Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:08, курсовая работа
Цель диссертации – исследовать теоретические основы корпоративного управления в банках и проанализировать уровень развития и эффективность корпоративного управления в коммерческих банках Казахстана.
В корпоративном управлении есть две стороны - внутренняя и внешняя.
Анализ корпоративного управления предусматривает проведение анализа по двум следующим направлениям:
1) Корпоративное управление в стране: анализ правовой, регулирующей и информационной инфраструктуры. Объектом изучения является степень возможного воздействия внешних факторов макроэкономического уровня на качество корпоративного управления в банковской сфере.
Введение
Глава 1. Теоретические основы корпоративного управления в коммерческих банках
1.1 Сущность корпоративного управления, его роль и значение в рыночных условиях
1.2 Особенности и модели корпоративного управления в коммерческих банках
1.3 Принципы корпоративного управления
Глава 2. Анализ уровня развития корпоративного управления в банках Казахстана
2.1 Обзор правовой, регулирующей и информационной инфраструктуры корпоративного управления в Республике Казахстан (страновой анализ)
2.2 Анализ внутренней структуры и методов корпоративного управления банков Казахстана
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования корпоративного управления в коммерческих банках
Заключение
Список литературы
В каждом из анализируемых банков принят Кодекс корпоративного управления (таблица 8), в котором обозначена роль общего собрания акционеров:
Казкоммерцбанк - Высшим органом Банка является Общее собрание Акционеров Банка.
НСБК - Акционерам Банка предоставлено право на участие в управлении Банком посредством участия в работе по созыву и проведению общего собрания акционеров.
Альянс-банк - Банк осуществляет корпоративное управление в соответствии с базовыми принципами, принятыми Общим собранием акционеров и определенными Миссией и Философией деятельности Банка.
АТФ-банк - Акционерам Банка предоставлено право на участие в управлении Банком посредством участия в работе по созыву и проведению общего собрания акционеров.
БТА-банк – Наиболее важные решения, связанные с деятельностью компании принимает общее собрание акционеров в пределах своей компетенции, определенной Уставом Банка.
Таблица 8 – Количество собраний акционеров и внесения изменений в кодекс корпоративного управления
Банк |
Собрания акционеров за период 2007-2008 года, представленные в средствах массовой информации |
Принятие и изменение Кодекса корпоративного управления | ||
очередных |
внеочередных |
|||
Альянс-банк |
2 |
2 |
от 26.07.07г. |
Не изменялся |
Казкоммерцбанк |
2 |
2 |
от 16.01.06г. от 30.04.08г. |
|
Народный банк (НСБК) |
2 |
- |
от 20.12.06г |
Были незначительные изменения и дополнения |
БТА-банк |
2 |
4 |
от 14.10.05г. |
Были незначительные изменения и дополнения |
АТФ-банк |
2 |
4 |
от 26.07.07г. |
Согласно таблице 8, в НСБК не было ни одного внеочередного собрания акционеров, что наводит на размышления: соблюдаются ли интересы миноритарных акционеров в этом банке, участвуют ли они реально в принятии решений.
Если анализировать количество изменений и дополнений, внесенных в Кодекс корпоративного управления видно, что только у Альянс-банка не было изменений. Это негативно характеризует корпоративную политику банка. Экономические условия в стране меняются, меняется законодательство и ситуация с акционерами – все это должно отражаться в Кодексе корпоративного управления.
Для анализа механизма голосования и принятия решения, в которых должны принимать участие акционеры и финансово заинтересованные лица мною выборочно были просмотрены последние протоколы общего собрания анализируемых банков.
Например, у Альянс-банка, в протоколе годового общего собрания акционеров от 08 июня отражена ситуация, когда мажоритарный акционер банка АО "Финансовая корпорация Сеймар Альянс" пытался внести дополнение в повестку дня, но председатель собрания данное предложение отклонил, так как в соответствии со статьей 43 Закона РК "Об акционерных обществах" изменения и дополнения в повестку дня могут вноситься только при наличии кворума собрания не менее чем 95 % от общего количества размещенных голосующих акций. Кворум этого собрания составлял всего 80,87 %, что не предоставляло возможности внести данные изменения в повестку годового общего собрания акционеров.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данном банке соблюдаются интересы миноритарных акционеров и механизм принятия решений соответствует законодательству государства.
Анализируя протоколы собрания акционеров БТА-банка можно сделать вывод о том, что в данном банке, с учетом меняющихся ситуаций, собираются внеочередные общие собрания акционеров, на которых акционеры принимают различные решения, в том числе и о составе Совета Директоров.
Например, Решением внеочередного общего собрания акционеров АО "Банк ТуранАлем" от 13 декабря 2007 года из состава Совета Директоров выведены Заместитель Председателя Совета Директоров – Мамештеги Садуакас Халыксоветулы и член Совета Директоров – Манагадзе Ираклий. В то же время Солодченко Роман Владимирович, возглавляющий Правление Банка с 22 февраля 2007 года, введен в состав Совета Директоров АО "Банка ТуранАлем".
