Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 00:09, дипломная работа
Целью данной работы является проведение исследования системы управления конфликтами и стрессами в организации и выявление путей совершенствования (на примере ООО «Опт-Сервис»).
В этом аспекте возникает ряд задач:
- изучение теоретического состава рассматриваемого вопроса,
- анализ конфликтов и стрессов на предприятии и особенности управления ими,
Данная дипломная работа посвящена исследованию и совершенствованию системы управления конфликтами и стрессами на предприятии.
Известно, что организация - это сложная система с множеством взаимосвязей и социальных взаимодействий. Это своего рода организм, который живет и развивается по определенным законам. Взаимоотношения между частями организации характеризуются сочетанием сотрудничества и конкуренции, т.е. люди (или группы людей) в процессе своей трудовой деятельности испытывают зависимость друг от друга и в то же время преследуют собственную выгоду. Без людей нет организации. Без эффективного управления персоналом ни одна организация не сможет выжить и достичь своих целей. Существование и развитие всякой организации связано с постоянным возникновением и разрешением противоречий в борьбе различных сил как внутри, так и вне организации. Иногда противоречия принимают настолько острый характер, что переходят в конфликт. Зачастую достижению целей людей и организации препятствуют неизбежно возникающие конфликты и стрессы.
Стресс и конфликты связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Острый конфликт способен вызвать стресс, беспокойство, невыходы на работу и низкую результативность работы сотрудников. Так и стрессовая напряженность может стать источником конфликтов.
Вопросы исследования и совершенствования системы управления конфликтами в организации на сегодняшний день определили актуальность темы исследования. Об этом свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций – очень частое явление общественной жизни, поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Целью данной работы является проведение исследования системы управления конфликтами и стрессами в организации и выявление путей совершенствования (на примере ООО «Опт-Сервис»).
В этом аспекте возникает ряд задач:
- изучение теоретического
состава рассматриваемого
- анализ конфликтов и стрессов на предприятии и особенности управления ими,
- разработка рекомендаций по совершенствованию управления конфликтами и стрессами для ООО «Опт-Сервис»
Предмет исследования: управление конфликтами и стрессами на предприятии.
Объект исследования: предприятии ООО «Опт-Сервис»
Практическая значимость работы. Разработанные практические рекомендации могут быть использованы в ООО «Опт-Севрис» а также других организациях, в которых отмечаются аналогичные проблемы.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Первая глава посвящена изучению теоретических основ исследования системы управления конфликтами и стрессами в организации. Проводится исследование сущности конфликтов, причин, путей их разрешения и понятия стресса в организации.
Во второй главе описывается структура системы управления конфликтами в организации: организационно-экономическая характеристика ООО «Опт-Сервис», анализ кадрового потенциала предприятия.
В третьей главе приводятся данные об исследовании, проведенном в ООО «Опт-Сервис», организационный механизм управления конфликтами и стрессами и намечаются пути совершенствования системы управления конфликтами.
1.1 Сущность конфликта
Конфликту, как и любому другому явлению, присущи своеобразные черты. Прежде чем дать определение понятия «конфликт» рассмотрим некоторые из этих черт. Ни у кого не вызовет сомнения то, что конфликт порождается самой природой общественной жизни. Он отображает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем, т.е. конфликт – явление социальное1.
Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. Его участниками могут быть как индивиды, так и социальные группы, государства и группы стран, национально-этнические общности, объединенные теми или иными интересами, целями, задачами. Причины и мотивы конфликтов бывают различными: психологическим, экономическим, политическим, религиозными и т.д.
Обстоятельства жизни человека с древнейших времен складывались таким образом, что ему было предназначено сотрудничество с другими людьми. Но между всеми людьми есть различия. В связи с развитием общества и усложнением социальных связей в отношениях наряду с сотрудничеством появляется конкуренция, психологическая несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения целей. В конечном счете сложившаяся ситуация привела к появлению конфликтов. Всякие взаимоотношения, как деловые, так и личностные, накладывают свой отпечаток и могут порождать противоречия, напряженность, вражду, разногласия. Также конфликты может порождать и отклоняющееся от нормы поведение (оно может быть как негативным, так и позитивным).
Можно сделать вывод, что конфликт должен восприниматься как нормальное явление, как способ взаимодействия людей.
В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта.
Л.Г. Здравомыслов определяет конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями2.
Ю.Г. Запрудский считает, что социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству3.
А.В. Дмитриев под социальным конфликтом понимает тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны4.
