(в случае выявления
фактов проблемности при диагностике
финансового состояния)
- разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;
- регулирование процесса финансового оздоровления; оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению;
- выбор и реализация антикризисных процедур.
3.Профилактика возникновения
кризисных ситуаций при установлении
связей с общественностью
Во внешней и внутренней среде
любой компании всегда имеются
определенные группы общественности
(конкуренты, местные органы власти,
собственный персонал и т.п.),экономические
и политические интересы которых не совпадают
с интересами развития фирмы.
Установление и поддержание взаимосвязей
с такими категориями общественности
должно предусматривать обеспечение
безопасных условий функционирования
компании. Для решения этой задачи
на предприятиях и в организациях
с долгосрочными целями развития
целесообразно создать в рамках
своей внутренней системы управления
собственные службы безопасности,
тесно взаимодействующие
с внутрифирменными службами
по связям с общественностью.
Главными целями этих подразделений
должны быть:
- определение важных направлений негативного изменения факторов внешней и внутренней среды функционирования;
- профилактика возникновения угроз безопасности фирмы;
- выявление реальных действий конкурентов, партнеров, собственного персонала и представителей других групп общественности, наносящих ущерб предприятию или организации;
- пресечение выявленных мер безопасности;
- ликвидация негативных последствий и восстановление либо повышение первоначального уровня безопасности.
При
построении системы безопасности
предприятия должны соблюдаться
принципы законности, комплексности,
своевременности, активности, универсальности,
непрерывности, надежности и эффективности.
Работа службы безопасности предприятия
и взаимосвязанного с ней подразделения
по связям с общественностью
должна учитывать необходимость
обеспечения взаимной ответственности
персонала и руководства, соблюдение
баланса интересов личности и
предприятия, организацию тесного взаимодействия
с государственными структурами безопасности.
Основные задачи по обеспечению
безопасности предприятия или
организации и профилактике возникновения
кризисных ситуаций при установлении
и поддержании связей с общественностью:
- оценка внешней и внутренней среды компании для конкурентов и собственных сотрудников;
- комплексное обеспечение безопасности функционирования предприятия при осуществлении им научно – исследовательской, проектно – конструкторской, производственной, торговой, рекламной, финансово – кредитной, посреднической, информационной и иной деятельности;
- обнаружение, анализ и ликвидация возможных каналов утечки конфиденциальной информации;
- всесторонняя защита коммерческой тайны предприятия с использованием экономических, правовых, организационных и технических методов защиты;
- охрана имущества предприятия в его различных видах (здания, сооружения, помещения, оборудование, сырье, материалы, транспортные средства, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовая продукция, денежные средства в рублях и валюте, объекты интеллектуальной собственности и др.)
- обеспечение личной безопасности руководства предприятия и его ведущих специалистов;
- разработка внутренней нормативно – методической документации по различным вопросам обеспечения безопасности предприятия;
- подбор и обучение персонала для работы непосредственно в подразделениях службы безопасности предприятия и службы по связям с общественностью;
- выработка рекомендаций по подбору, обучению и расстановке кадров для различных подразделений предприятия;
- постоянное совершенствование используемых методов и средств дневной работы соответствующих служб последних достижений науки и техники в этой области. Использование прогрессивного передового опыта защиты, организация непрерывного и целенаправленного обучения сотрудников безопасности предприятия и подразделения по связям с общественностью.
4. Причины и последствия
возникновения кризисов. Разновидность
кризисов
Причины кризиса могут подразделяться
на объективные, связанные с
ци клическими потребностями реструктуризации,
модернизации, и субъективные, обусловленные
ошибками в управлении, природные (климат,
недра, водная среда и др.) Причины кризиса
могут подразделяться на внешние и внутренние.
Первые связаны с действием макро– или
внешнеэкономических факторов, вторые
– с внутренними факторами, с рискованной
стратегией маркетинга, несовершенством
производства и управления, ограниченной
инновационной и инвестиционной политикой,
неэффективным управлением персоналом.
Если согласиться с тем, что
кризис может возникнуть вследствие
действия всего многообразия
внешних и внутренних факторов,
можно сделать вывод, что опасность
кризиса существует постоянно,
его необходимо предвидеть и
прогнозировать.
Для эффективного управления
кризисом необходимо исследовать
не только его причины, но
и последствия. Например, в результате
кризиса возможно обновление
организации или ее ликвидация,
оздоровление или усугубление
ситуации. Кризис может иметь
как позитивные, так и крайне
негативные последствия. Они могут
развиваться и согласно «принципу
домино». Возможна консервация
кризисных ситуаций на довольно
длительное время (например, политического).
Последствия кризиса могут сводиться
к резким изменениям или мягкому
выходу. И послекризисные последствия
в компании бывают длительными и непродолжительными,
обратимыми и необратимыми, количественными
и качественными.
Последствия кризиса определяются
не только его природой и
параметрами, но и эффективностью
антикризисного управления. Последнее
же зависит от профессионализма,
системы мотивации, прогнозирования
причин и последствий, искусства
управления, эффективной методологии.
Если есть классификация и
знание типа кризиса, есть возможности
снижения его воздействия, обеспечения
безболезненности его протекания.
Согласно классификации, возникают
общие и локальные кризисы.
Общие кризисы охватывают всю
социально-экономическую систему,
локальные – одну или несколько
подсистем.
По проблематике кризиса следует
указать макро– и микрокризисы.
Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную
систему. Микрокризис распространяется
на отдельную проблему или группу проблем.
Но кризис, будучи минимальным,
по принципу «домино» может вовлечь в
противоречия всю систему или
весь процесс развития, так как все
элементы взаимосвязаны и взаимодействуют
в системе, проблемы решаются комплексно.