Грубое нарушение прав миноритарных акционеров было обнаружено в АТФ-банке при процедуре продажи контрольного пакета акций. Данный случай даже был назван беспрецедентным в банковской практике Казахстана.
Как уже было рассмотрено выше, в середине ноября 2007 года австрийский банк "Кредитанштальт", подразделение UniCredit Group, завершил процесс приобретения 91,8% акций от общего числа выпущенного акционерного капитала АО "АТФБанк".
О сделке группы крупных акционеров по продаже "АТФБанка" было объявлено 21 июня 2007 года, после чего крупные акционеры собрались продать свои доли простых и привилегированных акций группе UniCredit по фиксированной цене $2,175 млн. Фиксированная цена охватывала три класса акций: один класс простых и два привилегированных. Однако никакой независимой и прозрачной оценки каждого класса акций не производилось, хотя у них были различные права и экономические выгоды. Поскольку условием сделки было то, что привилегированные акции должны быть конвертированы в простые акции до завершения сделки, явный конфликт интересов стал неизбежен, поскольку крупные акционеры по простым акциям и по привилегированным акциям владели большим процентом простых "бумаг" и имели стимулы увеличить коэффициент конвертирования в пользу таковых. То, что конфликт интересов, заложенный в структуру сделки, мог привести к нарушению прав миноритарных акционеров, стало ясно на внеочередном общем собрании акционеров 26 июля 2007 года, когда был установлен коэффициент конвертирования привилегированных акций в простые 3 к 1. Этот произвольный и необъяснимый курс представлял собой оценку привилегированных акций существенно ниже того, какой устанавливался в недавних конвертированиях в Казахстане и в рыночных ценах на привилегированные акции до сделки (цена привилегированных акций стала менее 4 тыс. тенге за акцию, в то время как до собрания они стоили около 5,5 тысячи тенге за акцию).
Само внеочередное собрание акционеров было проведено в крайне нестандартной манере. Когда созывалось собрание, не было уведомления, что вопрос о конвертировании будет включен в повестку дня. В результате многие миноритарные привилегированные акционеры не присутствовали. Когда собрание началось, была изменена повестка дня, в нее было включено решение о конвертировании привилегированных акций и условиях конвертирования.
Внеочередное общее собрание акционеров 1 октября не собрало кворума ввиду неявки доминирующей группы акционеров. Уже на следующий день повторное внеочередное собрание не одобряет курс 3 к 1. Но 13 ноября UniCredit покупает акции "АТФБанка" напрямую, без конвертирования. К этому моменту, когда прежние крупные акционеры "АТФБанка" провалили попытки провести конвертирование каким-либо образом, в дело вступила UniCredit. Она купила простые и привилегированные акции напрямую у крупных акционеров путем аукциона, за которым последовало обязательное предложение другим держателям акций о продаже привилегированных акций, но с тем же коэффициентом 3 к 1.
Все документы, на которые банк опирается и от которых отталкивается, это казахстанское законодательство об акционерных обществах и рынке ценных бумаг. Законодательством установлено обязательное наличие в совете директоров акционерных обществ не менее одной трети независимых членов и кодекса корпоративного управления - документа, который смоделирован на принципах, предусмотренных ОСЭР.
В кодексе корпоративного управления "АТФБанка" почти слово в слово отражены все фундаментальные принципы ОЭСР. Этот документ должен быть руководством к действию для банка. Но, однако, в реальности дело обстоит иначе.
По данной ситуации можно сделать следующий вывод:
В случае с данным банком наличие кодекса корпоративного управления и независимого директора не обеспечило защиты прав миноритариев.
Структура распределения акций в "АТФБанке" явно может быть расценена как уязвимая для злоупотреблений – ввиду отсутствия приверженности общим принципам правильного корпоративного управления и его собственному кодексу корпоративного управления, которые бы реализовались посредством крепкой лидерской роли его независимых директоров.
4. Финансовая прозрачность и раскрытие информации.
Финансовая прозрачность, прежде всего, подразумевает составление финансовой отчетности по международным стандартам. Если этого нет, то сразу появляется очень большой минус. Иностранные и казахстанские инвесторы должны быть в равном положении. Иностранные инвесторы не понимают национальной отчетности, фактически они таким образом дискриминируются.
Что касается анализируемых банков, то финансовая отчетность их всех, без исключения, составляется в соответствие с международными стандартами. Кое-кто из них перешел на международные стандарты с 2001 года, кто-то с 2002 – это не важно. Главное, это уже устоявшаяся практика.
У всех анализируемых банков также "вывешивается" на сайте информация нефинансового характера, то есть информации по видам операций, видам продукции.
С чем на самом деле плохо, так это с анализом этих операций. Сами банки если и занимаются аналитической работой, то не доводят такую информацию до рядовых обывателей.
