Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 14:05, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование нормативного метода как действенного инструмента планирования; оперативного контроля и принятия управленческих решений; управленческого анализа.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть концептуальные подходы и базовые модели разработки и принятия управленческих решений;
Изложить процесс принятия управленческих решений в сфере планирования;
Провести анализ внутренних и внешних условий деятельности предприятия;
Выявить и проанализировать существующие на предприятии проблемы;
Привести способы решения выявленной проблемы.
В информационном обеспечении принятия управленческих решений важное место занимает нормативный учет. Необходимым условием внедрения нормативного метода учета является централизация и максимальная компьютеризация учетно-аналитических работ.
Информационное пространство управления организацией формируется исходя из целей и возможностей управления. Особое внимание должно быть уделено специфическим принципам: использованию единых планово-учетных единиц измерения в планировании и учете производства; оценке результатов деятельности структурных подразделений; комплексности использования информации; периодичности, отражающей производственный и коммерческий циклы предприятия; бюджетному (сметному) и нормативному контролю за затратами.
Управленческий нормативный учет — это такая система ведения учета операций предприятия, при которой на всех стадиях финансового цикла и в разрезе всех основных видов деятельности (видов продукции), выделенных в самостоятельный объект бюджетного планирования , фиксируются:
а) плановые (бюджетные) показатели,
б) фактические показатели,
в) отклонения фактических показателей от плановых. [3]
Второй особенностью управленческого нормативного учета является четкое разграничение условно-переменных и условно-постоянных затрат для целей управленческого планирования и, в первую очередь, для информационного обеспечения анализа «издержки-объем-прибыль».
Управленческий нормативный учет существует лишь как интегральная часть процесса бюджетирования. Вне бюджетного процесса ведение управленческого нормативного учета теряет смысл и ведет только к излишним затратам для предприятия. При отсутствии системы планирования, например в небольших компаниях, разумно применять традиционный подход калькуляции себестоимости по фактическим затратам.
Аналитическая подсистема в системе бюджетирования является ведущей, а учетная подсистема - ведомой. Детализация, алгоритм, отраслевые и иные особенности анализа и планирования бюджета определяют требования к содержанию и форме представления (структуре) учетной информации.
Необходимым атрибутом ведения управленческого нормативного учета в компании является наличие в ней единого информационного пространства. Под этим понимается полная «стыковка» данных сводной финансовой и производственной отчетности, ведущейся бухгалтерией, и данных оперативного учета, ведущегося другими управленческими службами и структурными подразделениями.
Таким образом, основными принципами, на которых зиждется управленческий нормативный учет в компании, являются:
- выделение трех
групп данных (плановых, фактических
и нормативных) на каждой стадии
финансового цикла и по
- обусловленность
объема и структуры учетной
информации содержанием
- четкое разграничение
в учете постоянных и
Нормативный метод здесь состоит в том, что плановые задания на определенный период устанавливают, исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (сырья, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу выпускаемой продукции, т. е. используется нормативная база предприятия.
Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках.
Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает: федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы; местные нормативы; отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующего субъекта. Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идет о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др. Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др. [7]
Нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для управления производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд и др.
Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.
Построение системы нормирования предполагает соблюдение определенных принципов, к числу которых относятся:
- прогрессивность - отражение в нормах достижений новой техники, технологии, научной организации труда, производства и управления, передового опыта экономии живого и овеществленного труда;
- обоснованность - разработка норм на основе технических расчетов и анализа производства;
- комплексность
- комплексное формирование
- гибкость, динамичность
- систематическое обновление
- сопоставимость
- обеспечение сопоставимости
- автоматичность - компьютеризация - формирование, обновление и использование нормативной базы.
Система нормативного определения затрат больше всего подходит организации, чья деятельность состоит из ряда одинаковых или повторяющихся операций. Таковы в основном промышленные предприятия. [9]
Рассматриваемая система дает возможность детально и своевременно учитывать (выявлять) отклонения для каждого центра ответственности по элементам затрат или по статьям калькуляции, указывает менеджерам на возникшие отклонения в целях принятия необходимых управленческих воздействий, регулирующих уровень затрат.
Основное назначение нормативного учета затрат состоит в следующем:
Нормативный метод является важным средством управления затратами на производстве. Он обеспечивает решение целого ряда задач:
Нормативный метод предполагает раздельный учет фактических затрат, отвечающих нормам и отклоняющихся от норм. В зависимости от уровня управления периодичность учета должна составлять от часа (учет в реальном масштабе времени) до месяца и года (нарастающим итогом), что позволит своевременно предотвращать перерасход, повысить уровень технологической, организационной и плановой дисциплины.
Исчисление фактических затрат (себестоимости) как совокупности норматива и отклонения особенно целесообразно в условиях крупносерийного и массового производства, но и в масштабах мелкосерийного и единичного выпуска продукции компьютеризация делает нормативный метод учета столь же приемлемым и эффективным.
Сводный учет затрат на производство при нормативном подходе ведется по статьям затрат и видам или группам однородных видов продукции. При этом одинаково допустимы как бесполуфабрикатный вариант, не предусматривающий обособленного учета затрат по переделам, так и полуфабрикатный - с отражением затрат и себестоимости при передаче продукции из цеха в цех.
Методика учета и анализа изменений норм и отклонений от них. Главная цель учета, классификации и анализа изменений норм и отклонений от них состоит в том, чтобы определить, как влияет на уровень каждой статьи затрат изменение норм и нормативов в ходе производства и отклонений от них фактических затрат. Все виды изменений и отклонений группируют по причинам, центрам затрат и центрам ответственности с указанием частоты, периодичности и размера изменения или отклонения по абсолютной величине (руб., нормо-ч. и т.п.).
На основании анализа информации об изменениях и отклонениях определяют основные факторы, причины и подразделения, влияющие на изменение уровня затрат. Вырабатывают оперативные меры воздействия в целях устранения (уменьшения) отклонения или пересчета норматива.
Результаты анализа служат также исходным материалом для совершенствования конструкции, технологии, уровня организации производства и нормирования, планирования, учета, стимулирования, прогнозирования выполнения плана по затратам и себестоимости продукции.
Учет и анализ изменения норм и нормативов. Нормативная база предприятия должна своевременно обновляться по мере технического развития, совершенствования организации производства и управления. Для оперативного внесения изменений в нормативную базу устанавливается порядок их оформления первичными документами, которые составляют заинтересованные отделы, службы и цехи, а также учета изменений норм и нормативов по конкретным видам продукции (работ), причинам и исполнителям.
Учет изменения норм и нормативов имеет важнейшее значение для контроля за техническим перевооружением и организационным развитием производства, а также для введения хозрасчета в подразделениях предприятия. Следует нарастающим итогом с начала года или запуска продукции в производство отражать влияние отдельных мероприятий на уровень затрат, указывать центры затрат и службы, которые осуществили эти мероприятия, и их заслуги в достигнутых результатах.
Данные учета должны систематически обобщаться и использоваться для анализа и принятия управленческих решений.
Полное и сокращенное наименование предприятия: Закрытое акционерное общество «Белгородский цемент», ЗАО «Белцемент».
Дата регистрации предприятия:
«Белгородский цемент» является юридическим лицом и зарегистрировано как закрытое акционерное общество «Белгородский цемент» Государственной Регистрационной Палатой 28. 06. 2002 (свидетельство № Р-540.16.4).
Информация о работе Концептуальные подходы к разработке и принятию управленческих решений