Корпоративное управление в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель диссертации – исследовать теоретические основы корпоративного управления в банках и проанализировать уровень развития и эффективность корпоративного управления в коммерческих банках Казахстана.
В корпоративном управлении есть две стороны - внутренняя и внешняя.
Анализ корпоративного управления предусматривает проведение анализа по двум следующим направлениям:
1) Корпоративное управление в стране: анализ правовой, регулирующей и информационной инфраструктуры. Объектом изучения является степень возможного воздействия внешних факторов макроэкономического уровня на качество корпоративного управления в банковской сфере.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы корпоративного управления в коммерческих банках
1.1 Сущность корпоративного управления, его роль и значение в рыночных условиях
1.2 Особенности и модели корпоративного управления в коммерческих банках
1.3 Принципы корпоративного управления
Глава 2. Анализ уровня развития корпоративного управления в банках Казахстана
2.1 Обзор правовой, регулирующей и информационной инфраструктуры корпоративного управления в Республике Казахстан (страновой анализ)
2.2 Анализ внутренней структуры и методов корпоративного управления банков Казахстана
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования корпоративного управления в коммерческих банках
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 105.51 Кб (Скачать файл)

введение должности корпоративного секретаря;

модификация Кодекса корпоративного управления;

совершенствование систем оповещения акционеров, защиты прав акционеров;

привлечение акционеров к обсуждению важных вопросов функционирования банка, определению условий и размеров вознаграждений членам совета директоров и правления.

Таким образом, для повышения устойчивости и надежности банковской системы важное значение имеет дальнейшее совершенствование системы корпоративного управления в коммерческих банках, которое должно быть направлено на достижение большей прозрачности банков, адекватную оценку рисков в целях обеспечения законных интересов всех сторон, связанных с деятельностью коммерческих банков. Должный уровень корпоративного управления – один из важных факторов формирования доверия граждан и хозяйствующих структур, размещающих свои средства в коммерческих банках, а банков-контрагентов – к своим клиентам-заемщикам на межбанковском рынке, инвесторов на рынке долговых бумаг и рынке акций.

Повышение уровня корпоративного управления позволит банкам решить проблему "плохих" кредитов и укрепить доверие потенциальных контрагентов (вкладчиков, заемщиков, клиентов по валютным и фондовым операциям). В результате распределение кредитных ресурсов между нефинансовыми компаниями станет более рациональным, что даст возможность экономике Казахстана выйти на траекторию устойчивого роста. От создания надлежащей системы корпоративного управления в банковском секторе выиграют все заинтересованные стороны:

банки повысят эффективность своей деятельности;

банковская система в целом привлечет новых вкладчиков, заемщиков, инвесторов и иных контрагентов;

акционеры банков получат уверенность в обеспечении защиты и повышении доходности своих инвестиций;

государство сможет опереться на поддержку банковского сектора в своих усилиях по укреплению конкурентоспособности национальной экономики;

общество в целом воспользуется плодами увеличения общественного богатства.

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование убедило в многоаспектности темы диссертации.

Анализ литературных источников в области теоретических основ корпоративного управления в коммерческих банках позволил мне сделать следующие выводы:

1. Корпоративное управление  можно описать как выбранный  той или иной компанией способ  самоуправления, обеспечивающий справедливое  и равноправное распределение  результатов деятельности между  всеми акционерами, а также иными "финансово-заинтересованными лицами", т.е. кредиторами. Понятие корпоративного  управления охватывает, в первую  очередь, комплекс правил и стимулов, с помощью которых акционеры  осуществляют контроль над руководством  компании и влияние на менеджмент  с целью максимизации прибыли  и стоимости компании.

Результативное корпоративное управление является важным элементом эффективной рыночной экономики. Акционеры и иные финансово заинтересованные лица должны иметь доступ к соответствующей информации и возможность осуществлять контроль и влияние в отношении руководства с целью обеспечения использования активов компании в интересах всех этих лиц. Контроль осуществляется посредством как внутренних процедур управления, так и внешних правовых и регулирующих механизмов. Возможность осуществления такого контроля важна как в экономически развитых странах, так и в странах с развивающейся экономикой.

2. Существуют три национальные  модели корпоративного управления: американская, германская и японская  и две системные модели корпоративного  управления, ориентированные на: инсайдеров  и аутсайдеров.

3. Единой модели корпоративного  управления, работающей во всех  странах, нет. В то же время, существуют  определенные стандарты, применимые  в самых различных правовых, политических  и экономических контекстах.

Несмотря на различия подходов к организации корпоративного управления, благодаря усилиям Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОСЭР) в международном масштабе была достигнута договоренность о том, что независимо от используемой модели корпоративного управления в ней должны присутствовать такие элементы, как: прозрачная структура собственности компании, обеспечение информированности акционеров и прочих заинтересованных групп о деятельности банка, защита прав миноритарных акционеров.

4. Активное изучение международного  опыта в области управления  банковской деятельностью показывает, что Казахстан может воспользоваться  частью механизмов, инструментов  и методов, применяемых в международной  финансовой практике корпоративного  управления, с целью существенного  повышения эффективности банковской  системы.

5. Консультативная группа  бизнес-сектора по корпоративному  управлению Организации экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР) сформулировала комплекс основополагающих  принципов в данной области (Principles of Corporate Governance, 1999), подходящих для  различных юрисдикций, а именно: честность, прозрачность, подотчетность  и ответственность.

Использование вышеотмеченных принципов корпоративного управления рассматривается в качестве одного из основных условий эффективности функционирования банковского сектора в постсоциалистических странах, в частности в Казахстане.