Что касается способов раскрытия - важно понять, насколько активно банк проводит информационную политику, есть ли люди, которые отвечают в банке за доведение информации до акционеров и до финансового сообщества, есть ли так называемый корпоративный секретарь. Очень актуальны аудит и независимость аудитора, функции аудитора, раскрывается ли об этом информация.
После изучения корпоративных документов, пресс-релизов и прочей документации казахстанских банков была составлена таблица 9.
Таблица 9 - Оценка системы внутреннего и внешнего контроля
Показатель системы внутреннего контроля |
цели и задачи
Оценка адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.
Не определен четко круг обязанностей
Задачи четко указаны в Политике организации системы внутреннего контроля. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка Проверка финансово-хозяйственной деятельности, формирование квалифицированного суждения о состоянии дел в компании.
Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка.
Проведение процедур по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма.
Внешний аудитор: цели и задачи Ежегодный аудит финансовой отчетности и прочей информации
Ежегодная проверка финансово-хозяйственной
деятельности, оценка эффектив-ности
управления банковскими рисками и надежности системы внутреннего контроля. На 2008 год - ТОО "Делойт и Туш", лицензия №0000008 от 21.10.99г.
Ежегодная проверка финансово-
хозяйственной деятельности с целью
подтверждения финансовой отчетности Банка.
Проверка финансовой отчетности компании и получение независимого мнения о финансовой отчетности
Внешний аудит в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.
Аудиторская фирма – ТОО "Делойт и Туш", лицензия №0000008 от 21.10.99г,
Должность корпоратив-ного секретаря есть нет нет нет есть
Согласно таблице 9, только у двух банков из четырех: НСБК и Казкоммерцбанк есть корпоративный секретарь, главной задачей которого является обеспечение соблюдения прав и законных интересов акционеров Банка.
Согласно Кодексу деловой этики, Казкоммерцбанку присуща информационная открытость. Банк стремится к максимальной открытости и надежности информации о Банке, структуре основных акционеров, услугах и достижениях Банка, результатах финансовой деятельности. Банк нацелен честно, подробно и своевременно информировать акционеров и клиентов о состоянии дел, проводить активную коммуникационную политику, повышать прозрачность и доступность информации на основе улучшения качества отчетности и учета. В то же время Банк следит за неразглашением сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
Хотя в корпоративном кодексе БТА-банка скупо упоминается о функциях внутреннего и внешнего аудита, тем не менее, данный банк своевременно раскрывает информацию об основных результатах, планах и перспективах своей деятельности, которая может существенно повлиять на имущественные и иные права акционеров и инвесторов, а также своевременно и в полном объеме отвечает на запросы акционеров.
Присутствие иностранных инвесторов обеспечивает БТА конкурентные преимущества, связанные с возможностями передачи опыта, привлечения ресурсов, реализации новых бизнес-проектов и совершенствования системы корпоративного управления. Реализация программы "Партнерство" (Twinning) в рамках соглашения о сотрудничестве с бывшим акционером Raiffeisen Zentralbank Oesterreich способствовала модернизации систем и продуктов БТА. Модернизация коснулась, прежде всего, таких направлений деятельности банка, как кредитование, розничный бизнес и маркетинг. Кроме того, работа БТА в рамках стратегического партнерства с иностранными инвесторами охватывает управление кредитными рисками, внутренний аудит и контроль, торговое и проектное финансирование. Deloitte & Touche консультирует БТА по вопросам стратегии, а другая консалтинговая фирма помогает ему в работе над проектом системы управления отношениями с клиентами.
5. Процедура работы совета директоров и менеджмента.
Чтобы оценить процедуру работы совета директоров и менеджмента, нужно выяснить, действительно ли совет директоров выполняет следующие функции:
- функции контроля,
- функции аудита,
- функции планирования и бюджетирования.
В Кодексе корпоративного управления Казкоммерцбанка прописано, что совет директоров Банка должен обеспечивать эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка. Эффективная система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка обеспечивает правильность ведения бухгалтерского учета, достоверность используемой в Банке финансовой информации. Таким образом, функции контроля и аудита обеспечены. В то же время функции планирования и бюджетирования не так однозначно определены: "Совет директоров должен устанавливать основные ориентиры деятельности Банка на долгосрочную перспективу". Этого недостаточно для обеспечения последних функций.
Согласно Кодексу, Совет директоров Альянс-банка должен проводить регулярные встречи с менеджментом и внутренним аудитом для разработки и утверждения политики по направлениям деятельности Банка, установления деловых контактов и контроля над процессом продвижения к корпоративным целям;
В структуре Совета директоров могут быть созданы комитеты: наблюдательный, аудиторский и другие комитеты. Создание специфических комитетов для выполнения своих функций является грамотной корпоративной политикой.
Информация о работе Корпоративное управление в коммерческих банках