Креативный подход в теории управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность креативного подхода в теории управления.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
раскрыть понятие креативности;
дать определение и описать основные особенности креативного менеджмента;
дать описание креативного менеджера.

Содержание

Стр.
Введение …………………………………………………………….

Понятие креативности ………………………………………
Различные подходы к определению креативности ……….
Соотношение понятий «творчество» и «креативность» ….


Креативный менеджмент. Определение и отличительные особенности ……………………………………………………………….


Креативность – профессионально важное качество управленца …………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Креатив подход в управлении.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
     Введение  ……………………………………………………………. 
     
  1. Понятие креативности  ………………………………………
    1. Различные подходы к определению креативности  ……….
    2. Соотношение понятий «творчество» и «креативность»  ….
 
     
  1. Креативный  менеджмент. Определение и отличительные особенности  ……………………………………………………………….
 
     
  1. Креативность  – профессионально важное качество управленца  …………………………………………………………………
 

     Заключение  …………………………………………………………. 

     Список  использованной литературы  ……………………………...

3 

5

5

10 
 

12 
 

17 

21 

23 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В русском языке креатив – синоним творчества. Творчество все более активно проникает из сферы искусства и науки в другие сферы человеческой деятельности. Сфера управления не является исключением. В последнее время в теории управления все чаще обращают внимание на проблему всестороннего использования творческого (креативного) потенциала руководителей.

     Сегодня менеджмент становится универсальной наукой, пройдя долгий путь от управления трудовыми операциями Ф.У. Тейлора до управления мыслительными (ментальными) операциями нелинейного мышления. У менеджмента появились новый предмет – феномен системной креативности и объект управления – процесс креативного мышления.

     Творческий  подход в управлении - способность  к выработке и применению оригинальных решений и новаторских приемов, позволяющих повысить эффективность деятельности. Творческий подход в управлении направлен на оптимизацию отношений между людьми, методов обучения и воспитания, организации и контроля. Творческий подход в управлении предполагает высокие требования к личным качествам руководителя (профессиональная компетентность, критический характер мышления, чувство нового, готовность к риску и т.п.). Искусство творческого подхода состоит в том, чтобы не допустить заблуждения в область практики.

     Начало  внедрения творческого подхода  в управленческую деятельность произошло  сравнительно недавно, но характеризовался этот процесс очень быстрыми темпами развития. Творчество стало неотъемлемой частью управления. Как результат, появился вид менеджмента, отвечающий за управление творческим процессом – креативный менеджмент.

     В теории управления в настоящее время активно изучается понятие креативности и исследуется ее влияние на процессы управления. Все это обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

     Цель  курсовой работы – раскрыть сущность креативного подхода в теории управления.

     Данная  цель предполагает решение следующих  задач:

  1. раскрыть понятие креативности;
  2. дать определение и описать основные особенности креативного менеджмента;
  3. дать описание креативного менеджера.

     Объект исследования курсовой работы – креативное управление.

     Предмет исследования – креативность как своеобразный подход в управлении.

     Проблемам креативности посвящали свои труды  такие отечественные психологи, как Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Р. М. Грановская, В. Н. Дружинин, Л. Б. Ермолаева-Томина, В. Н. Козленко и др.

     Этой  проблеме посвящены исследования многих зарубежных авторов: Дж. Гилфорд, Е. Торранс, К. Тейлор, М. Боден, Э. Дебоно и др.

     При написании курсовой работы использовались следующие методы научных исследований: изучение монографических публикаций и статей, метод количественной и  качественной обработки материала, работа с библиографическими и литературными источниками, аналитический метод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОСТИ
 
    1. Различные подходы к определению  креативности

     Понятие «креативность» приобрело свое значение к началу 50-х гг. прошлого века, главными идеологами исследования креативности стали Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс1. Согласно их концепции креативность понималась как универсальная познавательная способность. Основой креативности Гилфорд считал дивиргентное мышление, т.е. идущее в различных направлениях, которое приводит к неожиданным выводам и результатам. Гилфорд выделил 6 основных параметров креативности:

     1) способность к обнаружению и  постановке проблем; 

     2) способность к рождению большого числа идей;

     3) гибкость – способность продуцировать  разнообразные идеи;

     4) оригинальность – способность  отвечать на раздражители нестандартно;

     5) способность усовершенствовать  объект, добавляя детали;

     6) способность решать проблемы, т.е.  способность к анализу и синтезу. 

