Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 14:05, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование нормативного метода как действенного инструмента планирования; оперативного контроля и принятия управленческих решений; управленческого анализа.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть концептуальные подходы и базовые модели разработки и принятия управленческих решений;
Изложить процесс принятия управленческих решений в сфере планирования;
Провести анализ внутренних и внешних условий деятельности предприятия;
Выявить и проанализировать существующие на предприятии проблемы;
Привести способы решения выявленной проблемы.
Крупнейшие предприятия-экспортеры цемента:
Основные страны-получатели цемента: Китай, Украина, Испания, Казахстан, Венгрия.
Выгодное географическое расположение предприятия (42 км от российско-украинской границы) позволяют успешно проводить экспортно-импортные операции. Кратчайший путь к портам Азовского и Черного морей, в Европу транзитом через Украину дает возможность экспортировать свою продукцию с наименьшими затратами по доставке партнерам. Налаженные производственные связи с экспедиторскими фирмами и портами дают нам возможность доставлять продукцию по требованию партнеров по всему миру.
Специалисты отдела маркетинга и внешнеэкономических связей и отдела сбыта оформляют все необходимые документы, связанные с отгрузкой и доставкой продукции по назначению.
Наиболее крупными потребителями цемента ЗАО «Белгородский цемент» являются белгородские предприятия, производящие строительные материалы на его основе.
Например, на ОАО «БелАЦИ» каждый год поставляются более 16% цемента. Также сбыт цемента осуществляется в Московский регион, Смоленскую, Курскую и др. области (таблица 3.10).
Таблица 3. 10
Наиболее крупные потребители цемента ЗАО «Белгородский цемент»
Предприятия |
Потребление, т. |
доля, % |
ОАО «БелАЦИ», г. Белгород, ул. Мичурина |
300000 |
16,5 |
ОАО «Белгородский завод ЖБК-1», ул. Коммунальная 5 |
20000 |
1,1 |
ОАО «Белгородстройдеталь», ул. Мичурина |
15000 |
0,8 |
Мостотряд – 18, г. Москва ул. Земляной вал |
10000 |
0,55 |
Мостотряд – 90, Московская область, г. Дмитров |
8000 |
0,45 |
Дмитровский ЖБК, Московская область, г. Дмитров |
9000 |
0,5 |
ЗАО «Смоленский завод ЖБИ-2», г. Смоленск |
19000 |
1,04 |
ОАО «Курский завод КПД», г. Курск |
8000 |
0,45 |
Магазин ЗАО «Белгородский цемент» |
36000 |
2 |
Прочие |
1399 800 |
76,6 |
Итого |
1824 800 |
100 |
Продажа цемента частным лицам производится посредством ДО "Родничок" и ДО "Рекорд-Центр", непосредственно на площадке завода, через торговые сети г. Белгорода и области. Еще одним каналом сбыта является магазин «Белгородский цемент». Если потребителем является предприятие, то доставка цемента производится навалом в закрытых железнодорожных вагонах.
В ЗАО "Белгородский цемент" основными формами стимулирования сбыта являются средства массовой информации (газеты, местное телевидение), наглядная агитация (рекламные щиты) и участие в международных выставках.
Проведем оценку внешних и внутренних факторов, оказывающих наиболее существенное воздействие на предприятие методом SWOT-анализа. В рамках этого метода выявим и оценим собственные сильные и слабые стороны, а также определим возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде. Для этого необходимо построить таблицу 3. 11.
Таблица 3. 11
Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны
Возможности |
Угрозы | |
8. Развитие сервисных услуг. |
| |
Сильные стороны |
||
4. Выгодное географическое расположение; 5. Устойчивые связи с потребителями; 6. Возможность
производить продукцию на 7. Имеется собственная сырьевая база. |
I |
II |
Слабые стороны |
||
3. Моральный и физический износ оборудования; 4. Недостаточные маркетинговые исследования; 5. Текучесть кадров; 6. Отрицательное влияние производства на экологию области; 7. Не очень высокий уровень мотивации труда. |
III |
IV |
Из имеющихся в SWOT-таблице данных, составим четыре блока стратегий, характеризующих взаимоувязку факторов внешней и внутренней среды предприятия:
I. Силы и возможности;
II. Силы и угрозы;
III. Слабости и возможности;
IV. Слабости и угрозы.
Силы и возможности
Силы и угрозы
Слабости и возможности
Слабости и угрозы
Из SWOT – анализа видно, что слабыми сторонами предприятия являются высокая энергоемкость производства, достаточно высокие цены на производимую продукцию, отрицательное влияние производства на экологию области и др. Но всего этого можно избежать, используя имеющиеся у предприятия возможности, а именно: обновление и модернизации оборудования, внедрение новых технологий, снижение затрат на производство, заинтересованность партнеров в сотрудничестве.
ЗАО «Белгородский цемент» - одно из лучших предприятий цементной отрасли России, высокое качество его цементов ставят завод в ряд ведущих мировых производителей. Естественно, что у предприятия имеется ряд сильных сторон. К их числу можно отнести большой ассортимент производимой продукции, высокое качество продукции и постоянное его улучшение, выгодное географическое расположение завода вблизи Российско-Украинской границы, что позволяет успешно проводить экспортно-импортные операции, возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества.
ЗАО «Белгородский цемент» хорошо известен строительным компаниям России, а также в 45 странах мира. В настоящее время предприятие предлагает на рынок около 2 млн. тонн высококачественной продукции. Ее применяют при строительстве жилых и административных зданий, метрополитенов, аэродромов, гидротехнических сооружений, мостов, телебашен и других ответственных сооружений.
В ЗАО «Белгородский цемент», как и во многих других предприятиях цементной промышленности, существуют некоторые проблемы, связанные с общим развитием предприятия. В данной главе предполагается проанализировать эти проблемы, а особое внимание будет уделено диагностике и анализу проблем.
Проблема возникает тогда, когда есть отклонение существующего результата или процесса от стандарта. Проблем всегда больше, чем возможностей их решения. Поэтому нужно определить приоритетные проблемы.
Основная проблема, которая будет рассмотрена в данном разделе – это падение прибыльности предприятия ЗАО «Белгородский цемент».
Для решения поставленной проблемы используем методику построения "дерева проблем". «Дерево проблем» показывает несколько подпроблем, решив которые можно снять генеральную проблему. Но решить все проблемы сразу невозможно. Достаточно сконцентрировать внимание на одной из них, чтобы способствовать разрешению другой – основной.
Рис. 4. 1 Дерево проблем
На рисунке 4. 1 приняты следующие обозначения:
0 – Падение прибыльности предприятия
1 – Неэффективное
использование предприятием
1. 1 – Высокая
степень физического износа
1. 2 – Моральный износ оборудования
2 – Уменьшение сбыта продукции
2. 1 – Высокая отпускная цена на цемент, установленная ОАО «Евроцемент груп»
2. 1. 1 – Высокая себестоимость цемента
2. 1. 2 – Рост инфляции в стране
2. 2 – Слабая рекламная компания
2. 3 – Сокращение строительных работ
3 – Высокие
энергозатраты и большой
3. 1 – Производство цемента «мокрым способом»
3. 2 – Увеличение тарифов естественных монополий
После формирования проблемы необходимо найти приоритетность, которую можно определить с помощью метода оценки приоритетов проблем. Данный метод позволяет определить приоритет проблем с точки зрения важности, неотложности и тенденций развития (ухудшение, улучшение) организации или ее управленческой подсистемы.
Приоритеты определим при помощи соответствующей таблицы экспертных оценок (таблица 4. 1). Проблемы оцениваются по 10-балльной системе.
Таблица 4. 1
Экспертные оценки проблем
Проблема |
Важность проблемы |
Неотложность проблемы |
Тенденции развития проблемы |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
7 |
7 |
↑ |
|
7 |
5 |
↓ |
|
10 |
8 |
↓ |
|
4 |
3 |
↑ |
|
5 |
5 |
↑ |
|
8 |
6 |
↑ |
Информация о работе Концептуальные подходы к разработке и принятию управленческих решений