Кризис охватывает все элементы, когда
нет управления кризисными ситуациями,
нет мер локализации и снижения его остроты,
или наоборот, когда осуществляется намеренная
мотивация развития кризиса. По структуре
отношений в народнохозяйственной системе,
по различной проблематике развития
установлены следующие виды экономических,
психологических, организационных, социальных,
технологических кризисов. Экономические
кризисы вызваны резкими противоречиями
в экономике страны или отдельного хозяйствующего
субъекта. К ним относятся кризисы
производства и реализации товара, отношений
экономических агентов, кризисы неплатежей,
конкурентных пре-имуществ, банкротства
и пр. Среди экономических кризисов существуют
финансовые кризисы в состоянии финансовой
системы и финансовых возможностей.
Социальные кризисы возникают при
развитии противоречий различных социальных
групп. Часто социальные кризисы являются
продолжением кризисов экономических,
но иногда возникают и отдельно.
В совокупности социальных
кризисов следует указать политический
кризис – противоречия в
политическом устройстве общества,
кризис власти, кризис противоречий в
интересах различных социальных групп,
классов, в управлении обществом.
Организационные кризисы
возникают вследствие противоречий
в процессах обособления и
интеграции, распределения функций,
проектирования организационной
структуры, как отделение административных
единиц. Организационный кризис
проявляется обострением противоречий
в процессе организации производства
и управления, например в виде
излишней бюрократизации.
Психологические кризисы – это
кризисы психологического состояния
человека, например стресс, чувство
неуверенности, неудовлетворенности
работой, страха, правовой защищенности.
Технологический кризис – это
кризис новых технологических
идей в условиях наличия потребности
в новых технологиях. По причинам
возникновения кризисы разделяются
на природные, экологические, общественные.
Первые вызваны воздействием человека
на окружающую среду, землетрясениями,
ураганами, пожарами, климатическими изменениями,
наводнениями. В настоящее время стало
особенно актуально прогнозирование,
а также распознавание кризисов взаимоотношения
человека с природой – экологических,
возникающих при изменении природных
условий, вызванных деятельностью человека;
истощении ресурсов, загрязнении окружающей
среды, возникновении опасных технологий,
пренебрежении требованиями законов природного
равновесия.Кризисы также могут быть предсказуемыми
(закономерными) и данными (случайными).
Предсказуемые кризисы могут
предсказываться и возникают
под воздействием объективных
факторов развития – необходимости
модернизации производства, бизнеспроцессов
под воздействием макроэкономических
факторов.
Неожиданные кризисы возникают
вследствие ошибок в управлении,
действия сил природы, активизации
социальноэкономических процессов. Разновидностью
предсказуемых кризисов является циклический
кризис, возникающий периодически
и имеющий известные фазы своего наступления
и протекания, существуют также кризисы
явные и латентные (скрытые). Первые протекают
заметно и просто распознаются. Вторые
– скрытые, развиваются незаметно и крайне
опасны. Также кризисы подразделяются
на легкие и глубокие.
Глубокие кризисы могут дестабилизировать
части или всю социально-экономическую
систему. Легкие, мягкие кризисы
протекают более последовательно
и безболезненно. Совокупность
возможных кризисов также делится
на кратковременные и затяжные.
Фактор
времени чрезвычайно важен
в кризисной ситуации, чем длительнее
кризис, тем он проходит болезненнее.
Затяжные проходят болезненно
и сложно. Они, как правило,
связаны с отсутствием навыков
управления критическими ситуациями,
непониманием сути и параметров
кризиса, его причин и возможных
последствий.
Заключение
В последнее время в России
появилось много книг, статей, посвященных
антикризисному управлению.
Практически все авторы сходятся
во мнении, что антикризисное
управление должно занять свою
«нишу» в рамках общей теории управления.
Однако само же антикризисное управление
они трактуют по разному. Наиболее верным
является системный подход к этому понятию,
когда антикризисное управление трактуется
как целый комплекс взаимосвязанных
мероприятий от диагностики кризиса до
применения особых мероприятий для его
избежания и преодоления. Исходя из этого
определения деятельность антикризисного
управляющего должна базироваться
на основе глубокого анализа финансового
состояния, деятельности и положения
на рынке предприятия. Только после такого
анализа антикризисный управляющий должен
составить детально проработанный
план антикризисного управления.
Исходя из литературных источников,
рассматривающих проблемы организации
и управления, общепризнанным является
тот факт, что кризисная ситуация
серьезно угрожает функционированию
всей системы и проистекает
из внешних условий. То есть,
если меры по выходу из кризиса
оказываются недостаточными для
устранения проблемы, кризисная
ситуация продолжается. Для организаций
кризис - это дезинтеграция, которая
затрагивает систему не только
как единое целое, но также
оказывает фатальное воздействие
на ее первоосновы, ее суть.
Таким образом, кризис - это "разрушитель
системы", затрагивающий эмоциональный,
познавательный и поведенческий
аспекты . Хотя эмпирическое понимание
кризиса как непредвиденной скрытой угрозы
не выдерживает научной критики, все выше
приведенные определения и трактовки
кризиса сводятся к понятию "угрозы".
В этом отношении следует согласиться
с утверждением о том, что "угроза, возможно,
является движущей силой большинства
событий, которые обозначают термином
"кризис". Под "угрозой" мы понимаем
внешние изменения, неминуемо сказывающиеся
негативно на всей системе.
Утверждение о том, что результатом
угрозы всегда является неконструктивность,
мешает осуществлению конкретных изменений,
необходимость которых может
выявить только сам кризис. Таким образом,
защитная реакция вынуждает
организации "устранять любой ценой
устойчивые предпосылки к обновлению.
В дополнение к вышесказанному "защитная
реакция" на кризис не вооружает нас
средствами экстренного решения проблемы.