Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:59, курсовая работа
Целью данной работы является более глубокое и детальное изучение контроля как функции управления с помощью современной литературы.
Задачи:
1. Дать представление о сущности и задачах функции контроля;
2. Узнать какие существуют виды контроля;
3. Рассмотреть области применения различных видов контроля;
4. Изучить характеристики эффективного контроля.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. Значение функции контроля в системе управления …………… ... 6
1.1. Понятие контроля, его сущность и задачи ……………………………... 6
1.2. Принципы контроля ………………………………………………………10
ГЛАВА 2. Виды контроля и области его применения ………………………. .13
2.1. Понятие предварительного, текущего и итогового контроля ………….13
2.2. Внешний и внутренний контроль ………………………………………. 22
2.3. Управление по отклонениям ……………………………………………. 24
ГЛАВА 3. Основные характеристики эффективного контроля ……………... 25
3.1. Барьеры и сопротивление контролю ……………………………………. 25
3.2. Характеристики эффективного контроля ……………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………. 40
Контроль также делится на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляется руководством или специальными сотрудниками. В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и по мере необходимости вносят корректировки в свою деятельность.
Существует и такое понятие как управление по отклонениям, которое получило на западных фирмах довольно широкое распространение. Суть его состоит в том, что все цели, стоящие пред организацией и её подразделениями, отраженных в планах или существующие самостоятельно, формализуются в систему нормативов, отклонения от которых, выявленные в результате контроля, служат основой для принятия решений.
Управление по отклонениям используется для обучения подчиненных, расширения их кругозора, овладения новыми направлениями деятельности, подготовки к занятию более высоких должностей в будущем.
Для того
чтобы контроль мог выполнить
свою истинную задачу, т.е. обеспечить
достижение целей организации, он должен
обладать несколькими важными
В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем.
Для того
чтобы быть эффективным, контроль должен
соответствовать
Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным. Своевременность контроля заключается во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.
Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля.
Как правило, наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен.
Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что, если система контроля слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней не понимают и не поддерживают ее, — такая система контроля не может быть эффективной.
Конечно, для того чтобы определить реальное соотношение затрат и прибыли для системы контроля, необходимо рассматривать как долгосрочные аспекты, так и краткосрочные, тогда можно предотвратить издержки и достичь экономичности контроля.
Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности. Поскольку при выходе на международный уровень количество целей в предпринимательской деятельности значительно увеличивается, то контроль в этом случае осуществлять труднее. Менеджеры должны не только устанавливать стандарты, измерять результативность и предпринимать корректирующие действия для своего бизнеса внутри страны, но и осуществлять аналогичные операции, для своего международного бизнеса. Очевидно, что чем более глобален их бизнес, тем труднее осуществлять функцию контроля.
Дополнительный фактор, осложняющий ситуацию с контролем, связан с возможными коммуникационными проблемами, возникающими между центральной штаб-квартирой корпорации и ее филиалами и дочерними фирмами. Подобные проблемы могут возникать из-за географической удаленности, языковых и культурных барьеров [6, стр.293-295].
В западной литературе предлагаются следующие советы менеджерам для использования эффективного контроля:
1.Всегда помните, что контроль должен рассматриваться и устанавливаться как позитивная деятельность, необходимая для сосредоточения людей, времени и денег на выполнение организационных целей.
2.Поддерживайте включение ваших подчиненных в контроль их собственной деятельности. Самоконтроль часто оказывается самым лучшим контролем.
3.Сосредотачивайте контроль на результатах, а не на деятельности и внешнем виде.
4.Регулярно переоценивайте контроль, чтобы убедиться, что он все ещё необходим и соответствует ситуации.
5.Включайте подчиненных в разработку методов и осуществление контроля.
6.Помните, что некоторое отклонение от стандартов является нормальным явлением.
7.Наблюдайте как за позитивными, так и негативными отклонениями. Будьте уверены в своем признании и оценке позитивных отклонений.
8.Остерегайтесь подчиненных, которые выступают против контроля, потому что они не хотят быть слишком ограниченными или «потерять свободу». Их сопротивление на самом деле может происходить из желания избежать четкой ответственности за результаты деятельности.
Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс неприрывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач [5, с.79]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента / Учебное пособие / - М.: Гиом – пресс при содействии ТД «Элит – 2000», 1999. – 440 с.
2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник – 3-е изд., перер. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 504 с.
3. Дорофеев В.Д., Шмелева А.И., Шестопал Н.Ю. Менеджмент / Учебное пособие / - М.: «Инфра – М», 2008. – 440с.
4. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента / Учебное пособие / Министерство общего и профессионального образования – Москва Центр – 2000. – 432с.
5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента /Учебное пособие / - 3-е изд. – Минск : Новое знание, 2000 – 336с.
6. Мескон М.Х., Альберт М.,Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.:Дело, 2000. – 704с.