Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование вопросов применения контроля в системе менеджмента.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:
Рассмотреть сущность и назначение контроля в системе менеджмента.
Исследовать процесс контроля и дать определение понятию контроллинг.
Исследовать современные тенденции развития контроля в системе менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Понятие, сущность и принципы контроля в менеджменте 5
1.2. Виды контроля 10
2. ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ 20
2.1. Значимость установления стандартов 20
2.2.Сопостовление достигнутых результатов с установленными стандартами и принятие необходимых корректирующих действий 22
2.3. Контроллинг на предприятии: содержание, функции, задачи 26
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
2. Используют внешние ресурсы;
3. Преобразуют внешние ресурсы для внутреннего использования;
4.
Следят за значительными
5. Корректируют эти отклонения для того, чтобы обеспечить достижение целей.
Заключительный контроль. При текущем контроле используется обратная связь в ходе проведения самих работ для того, чтобы достичь требуемых целей и решить возникающие проблемы прежде, чем это потребует слишком больших затрат. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.
Хотя
заключительный контроль осуществляется
слишком поздно, чтобы отреагировать
на проблемы в момент их возникновения,
тем не менее, он имеет две важные
функции. Одна из них состоит в
том, что заключительный контроль дает
руководству организации
Вторая
функция заключительного
С точки зрения подхода к реализации контроль делится на внутренний и внешний. Последний осуществляется руководством или специальными сотрудниками - контролерами. В условиях внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой или ее результатами и вносят по мере необходимости коррективы в собственную деятельность.
Идея внешнего контроля основывается на том непреложном факте, что люди, по крайней мере, формально, лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдает руководитель или его представитель. Психологи считают, что на это имеется несколько причин. Наиболее очевидная состоит в том, что по результатам контроля происходит оценка сотрудников и связанные с ней поощрение, наказание, продвижение по службе и т.п. Пристальный контроль может означать также, что данной сфере деятельности руководство придает большое значение и поэтому за нее стоит держаться. Наконец, поскольку итоги контроля обычно широко освещаются в коллективе, дополнительное усердие проявляется из побуждений честолюбия.
Успех внешнего контроля зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего, должна быть предусмотрена так называемая “защита от хитреца”, то есть от того, кто пытается создать видимость активной и добросовестной работы, показать руководству то, что оно желало бы видеть. Чем выше степень бюрократизации фирмы, тем чаще поведение сотрудников ориентируется на контроль и тем больше времени тратится на обман начальства. Это особенно легко делать, если нет четко определенных нормативов работы, и ее результат не проходит рыночную оценку потребителем. Поэтому цели, которые ставятся перед людьми в системе внешнего контроля, должны быть достаточно трудными, не дающими исполнителям возможности «засыпать на ходу» и не оставляющими лазеек для лентяев, а по итогам внешнего контроля обязательно должно следовать поощрение, а если необходимо - наказание. Все это требует огромных материальных и трудовых затрат, которые в условиях усложняющегося производства становятся непосильными даже для крупных фирм [6, с. 378].
Выход
из сложившегося положения состоит
во внедрении практики внутреннего
контроля, или самоконтроля. Главная
цель последнего заключается в том,
чтобы своевременно обнаружить проблемы
и найти пути их решения, а не поймать
кого-то за руку и наказать. Так как
в условиях данной системы внешние
оценки не оказывают влияния на заработную
плату и положение работника,
исполнители трудятся свободно, принимают
активное участие в формулировке
целей своей деятельности и сами
контролируют их реализацию. Поскольку
условиями внедрения
2.
ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ
2.1.
Значимость установления стандартов
Контроль
- это процесс проверки и сопоставления
фактических результатов с
На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования.
Стандарты — это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации [17, с. 284].
Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.
Показатель результативности
Относительно
легко установить показатели результативности
для таких величин как прибыль,
объем продаж, стоимость материалов
потому, что они поддаются
Например,
повышение морального уровня, рассматриваемое
в качестве цели, выразить в числовых
показателях очень трудно или
зачастую вообще невозможно. Невозможно
точно приписать тому или иному
уровню морали численное значение или
выразить его через эквивалентную
сумму долларов. Но организации, работающие
эффективно, стремятся обойти трудности,
связанные с выражением целей
в количественном виде, и им это
удается. Так, например, информацию о
духовном уровне и состоянии работников
можно получить посредством различного
рода обследований и опросов. Более
того, некоторые из этих, явно не поддающихся
количественному измерению
Опасность
использования косвенных
Невозможность
выразить показатель результативности
непосредственно в
2.2.Сопостовление
достигнутых результатов с
Второй
этап процесса контроля состоит в
сопоставлении реально
Показатель результативности дает четкую и ясную цель для направления усилий членов организации. Одна из характерных черт хорошего стандарта системы контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели.
Руководство высшего звена устанавливает масштаб допустимых отклонений, в пределах которого отклонение полученных результатов от намеченных не должно вызывать тревоги.
Определение масштаба допустимых отклонений — вопрос кардинально важный. Если взят слишком большой масштаб, то возникающие проблемы могут приобрести грозные очертания. Но, если масштаб взят слишком маленьким, то организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что весьма разорительно и требует много времени. Такая система контроля может парализовать и дезорганизовать работу организации и будет скорее препятствовать, чем помогать достижению целей организации. В подобных ситуациях достигается высокая степень контроля, но процесс контроля становится неэффективным.
Для
того чтобы быть эффективным, контроль
должен быть экономным. Преимущества системы
контроля должны перевешивать затраты
на ее функционирование. Затраты на
систему контроля состоят из затрат
времени, расходуемого менеджерами
и другими работниками на сбор,
передачу и анализ информации, а
также из затрат на все виды оборудования,
используемого для
Один из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принципу исключения. Часто этот метод называется принципом исключения, и состоит он в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов [17, с. 286].
Основная проблема состоит в том, чтобы определить по-настоящему важные отклонения.
Измерение результатов, позволяющих установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты, — это самый трудный и самый дорогостоящий элемент контроля. Для того чтобы быть эффективной, система измерения должна соответствовать тому виду деятельности, который подвергается контролю. Вначале необходимо выбрать единицу измерения, причем такую, которую можно преобразовать в те единицы, в которых выражен стандарт. Важно, чтобы скорость, частота и точность измерений тоже были согласованы с деятельностью, подлежащей контролю.