Контрольная работа по "Теории менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на 16 вопросов по "Теории менеджмента".

Вложенные файлы: 1 файл

Теория менеджмента.docx

— 208.26 Кб (Скачать файл)

Исследования, проведенные  американским психологом Абрахамом Маслоу (1908-1970 гг.), показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники научного управления, а различные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены деньгами. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности своим трудом и климатом в коллективе.  
Концепция управления с позиций науки о поведении - теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо - повышение эффективности деятельности организации в результате активизации ее человеческих ресурсов. Она включает исследование различных аспектов социального воздействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни. Основная цель концепции - оказать помощь работнику в осознании своих возможностей путем применения положений поведенческих наук к построению организации и управлением ею.

 

Вопрос 11:

органический - тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах. Новый подход отвергает представление об эффективности организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма; напротив, считается, что эта модель проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности. Исследователи этой проблемы подчеркивают: постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру.

В исходном определении  органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия  от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая  связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно  дополнить перечень свойств, характеризующих  органический тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах. Во-первых, решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях. Во-вторых, обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции. В-третьих, главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации. В-четвертых, творческий подход к работе и кооперация базируются на связи  между деятельностью каждого  индивида и миссией. В-пятых, правила  работы формулируются в виде принципов, а не установок. В-шестых, распределение  работы между сотрудниками обусловливается  не их должностями, а характером решаемых проблем. В-седьмых, имеет место постоянная готовность к проведению в организации  прогрессивных изменений.

Рассматриваемый тип  структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность  каждого работающего за общий  успех. Реальный переход к органическому  типу структуры управления требует  серьезной подготовительной работы. Прежде всего компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения).

Необходимо отметить, что органический тип структуры  управления находится лишь в начальной  фазе своего развития, и в "чистом" виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода  к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые  стремятся приспособится к динамично меняющейся среде.

 

Вопрос 12:

Системный подход в менеджменте  
Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению.  
Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации явл-ся системами.  
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.  
Модель организации как открытой системы: Входы: организация получает из окр. среды инфу, капитал, чел. ресурсы и материалы. Выходы: преобразованная продукция или услуги. Алгоритм системного подхода.  
1.Постановка проблемы: - Постановка задачи; - Определение объекта исследования; - Формирование целей; - Задание критериев и ограничений  
2.Разделение системы и внешней среды : -Определение границ исследования системы;-Первичная структуризация системы;- Подразделение общей системы на систему и внешнюю среду;-Выделение составных частей среды; 

 

Вопрос 13:

Иерархический тип структур управления. На современных предприятиях наиболее распространена иерархическая структура управления. Такие структуры управления были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными Ф. Тейлором в начале XX в. Немецкий социолог М. Вебер, разработав концепцию рациональной бюрократии, дал наиболее полную формулировку шести принципов.

Принцип иерархичности  уровней управления, при котором  каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим уровнем и подчиняется  ему.

Вытекающий из предыдущего  принцип соответствия полномочий и  ответственности работников управления месту в иерархии.

Принцип разделения труда  на отдельные функции и специализации  работников по выполняемым функциям.

Принцип формализации и  стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками  своих обязанностей и скоординированность различных задач.

Принцип, вытекающий из предыдущего — обезличенности выполнения работниками своих функций.

Принцип квалифицированного отбора, в соответствии с которым  найм и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Организационная структура, построенная в соответствии с  этими принципами, получила название иерархической или бюрократической  структуры.

Всех сотрудников  можно дифференцировать на три основные категории: руководители, специалисты, исполнители. Руководители — лица, выполняющие главную функцию и осуществляющие общее руководство предприятием, его службами и подразделениями. Специалисты — лица, выполняющие основную функцию и занятые анализом информации и подготовкой решений по экономике, финансам, научно-техническим и инженерным проблемам и т. д. Исполнители — лица, выполняющие вспомогательную функцию, например, работу по подготовке и оформлению документации, хозяйственную деятельность. В структуре управления различных предприятий много общего. Это дает возможность менеджеру в определенных пределах использовать так называемые типовые структуры.

В зависимости от характера  связей между различными подразделениями  различают следующие типы организационных структур управления:

  • линейная
  • функциональная
  • дивизионная
  • матричная

 

Вопрос 14:

Основными задачами планирования деятельности предприятия являются обеспечение финансовой устойчивости предприятия, достижение более высокой  рентабельности по сравнению с рентабельностью  конкурентов, увеличение объема оборота  и доли на рынке за счет формирования конкурентоспособной структуры оборота, ценовой политики и эффективного использования ресурсов.