     Л. Терстоун2 обратил внимание, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи, а не критически к ним относится, творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем. В.Н. Дружинин3 и Р.М. Грановская4 показывают, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности и затрудняют проявление ее творческих возможностей. Эти идеи согласуются с результатами исследований Т. Амабиле и Б. Брином5, которые позволили сформулировать мифы о креативности:

     1) креативность рождается творческими людьми. Как показали результаты проведенных опросов, креативность зависит от нескольких вещей: опыта, в том числе знаний и технические навыков, таланта, способности мыслить по-новому, и умения преодолевать нетворческую рутину. Но наиболее важно, насколько люди увлечены своей работой и насколько задействован фактор внутренней мотивации;

     2) деньги – мотиватор креативности. Опросы показали, что бонусы могут даже сдерживать креативность, в том случае, если люди считают, что каждый их шаг скажется на компенсации. Тогда люди стараются любой ценой избегать риска, что, естественно, не способствует инновационному мышлению;

     3) недостаток времени способствует креативности. Нехватка времени уменьшает креативность потому, что люди не могут глубоко проникнуть в суть поставленной задачи;

     4) страх вызывает революционный переворот. Исследования продемонстрировали, что креативность позитивно ассоциируется с радостью и любовью и негативно – со страхом и тревогой;

     5) соревнование – лучше, чем сотрудничество. По результатам исследования наиболее креативны те коллективы, где сотрудники могут свободно обмениваться идеями и обсуждать новые решения;

     6) сокращение штатов – хороший способ повысить креативность. В ходе сокращения уровень коммуникации и сотрудничества резко уменьшается, так же как и чувство уверенности и личной независимости сотрудников.

     Суть  творчества с точки зрения С. Медника6 заключается в способности преодолевать стереотипы и в широте поля ассоциаций. Исследования, проведенные с помощью инструментов, созданных на основе этой концепции, показали, что фактор ограниченного времени негативно сказывается как на высококреативных, так и на низкокреативных испытуемых. Оригинальные ответы появляются не на первых стадиях решения креативных задач, а спустя некоторое время, после того как нужно преодолеть «инерцию репродуктивности».

     Интересной  является «теория инвестирования»  Р. Стернберга7. Согласно этой модели креативным является такой человек, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой». Т.е. необходимо оценить потенциал развития непризнанных, малопопулярных идей и возможный спрос на них. Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях. Человек может не реализовать свой творческий потенциал в 2-х случаях:

     1) если он высказывает идеи преждевременно;

     2) если он не выносит ее на  обсуждение слишком долго и  тогда она становится очевидной, «устаревает».

     Еще одна модель творческого мышления принадлежит Э. Де Боно8. Он выделяет два вида мышления: логическое (или шаблонное) и нешаблонное (творческое). Шаблонно мыслящие люди избирают разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются решить проблему. Оно оперирует высокими вероятностями, т.к. это приводит к результату наиболее эффективным способом. Нешаблонное мышление проявляется в попытке занять произвольную позицию и оперирует малыми вероятностями. Результатом являются либо гениальные творения, создать которые под силу немногим, для этого нужен талант, либо новый взгляд на старые вещи, что доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей.

     Лишь  незначительное число людей обладает естественной склонностью к нешаблонному мышлению, но любой человек может развить навыки к мышлению такого рода. Э. Де Боно вводит специальный термин «латеральное», т.е. боковое, поперечное мышление, который отражает то, что поиск идей идет путем проб различных точек зрения, различных концепций и отправных точек. Поиск идет «поперек» русла основной, устоявшейся признанной точки зрения. При этом автор модели обозначает области применения нестандартного мышления: усовершенствование (устранение ошибок, недостатков и улучшение способа действий), решение проблем и проектирование возможностей. Источниками творчества автор считает: незнание, опыт, мотивацию (под мотивацией автор понимает любопытство и стремление объяснить непонятные идеи, способность взглянуть на то, на что никто никогда не обращал внимания), острый взгляд (способность увидеть ценность зародившейся идеи), случайность, освобождение от страхов и ограничений).

     С точки зрения Р.М. Грановской9 творчество – это социально приемлемый путь самореализации, удовлетворение от этого практически не имеет пределов. Если так, то возникает вопрос: почему одни люди проявляют преимущественно адаптивную активность, а другие – творческую, творческая активность одних людей более продуктивна, чем других? Окончательного ответа на эти вопросы нет. Разнообразные исследования предоставляют некоторую информацию.

     Согласно  теории Д. Гэленсона10 существует 2 типа гениев: концептуальные и экспериментальные инноваторы. Первые добиваются успеха в молодости (20-30 лет), вторые - в зрелом возрасте (50 лет и старше). Концептуальные инноваторы тщательно обдумывают идею, затем приступают к работе. Они точно знают, чего хотят и что делают, нарушают правила, по-другому смотрят на привычные вещи, ломают стереотипы. Судьба их часто трагична. Гении второго типа медленно идут к успеху, используют метод проб и ошибок, терпеливы, уважают традиции, живут в реальном мире, успеха добиваются за счет трудолюбия. Их успехи – следствие обобщения чужого опыта и оттачивания своей техники.

     Дополнением этих исследований могут стать выводы Р.М. Грановской об особенностях творчества молодых людей: неуступчивость, связанная с их стремлением утвердить что-то новое. Окружающими это часто трактуется как упрямство или эгоизм, плохой характер. Второй особенностью является внутренняя рассогласованность и некоторая двойственность характера, взрывчатость, что также окружающими может быть расценено как непредсказуемость и направленность против социальных норм. Еще одним свойством является склонность к терзаниям и колебаниям по любому поводу. Требовательность к самому себе воспитывают к критическому переосмыслению незыблемых истин.

Информация о работе Креативный подход в теории управлении