В целом надо отметить, что принятые в Казахстане законодательные нормы полностью по своему содержанию соответствуют общепризнанным стандартам, которые определяют характер корпоративного управления во всех странах. В них нашли свое отражение практически все принципы корпоративного управления, принятые в рамках ОСЭР, а также рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору в части проблем совершенствования корпоративного управления в кредитных организациях.

Вместе с тем, как показывают результаты проведенного анализа внутренней структуры и методов корпоративного управления в банках, потенциал эффективного корпоративного управления, заложенный в принятых законопроектах и иных нормативно-правовых актах в Республике Казахстан, реализован далеко не полностью. Результаты анализа в целом подтвердили общепризнанное мнение о недостаточном внимании казахстанских банков к организационным аспектам корпоративного управления. Даже на уровне уставных и внутренних документов анализируемых банков данные принципы отражены не полностью.

Оказалось, что на пути внедрения корпоративного менеджмента в практику работы коммерческих банков Казахстана существует достаточно большое количество препятствий и проблем:

Недостаточная организация корпоративного управления (слабая база уставных и внутренних документов);

Различия в информации о банке, представленной в корпоративных источниках и рыночной оценке;

Непрозрачность структуры капитала банка;

Нарушения прав финансово-заинтересованных лиц;

Значительное политическое влияние в экономике;

Неполноценное управление риском.

Причем для подавляющего большинства казахстанских банков решение проблем, связанных с защитой прав акционеров, — пройденный этап. Практически в 100% случаев акционеры получают необходимую информацию вовремя и в полном объеме до общего собрания. Именно общее собрание, а не совет директоров выбирает независимого аудитора, решает другие важные вопросы, касающиеся деятельности банка. И результаты общего собрания своевременно доводятся до сведения акционеров. Исключение составляет ситуация с АТФ-банком, когда интересы миноритарных акционеров были прямо ущемлены.

Гораздо большую озабоченность вызывают две другие группы проблем: во-первых, прозрачность структуры собственности, во-вторых — эффективность системы органов управления банком с точки зрения принципов их формирования и взаимодействия.

Существуют два пути решения проблемы корпоративного управления. Во-первых, это юридический путь. С помощью совершенствования законодательной базы, механизмов регулирования, эффективности регулирующих органов, механизмов правоприменения должны решаться глобальные проблемы в сфере корпоративного управления в масштабах всей экономики. Второе - экономический путь, когда банки становятся сами заинтересованы в повышении качества корпоративного управления.

Дальнейшее совершенствование системы корпоративного управления в коммерческих банках должно быть направлено на достижение большей прозрачности банков, адекватную оценку рисков, обеспечение законных интересов всех сторон, связанных с деятельностью коммерческих банков.

Таким образом, мне представляется, что расширение практики корпоративного менеджмента в банковской сфере открывает возможности для дальнейшего привлечения дополнительных средств в уставные капиталы банков, прежде всего иностранных инвесторов, а также других учредителей за счет расширения их круга. Кроме того, посредством корпоративного управления требуется добиться повышения роли банков в обслуживании и кредитовании реальных секторов экономики, активизации их деятельности в реализации инвестиционных программ и проектов, совершенствование механизма партнерства в отношениях между банками и их клиентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

OECD Principles of corporate governance. OECD, 2004

Enhancing corporate governance for banking organisations. Basel. September 1999.

Principles for the management of credit risk. Basel. September 2000

Закон Республики Казахстан №230-III ЗРК от 19 февраля 2007 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав миноритарных инвесторов"

Кодекс корпоративного управления. Ассоциация финансистов Казахстана от 31.03.2005 года

Пресс-релиз о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 января 2008 года// Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

Кодекс Корпоративного Управления Казкоммерцбанка от 30.04.08г

Кодекс Корпоративного Управления Народного банка от 20.12.06г

Кодекс Корпоративного Управления Альянс-Банка от 10.10.05г.

Кодекс Корпоративного Управления АТФ-банка от 26.07.07г.

Кодекс Корпоративного Управления БТА-банка от 14.10.05г.

Кодекс деловой этики Казкоммерцбанка от 17 февраля 2006 года /протокол № 3.2 от 19.03.08г., рег. № Н-798/1 от 01.04.08г./

Протокол годового общего собрания акционеров АО "Альянс Банк" № 08/07

Бекболатулы Ж.К., Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты // Экономика Казахстана, 2007г., № 9-10.

Давлетгалиева А. Корпоративное управление в Казахстане: актуальность и перспективы развития// Обзорно-аналитический журнал "Эксклюзив", № 10 (31) октябрь 2004

Заварихин. Н. М. д.э.н., профессор. Совершенствование корпоративного управления в банках// Дело и сервис, №4, 2002г.- С.35-38.

Калиева Г.Т. Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости: Автореферат. – Алматы: 2004г, С.21

Корпоративное управление: опыт России и США. Шеин В.И. и др.— М.: ОАО "Типография Новости", 2000.

Кочетыгова Ю. Термин "корпоративное управление"// Корпоративное управление в банках. Октябрь 2001 № 11

Мазур И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Эффективный менеджмент, Москва: Юнити-Дата, 2003 г – С.36

Мон И. Развитие корпоративного управления в банках// Управление в кредитной организации, 2006, N 3, С.17-24

Сейткасимов Г.С., Банковское дело. – Алматы: Каржы-Каражат, 2002

Универсальный бизнес-словарь. Лозовский Л.Ш. и др.— М.: ИНФРА-М, 2000.

Юридический энциклопедический словарь/Под общ. ред. В.Е. Крутских.- М.: Инфра-М, 2001.

 

 

 

 


Информация о работе Корпоративное управление в коммерческих банках