Корпоративное управление в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель диссертации – исследовать теоретические основы корпоративного управления в банках и проанализировать уровень развития и эффективность корпоративного управления в коммерческих банках Казахстана.
В корпоративном управлении есть две стороны - внутренняя и внешняя.
Анализ корпоративного управления предусматривает проведение анализа по двум следующим направлениям:
1) Корпоративное управление в стране: анализ правовой, регулирующей и информационной инфраструктуры. Объектом изучения является степень возможного воздействия внешних факторов макроэкономического уровня на качество корпоративного управления в банковской сфере.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы корпоративного управления в коммерческих банках
1.1 Сущность корпоративного управления, его роль и значение в рыночных условиях
1.2 Особенности и модели корпоративного управления в коммерческих банках
1.3 Принципы корпоративного управления
Глава 2. Анализ уровня развития корпоративного управления в банках Казахстана
2.1 Обзор правовой, регулирующей и информационной инфраструктуры корпоративного управления в Республике Казахстан (страновой анализ)
2.2 Анализ внутренней структуры и методов корпоративного управления банков Казахстана
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования корпоративного управления в коммерческих банках
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 105.51 Кб (Скачать файл)

В кодексе АТФ-банк роли и задачи совета директоров четко определены. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью АТФБанка и состоит из 6 человек.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций Совету директоров в Банке могут создаваться комитеты Совета директоров по вопросам:

1) стратегического планирования;

2) кадров и вознаграждений;

3) внутреннего аудита;

4) социальным вопросам;

5) иным вопросам, предусмотренным  внутренним документом Банка.

Комитеты Совета директоров состоят из членов Совета директоров и экспертов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями для работы в конкретном комитете.

Порядок формирования и работы комитетов Совета директоров, а также их количественный состав устанавливаются внутренним документом Банка, утверждаемым Советом директоров.

В БТА-банке с целью усовершенствования корпоративных процедур и практики корпоративного управления 22 февраля 2007 года общим собранием акционеров было принято и утверждено отдельное Положение "О Совете директоров Акционерного общества "БТА". Данное Положение направлено на повышение эффективности работы Совета директоров по управлению банком. В нем определены не только все функции и задачи Совета директоров, но так же рассмотрены смежные вопросы.

В Народном сберегательном банке функции Совета директоров также определены довольно четко, это и аудит, и контроль, и планирование, и риск-менеджмент. Кроме того, Совет директоров НСБК обеспечивает создание системы выявления и урегулирования конфликта интересов, возникающих между акционерами и органами, должностными лицами Банка и акционерами.

Роль совета директоров НСБК также состоит в том, чтобы отслеживать и утверждать в прописанном законом порядке сделки с заинтересованными лицами, а для этого опять же нужна информация о том, кто такие заинтересованные лица. В Кодексе корпоративного управления эта информация раскрывается.

6. Компенсация членам  совета директоров и компенсация  менеджерам.

Реально вопросы компенсации не раскрывает ни один анализируемый банк. В Кодексе только одного НСБК проскальзывают вопросы компенсации и вознаграждения.

Совет директоров на основе рекомендаций Комитета по вознаграждениям определяет размеры и условия выплаты вознаграждений Председателю и членам Правления, а также утверждает программу повышения квалификации Директоров.

С одной стороны, понятно, что казахстанские условия - специфические в силу существовавшего долгое время неблагоприятного налогового климата. В результате все боятся раскрывать информацию о вознаграждениях. Там, где раскрывается, она далека от действительности. А акционеры должны знать, сколько они платят своим наемным руководителям, во сколько обходится содержание этого аппарата.

На этот момент нужно смотреть особо пристально и даже там, где по понятным причинам полная информация с точностью до тенге раскрываться не может, должна быть хотя бы какая-то достоверная информация о том, как вознаграждается менеджмент. И не только в абсолютном выражении. Важно то, какие принципы лежат в основе формирования компенсации, является ли эта компенсация композитной, состоящей из двух частей, и одна из частей привязана к эффективности работы компании и к эффективности работы данного человека, к его вкладу. Такой информации нет ни по одному из банков.

Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены основные черты и методы корпоративного управления, присущие каждому из анализируемых банков.

Рейтинговое агентство Standard & Poor's для оценки эффективности системы корпоративного управления предлагает использовать десятибалльную шкалу значений: от 1 до 10. Результаты исследования представлены в таблице 10.

