Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование вопросов применения контроля в системе менеджмента.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:
Рассмотреть сущность и назначение контроля в системе менеджмента.
Исследовать процесс контроля и дать определение понятию контроллинг.
Исследовать современные тенденции развития контроля в системе менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Понятие, сущность и принципы контроля в менеджменте 5
1.2. Виды контроля 10
2. ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ 20
2.1. Значимость установления стандартов 20
2.2.Сопостовление достигнутых результатов с установленными стандартами и принятие необходимых корректирующих действий 22
2.3. Контроллинг на предприятии: содержание, функции, задачи 26
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Стратегический контроллинг ориентирован на поддержание и формирование потенциала успеха, проведение антикризисной политики по всем ее направлениям. Он включает следующие задачи.
1.
Контролирование реальности
2.
Распределение по форме и мере
ответственности за выполнение
определенных заданий
3.
Анализ и исследование
4.
Определение «критических»
5.
Определение этапных моментов
реализации стратегической
6.
Установление связи
7. Формирование критериальной основы оценок, отклонений, нормативных величин.
Стратегический контроллинг – это не разновидность антикризисного управления, а его часть, сформированная определенным образом и позволяющая повышать эффективность управления посредством своевременного обнаружения отрицательных сигналов развития [8, с. 505].
Тактический и оперативный контроллинг характеризует текущая деятельность по осуществлению систематизированного контроля деятельности организации. Он включает следующие задачи.
1. Установление необходимой периодичности контроля, позволяющей своевременно обнаруживать возможности отклонений, опасные явления, узкие места и слабые стороны.
2.
Определение и реализация
3.
Глубина контроля, которая отражает
возможности улавливания
4.
Трудоемкость контроля также
характеризует тактику его
5.
Мотивация и обеспечение
6.
Определение критических точек
контролируемого процесса. Ими являются
наиболее опасные моменты
Оба вида контроллинга являются необходимыми элементами его осуществления и должны быть определенным образом связаны между собой.
Связи стратегического и тактического контроллинга проявляются в методологии и организации контрольной деятельности.
Методология контроллинга характеризует его цели, подходы и принципы, инструменты и методы. Должно быть методологическое соответствие стратегического и тактического контроллинга. Оно проявляется в составе контролируемых показателей, методах анализа, методиках оценки. При построении контроллинга все это рассматривается как необходимые факторы системы контроля.
Большое значение имеет и организация контроллинга. Она отражает порядок систематического проведения контроля, ответственность за измерения и оценки, результаты анализа, меру и формы участия в процессах контроля должностных лиц.
Стратегический
и тактический контроллинг должны
дополнять друг друга, а не быть в противоречии,
возможность которого не следует исключать.
3.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ
В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Процедуры контроля слишком быстро устаревают и у же не отражают реальности сегодняшнего дня. Трудности учета приводят к тому, что контролю подвергается не то, что действительно важно, а то, что удобно учитывать. Все это не только отрицательно сказывается на эффективности организации, но и снижает ее восприимчивость к внешним угрозам, создавая иллюзию безопасности. В настоящее время выделяют следующие тенденции развития контроля в системе менеджмента:
1. Децентрализация. Контрольные функции, традиционно осуществляемые централизованно (в коммерческой фирме - ее руководством, а в государстве - центральными органами), постепенно перераспределяются между:
Часть контрольных функций передается внешним организациям. Наиболее ярко эта тенденция видна в аудите, когда независимая аудиторская фирма проверяет правильность бухгалтерских и финансовых документов. Ряд контрольных функций осуществляется в процессе консультирования, когда внешний консультант проверяет соответствие тех или иных процессов стандартам, известным консультанту.
Внешний контроль обладает рядом преимуществ: он свободен от привычных, устоявшихся представлений, схем действий и способен предложить более эффективные корректирующие воздействия. Нередко он пользуется собственными стандартами, которые не всегда совпадают со стандартами внутреннего контроля. Часть контрольных функций верхние этажи управления делегируют нижним. В основном это касается функций текущего контроля. Это вызвано, в частности, тем, что во многих организациях создаются малые подразделения и филиалы, наделенные самостоятельными функциями и определенной ответственностью. Вместе с ответственностью делегируются и полномочия контроля.
Контроль превращается из жесткого и централизованного, с полицейскими функциями в дружественный и децентрализованный. В связи с делегированием функций контроля уменьшается число контролеров, в то же время контроль становится более действенным и эффективным. Контроль приближается к непосредственным исполнителям и в значительной мере начинает осуществляться ими самими. В ряде случаев пользователь (потребитель) становится главным контролером, а контроль при этом — средством выпуска продукции и услуг.
Так, в частности, в государственной службе на место тотального бюрократического контроля приходит контроль со стороны потребителей услуг государственной службы, который осуществляется как непосредственно, так и при помощи общественных организаций и средств массовой информации.
Таким образом, верхние звенья управления частично передают функции контроля: рутинный текущий контроль делегируют на низшие уровни управления; вспомогательные, в том числе аналитические, функции передают на субконтрактной основе профессиональным контролерам; ключевые параметры отдают контролировать потребителям, а стратегические аспекты контроля оставляют у себя [9, с. 121].
2. Изменение содержания контроля и новые методы его осуществления. С измерения затрат центр тяжести переносится на измерение результатов. Традиционный подход в государственном управлении постоянно концентрирует внимание на том, сколько потрачено государственных средств, при этом измерение реального результата остается в тени. Новый подход менеджмента в государственной службе основное внимание переносит на контроль и мониторинг результатов, которые получены в процессе тех или иных действий государственной службы.
В современной российской практике государственного контроля пока еще преобладает ориентация на измерение затрат. В частности, при проверке выполнения федеральных программ Счетной палатой РФ основной акцент делается на контроле соответствия фактических затрат запланированным. В то же время ключевым вопросом контроля любых государственных затрат должен стать вопрос о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствуют ли затраты полученным результатам.
В последнее время в мировой практике получил широкое распространение бенчмаркинг - новый метод контроля, особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов.
В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение их методам работы и реализация передовых методов в собственных условиях. В ходе бенчмаркинга анализируется практика лучших организаций, дается ответ на вопросы, что, как и почему делают лидеры для удовлетворения потребностей потребителей и клиентов [9, с. 122].
Бенчмаркинг - это постоянное изучение лучшего в практике конкурентов, сравнение компании с созданной эталонной моделью собственного бизнеса. Бенчмаркинг позволяет выявлять и использовать в своем бизнесе то, что другие делают лучше.
В основе бенчмаркинга лежит концепция непрерывного совершенствования деятельности, которое предусматривает непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий с целью устойчивого улучшения деятельности организации.
Основные цели бенчмаркинга:
Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций. В управлении бенчмаркинг нацелен на выявление и использование лучшего опыта в производстве товаров и услуг.
3.
Развитие новых информационных
систем. Они позволяют в определенных
аспектах автоматизировать
В связи со смещением текущего контроля сверху вниз потоки информации от потребителя к производителю становятся более прямыми и не затрагивают высших эшелонов управления. В то же время общей тенденцией контроля во всех передовых организациях становится уменьшение числа контролируемых показателей с одновременным увеличением числа измерений и повышением эффективности каждой процедуры контроля.
4.
Логическое следствие перехода
от традиционного контроля к
мониторингу – изменение в
системе управления персоналом.
Вместо того чтобы давать
5.
Традиционные методы
6.
«Демократизация информации»,