Планирование выполняет  ряд функций: 
1.обеспечение сбалансированности хозяйственно-финансовой деятельности и всех структурных подразделений; 
2.обеспечение безопасности предприятия. При планировании учитываются факторы риска, чтобы избежать их или свести до минимума; 
3.внутрихозяйственная координация и интеграция различных сфер деятельности;

4. создание условий для формирования ответственных, эффективных работников;

5.осуществление эффективного контроля за производственно-хозяйственной деятельностью.

Этапы планирования

Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании развитии производственной системы. Это  позволяет обеспечить ее эффективное  функционирование и развитие в будущем, уменьшить их неопределённость. Такие  решения принято относить к плановым, которые могут быть связаны с постановкой определённых параметров.

В принятии таких решений  состоит процесс планирования в  широком смысле. В узком - планированием является сопоставление специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений.

Зачастую в планах отражаются: прогнозы развития организации; промежуточные и конечные цели и  задачи, стоящие перед ней и  её отдельными подразделениями; механизмы  координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии  на случай чрезвычайных обстоятельств.

Понятие целей и планов - неотъемлемая часть любого общества. Цель - это желаемое состояние будущего, достичь которого, и пытается организация.

Значение целей определяется тем, что каждая организация существует ради некого результата, а цели позволяют  как определить его, так и довести  информацию до сотрудников и общества. План является маршрутом движения организации  к поставленным целям, включающим в  себя схемы распределения ресурсов, различные графики, промежуточные  задачи. Термин планирование объединяет цели и планы то есть это процесс определения целей организации и средств их достижения.

Постановка целей  начинается с высшего менеджмента  организации. Первый этап процесса планирования предполагает изложение миссии и  формулировку стратегических целей  компании. Цели выражают конкретные отдельные  направления деятельности организации. Важность определения целей связана  с тем, что они являются фундаментом  для менеджмента, планирования, организации, мотивации, контроля; определяют способы  повышения эффективности деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

Ценности и цели высшего  руководства накладывают отпечаток  на деятельность и поведение фирмы. Ценности формируются нашим опытом, образованием и социально-экономическим  фоном. Ценности направляют и ориентируют  руководителей при принятии критических  решений.

Общие наблюдения и социологические  исследования подтверждают, что поведение  не является свободным от воздействия  ценностных ориентаций; как индивиды, так и организации проявляют  предпочтение к определённым типам  поведения. Они выражают такое предпочтение, следуя определённой линии поведения, даже если это означает потери с  точки зрения результатов.

Прежде всего, при  планировании необходимо определить цели организации.

Основная общая цель организации - чётко выраженная причина  её существования и обозначается как её миссия. Все цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

 это основная цель, ради достижения которой компания создаётся.-Иными словами, миссия

Из этого следует, что на вершине иерархии и корпоративных  целей находится миссия, или обоснование  деятельности организации, то есть описание её ценностей, устремлений и причин для чего она существует. Четко  сформулированная миссия является фундаментом  вытекающих из неё целей и планов.

Миссия фирмы должна рассматриваться с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создаёт  клиентов для поддержки организации  в будущем.

Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства - создание клиента. Если предпринимательство  берёт на себя миссию создания клиентов, оно также получит прибыль, необходимую  для своего выживания, если исключить  плохое управление при осуществлении  этой миссии.

Заявление о миссии называется общее определение основных направлений  бизнеса и операций организации, отличающих её от других компаний. В  изложении миссии обычно описываются  потенциальные рынки и потребители  компании, указываются основные точки  приложения её усилий. Из заявления  о миссии общественность может почерпнуть информацию о корпоративных ценностях, отношении организации к сотрудникам, политике повышения качества продукции  и уровня обслуживания, расположении подразделений компании. Как правило, в заявлении о миссии раскрываются и приоритетные цели, и философия  компании.

Значение миссии для  организации и её сотрудников очень велико. Выработанные на её основе цели служат критериями для принятия управленческих решений. Ведь если отсутствует основная цель организации, то у её руководителей нет логически обоснованного выбора альтернативы.

При отсутствии миссии организации, её руководители могут иметь в  качестве основы для принятия решений  только свои индивидуальные ценности. В результате может произойти  разброс усилий сотрудников, а не единство цели, имеющее существенное значение для успеха организации.

Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для  определения целей и стратегии  на различных организационных уровнях. То есть, миссия - это цель, для которой  организация существует и которая  должна быть выполнена в плановом периоде. Особое значение миссии для  деятельности предприятия заключается  в том, что она является основой  для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего определения  её целей и задач. Миссия создаёт  уверенность, что организация преследует не противоречивые, ясные, сравнимые  цели; помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; обеспечивает понимание и поддержку среди  внешних участников организации.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории менеджмента"