 

Таблица 10 – Оценка эффективности корпоративного управления банков

п/п

Показатели

НСБК

Казкоммерцбанк

АТФ

АльянсБанк

БТА

1

Прозрачность структуры собственности анализируемых банков.

7

6

5

7

8

2

Влияние со стороны собственников

5

6

6

5

5

3

Отношения с финансово заинтересованными лицами

7

9

3

8

9

4

Финансовая прозрачность и раскрытие информации

9

9

7

8

9

5

Процедура работы совета директоров и менеджмента

8

7

8

6

9

6

Порядок компенсации членам совета директоров и менеджерам

5

1

1

1

1

 

Средний балл

6,8

6,3

5

5,8

6,8


 

Таким образом, согласно данной таблице 10, наиболее высокие оценки получили НСБК, Казкоммерцбанк и БТА-банк. Если обратится к финансовым показателям банков и рисунку 1, представленному в начале данного раздела, то видно, что эти банки также лидируют в области динамики повышения активов и капитала.

Такая связь, на мой взгляд, является прямо пропорциональной. Если банк успешен, то его успех зависит не только от его коммерческой деятельности, то также и от качества корпоративного управления.

Модель корпоративного управления БТА-банка и Казкоммерцбанка можно отнести к японской модели, представляет собой чрезвычайно сложную форму взаимодействия и взаимосвязи банков с различными другими компаниями, во главе всей структуры находится Главный банк.

Модель НСБК можно отнести к германской модели корпоративного управления, когда банк выполняет все виды банковских операций и строгой специализации выполняемых операций не существует. Главная цель - обеспечить долгосрочную надежность существования предприятий и получить прибыль.

Корпоративное управление АТФ-банка и Альянс-банка строго нельзя отнести ни к одной из моделей.

Вообще для всех анализируемых банков характерное узкое распределение собственности. Все банки имеют контролирующих акционеров.

Таким образом, казахстанская национальная модель корпоративного управления относится к системе инсайдеров, поскольку в ней присутствуют все показатели данной системы: акции банков в основном сосредоточены в руках небольшого числа владельцев, рычаги контроля за деятельностью компании принадлежат инсайдерам корпорации.

 

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования корпоративного управления в коммерческих банках

Коммерческие банки, безусловно, являются особым видом организаций, отличающимся от предприятий реального сектора экономики и иных финансовых организаций, что, естественно, обусловливает специфические проблемы их корпоративного управления.

В кредитных организациях иная структура финансово-заинтересованных лиц, в качестве которых выступают не только деловые партнеры, инвесторы, кредиторы, но и вкладчики, как специфические кредиторы, а также регулирующие органы и прочие контрагенты, создающие экономическую инфраструктуру деятельности кредитной организации. Важными также являются два фактора: меньшая прозрачность банковского сектора и высокая степень регулирования банковской деятельности со стороны государства.

Кризис в банковской системе Казахстана летом 2007 года выявил также специфические проблемы корпоративного управления, присущие именно казахстанским банкам. Национальный банк и регулятор финансового сектора отреагировали на кризис очень быстро, успокоив инвесторов. Была создана специальная группа по управлению кризисом и принят ряд общественных и частных мер. Ни один из казахстанских банков не обанкротился и не был вынужден объединиться с более крупным банком. Это значительное достижение, учитывая размеры кризиса и сильную зависимость казахстанских банков от международных финансов.

В то же время развитие в строительном секторе, особенно представление о том, что банки поддерживают в первую очередь компании, принадлежащие высокостоящим лицам, указывает на значительное политическое влияние в экономике. Этот фактор снижает качество корпоративного управления и может вызвать проблемы в будущем.

Одновременно существует беспокойство и об автономном влиянии казахстанских банков. Когда АФН попыталось ограничить заимствования банков на международных рынках, банки использовали политическое влияние, чтобы ослабить регуляции. Любая концентрация повышает риск. Казахстанские банки не оценили наличие или влияние этого риска. Неполноценное управление риском свидетельствует о слабом корпоративном управлении.

Дополнительный повод для волнения - различие между официальными заявлениями банков и тем, как обстоят дела на самом деле. Казахстанские банки громко заявляют о своей прозрачности, хотя это зачастую не так. При попытке узнать больше информации отношение менеджмента многих банков вдруг становится враждебным.