Но нас интересует трактовка с точки зрения управленческих наук, поэтому наиболее подходящим, как нам кажется, будет следующее определение: конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон5.
Выделим следующую черту: конфликт – явление осознанное, действие обдуманное6. Так заложено природой, что человек отличается от других живых существ специфическим качеством – разумом. Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек может регулировать свои отношения. А способностью к самосознанию, человек может регулировать свои отношения. А это означает, что конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.
Хочется отметить так же еще одну особенность: конфликт – явление распространенное, повсеместное. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни. Они являются формой общественных связей, которые выражают взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей. То есть там, где действуют люди, практически всегда есть место конфликтам.
Не менее важно отметить, что конфликт – явление прогнозируемое, подверженное регулированию. Это выражается самой природой возникновения конфликта, формами взаимодействия участвующих. Так или иначе, участникам конфликта приходится анализировать сложившуюся ситуацию, делать прогнозы, думать о последствиях, намечать пути урегулирования конфликта.
Теперь, имея некоторое представление об основных чертах конфликта, можно дать определение самому понятию «конфликт». Под конфликтом будем понимать ситуацию, в которой цели и интересы одних людей противоречат целям и интересам других людей. (Зельдович Б.З., Сперанская Н.М., Фаенсон М.И.Практический менеджмент)
Перейдем к рассмотрению функций конфликта. Конфликт по своей природе может приносить как добро, так и зло участвующим в нем сторонам, т.е. являться конструктивным или деструктивным. Поэтому его функции характеризуются с учетом позитивных и негативных последствий.
К негативным последствиям можно отнести:
– ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;
– неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;
– уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;
– дух конфронтации, затрагивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться к победе, во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;
– материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.
Как правило, рассматривается только деструктивное значение конфликтов. Но ведь расхождения во мнениях могут быть вполне полезными, и не каждый конфликт непременно вреден. Нижеперечисленные аргументы показывают, каким образом конфликты могут порождать и положительные процессы:
– конфликты указывают на проблемы и помогают вскрыть недостатки;
– вызывают процессы, проясняющие ситуацию, и «взрывают» омертвевшие структуры;
– обостряют осознание проблемы участниками и лицами, затронутыми конфликтом;
– побуждают начальников активнее общаться с подчиненными;
– мотивируют сотрудников переосмыслить содержание своей работы и профессиональные перспективы;
– вызывают изменения и предотвращают застой в организации;
– разногласия могут подстегнуть
творческую активность сотрудников. Для
климата в организации прямой
конфликт порой полезнее, чем атмосфера
всеобщего недоверия и
– конфронтация двух сотрудников поможет выяснить, почему им так трудно работать вместе. Если благодаря этому станет возможным устранить напряжение, то в дальнейшем, вероятно, обоим будет легче находить общий язык;
– контрагенты, научившиеся, несмотря на глубокие расхождения во мнениях, корректно обращаться друг с другом, смогут побудить себя к новым достижениям;
– трения между отдельными сотрудниками могут побудить рабочую группу к пересмотру форм совместной трудовой деятельности и к реорганизации группы. Это усилило бы чувство общей сплоченности;
– частые разногласия между сотрудниками могут указывать на проблемы, которые необходимо разрешить, чтобы избежать серьезных осложнений в дальнейшем.
При любом исходе последствия конфликта оказывают определенное влияние на организацию и ее персонал. Важно правильно оценить позитивные и негативные последствия, чтобы придать конфликту по возможности положительный характер и свести к минимуму ущерб от его негативных последствий.
Определив функции, перейдем к рассмотрению классификации конфликтов. Классификация – это научный метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака.
В литературе предлагаются многочисленные варианты классификации конфликтов. Основными видами классификации являются типология, систематика и таксономия.
В основе типологии лежит существенный признак конфликта. Это наиболее ценный вид классификации.
Систематика – совокупность конфликтов, в основании которой лежит менее существенный признак конфликта7.
Таксономия – теория классификации и систематизации деятельности, имеющей обычно иерархическое строение8.
В настоящее время наиболее распространенной формой классификации конфликтов является типология.
Конфликты в практике управления организацией можно классифицировать по следующим признакам:
1) по сфере проявления:
- производственно-экономические
(основой являются
- идеологические (в основе
лежат противоречия во
- социально-психологические (противоречия возникают в социальной сфере);
- семейно-бытовые.
2) по масштабам, длительности и напряженности:
- общие и локальные;
- бурные быстротекущие,
кратковременные (возникают на
основе психологических