкот или некомпетентность
руководства компании – вот
далеко неполный перечень причин
возникновения относительно прогнозируемых
кризисов на предприятии или
в организации .Главными причинами
возникновения непредсказуемых кризисов
являются, как правило, стихийные бедствия
и другие форс-мажорные обстоятельства.
Последствия кризиса также
могут быть достаточно разнообразными:
- необходимость уплаты штрафных санкций;
- смена руководства компании или собственника;
- массовые увольнения работающих;
- отзыв продукции с рынка;
- остановка производства;
- ликвидация (закрытие) предприятия;
- поглощение предприятия фирмой – конкурентом и др.
Главная причина большинства
кризисов – нарушение безопасных
условий функционирования предприятий
и организаций. В настоящее
время явно прослеживается тенденция
к осложнению криминогенной обстановки
вокруг различных компаний. Правоохранительные
органы ежегодно выявляют десятки тысяч
преступлений. Совершенных в сфере экономики
и влияющих на безопасность функционирования
предприятий и организаций.
Причины такой ситуации достаточно
многообразны:
- использование субъектами рыночных отношений различных форм недобросовестной конкуренции;
- отсутствие некоторых важных законов и невыполнение действующих законодательных актов по вопросам развития экономики и предпринимательства;
- социально – экономическая нестабильность в обществе;
- низкий жизненный уровень основной массы населения, увеличение безработицы и, как следствие, снижение гражданской ответственности членов общества за свои противозаконные действия;
- высокий уровень преступности в стране и укрепление межрегиональных связей организованных преступных групп с одновременным повышением их мобильности, технической оснащенности и финансовых возможностей.
Успешная работа любого предприятия
и необходимость предотвращения
кризисных ситуаций предполагает создание
надежной и эффективной системы
защиты всех факторов и условий его
деятельности. Наиболее важными объектами
защиты являются:
- личная безопасность персонала, работающего на данном предприятии;
- собственность предприятия в ее различных видах (недвижимость, оборудование, материальные, финансовые и информационные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и др.);
- права предприятия как самостоятельного субъекта рыночных отношений, в т.ч. права его структурных подразделений и отдельных сотрудников.
Обеспечение безопасности предприятия
и предотвращение кризисных ситуаций
предполагают прежде всего квалифицированную
оценку уровня различных видов риска в
деятельности фирмы – геополитического,
отраслевого, производственного коммерческого,
финансового, валютного, кредитного, транспортного,
инвестиционного и др. Реальный уровень
безопасности предприятия или организации
в значительной степени определяется
умением их руководителей и специалистов
эффективно использовать различные способы
минимизации риска. Нарушение экономической
безопасности предприятия и возникновение
кризисной ситуации нередко являются
следствием применения к нему другими
хозяйствующими субъектами различных
форм недобросовестной конкуренции.
Специалистам внутрифирменных служб
по связям с общественностью
необходимо учитывать в своей
деятельности недоброжелательное,
а иногда и враждебное отношение
фирм – конкурентов к своей
компании. Организация информационных
взаимосвязей с данной категорией
общественности должна предусматривать
необходимый уровень безопасности
собственного предприятия.
Наиболее характерные формы проявления
недобросовестной конкуренции определены
законодательно:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;
- получение, использование, разглашение научно – технической , производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия владельца.
Внутрифирменные службы по связям
с общественностью вместе с
другими подразделениями компании
должны участвовать в предотвращении
и ликвидации последствий кризиса.
В зависимости от его причины,
масштабов и величины прогнозируемого
ущерба должен разрабатываться
и реализовываться конкретный
план информационного обеспечения
и взаимодействия с различными
группами общественности.
2. Антикризисное управление
и регулирование
Процесс реализации антикризисных
процедур применительно к деятельности
предприятий-должников называется
антикризисным процессом. Мировой опыт
показывает, что антикризисный процесс
в условиях рыночной экономики – управляемый
процесс, включающий в себя два блока процедур:
антикризисное управление и антикризисное
регулирование. Антикризисное управление
– применение антикризисных процедур
на микроуровне, применительно к конкретному
предприятию. Антикризисное управление
связано с отношениями, складывающимися
на уровне предприятия при применении
реорганизационных или ликвидационных
мероприятий. Кризисные ситуации возникают
на всех стадиях жизненного цикла предприятия.
Они выражаются в колебаниях объемов производства
продукции, возникновения сложностей
со сбытом продукции, чрезмерном росте
задолженности по налоговым платежам
и т.д. Реализация всей совокупности процедур
антикризисного управления начинается
лишь на определенном этапе жизненного
цикла предприятия: в условиях резкого
спада производства, характеризующегося
постоянной неплатежеспособностью предприятия.
Антикризисное регулирование –
это воздействие на должника
на макроуровне. Антикризисное регулирование
содержит меры организационно-экономического
и нормативно-правового воздействия со
стороны государства, направленные на
защиту предприятий от кризисных ситуаций,
предотвращение банкротства или ликвидацию
в случае неэффективности его дальнейшего
функционирования. Основными направлениями
государственного антикризисного регулирования
являются:
- совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
- осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;
- принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
- приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;
- создание института арбитражных и конкурсных управляющих.
Государственным органом, проводящим
политику антикризисного регулирования,
является Федеральная служба
по делам о несостоятельности
и финансовому оздоровлению (ФСДН).
ФСДН выполняет следующие функции:
- анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;
- проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;
- выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.
Антикризисный процесс – применение
к предприятию-должнику реорганизационных
или ликвидационных процедур
– начинается с комплексной
оценки его финансово-экономического
состояния. Без диагностики причин
неплатежеспособности предприятия
могут быть назначены неправильные
антикризисные процедуры, что
может привести к ликвидации
вполне перспективных предприятий,
к санации явно несостоятельных
предприятий, обострению интересов
должников и кредиторов. Основными
этапами антикризисного управления
являются: