Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:16, контрольная работа
Работа содержит ответы на 16 вопросов по "Теории менеджмента".
· не понимают поставленных целей, будущих задач;
· хозяйствование не рассматривают как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;
· теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;
· оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.
Применение планирования:
· улучшает координацию действий в организации;
· позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;
· делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;
· улучшает информационный обмен в организации;
· способствует оптимальному распределению ресурсов;
· четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;
· симулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а менеджеров - к большей обоснованности и реализации своих решений;
· улучшает контроль в организации [24, с. 160].
По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих вопроса:
1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.
2. Куда мы хотим двигаться? Оцени
3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.
Процесс планирования является инструментом, способствующим принятию управленческих решений (рис. 1).
Рис. 1. Классификация решений, вырабатываемых и принимаемых при планировании
Посредством планирования
руководство стремится
Процесс планирования включает в себя четыре этапа:
1. выработку общих целей предприятия;
2. детализацию и конкретизацию целей;
3. определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
4. контроль за достижением целей.
Эффективность планирования
во многом определяется тем, насколько
соблюдены следующие его
Таблица 1 - Принципы планирования
Принципы |
Краткая характеристика |
|
Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития организации |
Находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений |
|
Научная обоснованность и оптимальность решений |
Обеспечивается
применением современных |
|
Доминирование стратегических аспектов в планировании |
Требует обязательного
использования специфических |
|
Комплексность планирования |
Означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов |
|
Ресурсная сбалансированность планов |
Реализуется
составлением во всех сферах и на всех
уровнях предприятия |
|
Гибкость и эластичность планирования |
Требует динамичной
реакции планов на отклонения в ходе
работ или изменения внутренних
и внешних факторов, а также
способности сохранять |
|
Непрерывность планирования |
Находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием |
|
Можно выделить четыре основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение [24, с. 161].
Распределение ресурсов - включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде - охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Планирование преуспевающих предприятий имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.
Внутренняя координация есть координация деятельности организации учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, - больших или малых, - является неотъемлемой частью деятельности менеджеров.
Осознание организационных стратегий - деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмент а. Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.
1.2 Виды планирования
Выделяются различные виды планирования.
· Общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы
· Частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности [11, с. 113].
Виды планирования по срокам:
1. долгосрочное осуществляется
на срок более пяти лет и
заключается в разработке
2. среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);
3. краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).
Разновидности планов.
Планы-цели: характеристики желаемого состояния предприятия (отделов). Используются при планировании на длительные сроки и в условиях неопределенности.
Планы для повторяющихся действий рег
Планы для неповторяющихся действий с
Планирование можно
классифицировать по содержанию в аспекте
предпринимательской
1. стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов
2. тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов
3. оперативное - реализация данной возможности) [21, с. 75].
Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):
- полнота (требуется учесть все),
- детализация (глубина ее определяется целью планирования),
- точность,
- простота и ясность,
- непрерывность,
- эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),
- выравнивание при планировании (учет «узких мест»),
- экономичность.
При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.
Подход менеджмент а к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования,
Следует четко определить:
1. объект планирования (что планируется),
2. субъект планирования (кто планирует),
3. период (горизонт) планирования (на какой срок),
4. средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
5. методику планирования (как планировать),
6. согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
Различают:
· последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего)
· скользящее планирование
(по истечении части срока действия
предыдущего плана производится
его ревизия на оставшийся период
и составляется новый на период после
окончания всего срока
· жесткое планирование
(конкретно указываются все
· гибкое планирование (учитывается
возможность возникновения
Основными признаками стратегического планирования являются:
- цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,
- носитель идеи планирования - высший менеджмент ,
- проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,
- горизонт планирования - долгосрочное,
- охват - глобальный, широкий спектр альтернатив,
- принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).
Это планирование включает: выработку стратегии, стратегическое планирование производственной программы, планирование развития потенциала, планирование развития структуры потенциала [17, с. 214].
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.
Отличительными чертами оперативного планирования являются:
- носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмент а,
- задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного -структурирования,
- горизонт - короткие и средние сроки, глубина - детализация планов,
- диапазон - ограниченный спектр альтернатив,
- основа - созданный потенциал.
Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия
Вопрос 10:
В истории менеджмента выделяют
четыре важнейшие концепции
научное;
административное;
с позиций психологии и человеческих отношений;
с позиций науки о поведении.
Концепция научного управления получила
развитие в США с начала XX в. Ее основоположником
стал американский инженер Фредерик Тейлор
(1856—1915), книгу которого «Принципы научного
управления» (1911) считают началом признания менеджмента наукой
и самостоятельной областью исследования.
Тейлор разработал систему научной организации
труда, построенную на пяти основных принципах.
Научный отбор рабочих. Эффективное производство
требует подбора по каждому виду работ
соответствующего рабочего, который имеет
для этого особые способности. Для проверки
способностей разрабатываются тесты.
Научное изучение труда и обучение рабочих.
Научное изучение затрат времени, движений,
усилий должно развиваться, чтобы возможно
было тренировать и обучать рабочего для
достижения максимальной эффективности
производства.
Специализация работы. Производство должно
быть разделено на составные части, и все
рабочие становятся специалистами по
своим видам работ.
Важность побудительных мотивов (заработной
платы).
Справедливое распределение
ответственности между рабочими
и управляющими.
Крупнейшими последователями Фредерика
Тейлора были его соотечественники Френк
Гилберт (1868-1925 гг.) и Лилиан Гилберт (1878-1972
гг.). Их работы акцентировали внимание
на том, что сегодня известно как человеческий
ресурс управления.
Концепция административного управления
направлена на разработку общих проблем
и принципов управления организацией
в целом.
У истоков классической теории управления
стоял француз Анри Файоль (1841-1925), считающийся
«отцом научного менеджмента».
Глубоко осмыслив закономерности функционирования
организации, А. Файоль сформулировал
знаменитых 14 принципов административного
управления, которые сохраняют, свое значение
и по сей день. Вот как они звучат в его
интерпретации: разделение труда; власть
и ответственность; дисциплина; единоначалие;
единство руководства; подчинение частных
интересов общим; вознаграждение; степень
централизации; иерархия руководителей;
порядок; справедливость; постоянство
состава персонала; инициатива; единение
персонала;
Последователем идей Анри Файоля стал
инженер-механик Г. Эмерсон, вершиной исследований
которого явились сформулированные им
12 принципов производительности.
Концепция управления с позиций психологии
и человеческих отношений впервые определила менеджмент как
«обеспечение выполнения работы с помощью
других лиц».
Информация о работе Контрольная работа по "Теории менеджмента"