Прозрачность - это не просто размещение информации на веб-сайте, подразумевающее, что инвесторы и аналитики должны спокойно принять эти сведения. Аналитики задают вопросы, пытаясь получить больше информации. Если управление банка должно одобрить размещение стандартных сведений, то это не является прозрачностью. Для банка недостаточно просто заявить, что его деятельность прозрачна; это нужно суметь доказать.

Настоящие владельцы банков должны быть известны. Финансовая позиция банка должна быть известна всем, кто спрашивает о ней. Это, естественно, не подразумевает раскрытия конфиденциальной информации о своих клиентах, особенно если банк сильно зависим от одного клиента. С другой стороны, если менеджмент банка усложняет доступ аналитиков к информации о структуре банка или его владельцах, то возникает подозрение, что банк что-то скрывает, даже если это не так.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы корпоративного управления в коммерческих банках, присущие казахстанской банковской системе:

Недостаточная организация корпоративного управления (слабая база уставных и внутренних документов);

Различия в информации о банке, представленной в корпоративных источниках и рыночной оценке;

Непрозрачность структуры капитала банка;

Нарушения прав финансово-заинтересованных лиц;

Значительное политическое влияние в экономике;

Неполноценное управление риском.

Данные проблемы решаются путем следования общепризнанным международным тенденциям в совершенствовании корпоративного управления в коммерческих банках.

Повышение актуальности задач совершенствования корпоративного управления в коммерческих банках. Понимание необходимости совершенствования корпоративного управления приходит во многие банки, включая средние и даже малые. Крупнейшим банкам, прежде всего, требуется построение внутрибанковской системы управления, позволяющей своевременно и в полной мере контролировать весь спектр сделок, совершаемых множеством подразделений и филиалов в целях повышения эффективности деятельности банка. Небольшим банкам, особенно региональным, в первую очередь, требуется построение эффективной системы управления, повышающей конкурентоспособность на рынке банковских услуг.

Развитие систем бюджетирования, планирования, контроля и управления рисками. Коммерческие банки активно внедряют системы бюджетирования, планирования, контроля и управления рисками, при этом построение эффективной системы невозможно без использования автоматизированных систем управления.

Активизация работы по созданию условий для привлечения денежных средств вкладчиков. Казахстанские банки, стремительно увеличивающие за последние годы размер депозитов населения, начинают приходить к пониманию того, что одним из наиболее важных аспектов корпоративного управления является защита интересов вкладчиков. С другой стороны, введение системы страхования вкладов стимулирует банки к ценовым методам борьбы, что может спровоцировать кризисные явления.

Принятие больших усилий по обеспечению повышения прозрачности представляемой отчетности. Обеспечение прав заинтересованных лиц на получение необходимой информации в настоящее время требует от банков выработки собственной комплексной информационной политики. При этом собственно коммерческие банки должны быть заинтересованы в раскрытии информации, чему должно способствовать совершенствование системы корпоративного управления.

Обеспечение раскрытия структуры собственности. Решение данной проблемы для казахстанских коммерческих банков является чрезвычайно важным. Раскрытие конечных бенефициаров будет способствовать преодолению многих трудностей в совершенствовании корпоративного управления, расширению перспектив привлечения ресурсов на внутренних и внешних финансовых рынках. Приоритет прозрачности структуры собственности отмечается в первую очередь ведущими банками Казахстана на фоне роста сделок по продаже долей в уставных капиталах иностранным банкам, выпуска долговых ценных бумаг и заимствований на международных банковских рынках.

Повышение качества оценки рисков. Банковский кризис 2007 года показал, в какой степени качество управления правовым и репутационным рисками может быть важным для банка и его вкладчиков. Коммерческие банки на фоне увеличения количества отзывов лицензий в последние годы всерьез озабочены проблемой риска несоблюдения банком действующего законодательства, регулирующих положений и кодексов поведения. Все большее количество банков стремится к совершенствованию процедур внутреннего контроля и управления рисками.

Для анализируемых банков в качестве конкретных мероприятий по совершенствованию системы корпоративного управления можно предложить следующее:

создание в составе совета директоров как минимум двух комитетов: Аудиторского комитета и Комитета по управлению рисками;

увеличение числа членов совета директоров, введение независимых членов совета директоров;

Информация о работе Корпоративное управление в коммерческих банках