Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:44, контрольная работа
Цель курсовой работы - проанализировать конфликтные ситуации в организациях на примере ООО «АТЛАНТ». Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
Рассмотреть различные понятия и виды конфликтов.
Выявить возможные причины и последствия.
Определить функции и эффективность конфликтов.
Проанализировать конфликтную ситуацию на примерах конкретной организации.
Введение……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, ВИДОВ И ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТА
1.1. Понятие конфликта……………………………………………………….4
1.2. Типы конфликта…………………………………………………………..5
1.3. Причины конфликта……………………………………………………...8
1.4. Последствия конфликта………………………………………………...10
1.5. Управление конфликтной ситуацией………………………………….11
2.АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ООО «АТЛАНТ»
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………...15
2.2. Анализ конфликтных ситуаций……………………………………....15
2.3. Анализ причин конфликтных ситуаций………………………….….18
2.4. Анализ методики управления конфликтных ситуаций………….....20
2.5 Выводы по результатам анализа конфликтных ситуаций……….…21
Заключение……………………………………………………………….…..22
Список литературы…………………………………………………….…..23
1.3. Причины конфликта
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.3
1) Распределение ресурсов.
Даже в самых крупных
2) Взаимозависимость задач.
Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определённые типы организационных структур увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.
3) Различия в целях.
Возможность конфликта растет по мере
того, как организации становятся
более специализированными и
разбиваются на подразделения. Это
происходит потому, что подразделения
могут сами формулировать свои цели
и большее внимание уделять их
достижению, чем достижению целей
организации. Например, отдел сбыта
может настаивать на производстве как
можно более разнообразной
4) Различия в представлениях и ценностях.
Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Различия в ценностях- весьма распространённая причина конфликта. Например, подчинённый может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчинённый может выражать своё мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.
5) Различия в манере поведения и жизненном опыте.
Эти различия также могут увеличить
возможность возникновения
6) Неудовлетворительные коммуникации.
Плохая передача информации может быть, как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Например, если руководство не может донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и её положение среди конкурентов, подчинённые могут отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие распространённые проблемы передачи информации, вызывающие конфликт- неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчинённых точное описание должностных обязанностей.
1.4.Последствия конфликта
Функциональные последствия.
Имеется семь
функциональных последствий конфликта.
Одно из них заключается в том,
что проблема может быть решена таким
путем, который приемлем для всех
сторон, и в результате люди больше
будут чувствовать свою причастность
к решению этой проблемы. Это, в
свою очередь, сводит к минимуму или
совсем устраняет трудности в
осуществлении решений –
Конфликт
может также уменьшить
Дисфункциональные последствия
Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.
1.5. Управление конфликтной ситуацией
Существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Как мы уже говорили, руководителям
не следует считать причиной конфликтных
ситуаций простое различие в характерах.
Конечно, это различие может явиться
причиной конфликта в каком-то конкретном
случае, но оно — лишь один из факторов,
которые могут вызвать
Структурные методы
Существует 4 структурных метода разрешения конфликта - это разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей в использование системы вознаграждений.
Разъяснение требований к работе
Одним из лучших методов
управления, предотвращающих
Координационные и интеграционные механизмы
Еще один метод управления конфликтной ситуацией — это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.
В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями — отделом сбыта и производственным отделом — сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объемы заказов и продаж. Эта служба осуществляла связь между отделом сбыта и производством и решала такие вопросы, как требования к сбыту, загрузка производственных мощностей, ценообразование и графики поставок.
Общеорганизационные комплексные цели
Установление
Например, если три смены
производственного отдела конфликтуют
между собой, следует сформулировать
цели для всего отдела, а не для
каждой смены в отдельности. Аналогичным
образом, установление четко сформулированных
целей для всей организации в
целом также будет
Структура системы вознаграждений
Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Например, если вознаграждать
руководителей отделов сбыта
только на основании увеличения объема
проданных товаров, то это может
вступить в противоречие с намеченным
уровнем получения прибыли. Руководители
этих отделов могут увеличить
объемы сбыта, предлагая без всякой
надобности большие скидки и, тем
самым, снижая уровень средней прибыли
компании. Или может возникнуть конфликт
между отделом сбыта и
Подводя итог, заметим, что
систематическое
Межличностные стили разрешения конфликтов
Уклонение
Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.
Сглаживание
При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что «мы все- одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».
Принуждение
В рамках этого стиля превалируют
попытки заставить принять свою
точку зрения любой ценой. Тот, кто
пытается это сделать не интересуется
мнением других, обычно ведет себя
агрессивно, для влияния на других
пользуется властью путем принуждения.
Такой стиль может быть эффективен
там, где руководитель имеет большую
власть над подчинёнными, но он может
подавить инициативу подчинённых, создаёт
большую вероятность того, что
будет принято неверное решение,
так как представлена только одна
точка зрения. Он может вызвать
возмущение, особенно у более молодого
и более образованного
Компромисс
Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.
Решение проблемы
Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации. Ниже приведены некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта: