Креативный подход в теории управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность креативного подхода в теории управления.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
раскрыть понятие креативности;
дать определение и описать основные особенности креативного менеджмента;
дать описание креативного менеджера.

Содержание

Стр.
Введение …………………………………………………………….

Понятие креативности ………………………………………
Различные подходы к определению креативности ……….
Соотношение понятий «творчество» и «креативность» ….


Креативный менеджмент. Определение и отличительные особенности ……………………………………………………………….


Креативность – профессионально важное качество управленца …………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Креатив подход в управлении.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

     Для творчества зрелых специалистов характерен целостный взгляд на проблему, что  позволяет давать ее комплексное  решение. Еще одним качеством  является нерешительность, осторожность, что может ограничивать их. Следующей особенностью является концентрация интересов, с одной стороны, она сужает круг интересов, что отрицательно сказывается на творчестве, но, с другой стороны, это позволяет выдерживать первый жесткий натиск при защите своих идей. Опыт способствует формированию следующей особенности – умению использовать старые идеи, ведь, как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Творчество зрелых отличается еще и снижением способности рисковать, а это является необходимой составляющей творческой деятельности. Вместе с тем, это способствует предъявлению высоких требований к аргументации, обоснованности, практичности идеи. Таким образом, открытия и изобретения молодых являются более радикальными, смелыми, но не всегда плодотворными. Творческие предложения зрелых – более продуманы, обоснованы, но им не достает риска.

     По мнению И.М. Верткина11 в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) к качествам творческой личности относят:

     1) наличие новой или недостигнутой  значительной общественно полезной достойной цели (или системы целей);

     2) наличие программы (или пакета  программ) достижения поставленной  цели и контроля за выполнением  этих программ;

     3) желание и осуществление огромного  объема работы по выполнению  намеченных планов;

     4) владение техникой решения задач,  которые встречаются на пути  к цели;

     5) способность отстаивать свои  идеи, выносить общественное непризнание,  непонимание выбранного пути, умение "держать удар", верность цели;

     6) соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели.

     Такой подход утверждает, что творческий режим доступен каждому нормальному  человеку, обладающему обычными способностями, памятью, знаниями. Для того чтобы  стать творцом, надо сделать сначала  всего один шаг: выбрать достойную цель, потом-второй шаг: составить корректную программу достижения поставленной пели. Затем третий шаг — подкрепить составленную программу большой работой.  

    1. Соотношение понятий «творчество» и «креативность»

     Креативность  – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку это совсем новое и еще не понятое большинством явление. До начала информационной эпохи мало кто знал о креативности и креативных технологиях. Обществу было достаточно понятия творчества – творчество стало высоко цениться еще в эпоху античности, культ творчества сохранялся в Средние века, Новое время. Творчество не потеряло собственной значимости и в XX веке.

     Многие  думают, что «творчество» и «креативность» - синонимы. Это ошибочное мнение. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.

     Творчество - это процесс, а креативность - это  способность человека к творчеству.

     В теории управления креативные решения - это созидательные решения в сфере управленческой деятельности, процесс разработки которых отличается творческим характером, а результаты имеют позитивные последствия для коллектива предприятия, его партнеров (в том числе потребителей) и общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. КРЕАТИВНЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ.

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ 

      Управление  – деятельность по упорядочиванию процессов, протекающих в обществе, природе, технике, устранению их дезорганизации, снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденции их развития и изменения среды.

        Менеджмент  – особая форма  управленческой деятельности. Это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

      Под креативным менеджментом мы понимаем эффективное управление ресурсами, структурами и процессами для  достижения заданных целей с использованием  нестандартных (творческих) подходов12.

      Необходимость и целесообразность в  креативном менеджменте возникает тогда, когда  имеют место: 

  • наличие проблемы (не задачи!),
  • неполная определенность и изменчивость среды;
  • недостаточность управляющих механизмов;
  • активное противодействие конкурентов и в целом внешней среды, а также другие обстоятельства, не позволяющие обеспечить эффективное управление известными инструментами.

      Для креативного менеджмента характерны:

  1. поиск альтернативных стратегий в расширенном пространстве допустимых решений;
  2. анализ альтернатив с помощью многокритериальной оптимизации;
  3. создание механизма реализации стратегий с учетом человеческого фактора;
  4. обеспечение эффективного контроля как компромисса между стоимостью системы контроля и ее гарантированной эффективностью.

    Креативный  менеджмент опирается в своем  развитии на основные достижения организационного менеджмента и включает в себя новый безграничный ресурс – творческий потенциал человеческого разума.

    Отличительные особенности креативного менеджмента приведены в таблице 1. 

    Таблица 1

    Сравнительный анализ организационного и креативного менеджмента

Параметры Типы  
  Организационный Креативный
Задача Организовать  управление Организовать  управление и повысить его эффективность  за счет использования творчества персонала
Уровень профессионализма коллектива и  его состав Разный, разнородный Высокий, однородный
Ролевое разграничение Размытое Четкое
Роль синергетического эффекта Незначительная Решающая
Функции Дифференцированы Интегрированы
Степень централизации Высокая Низкая
Организационные связи Приоритет вертикальных Приоритет горизонтальных
Роль  коллектива Один из ресурсов Главный ресурс
Роль  менеджера Руководитель Лидер, консультант
Стиль управления В зависимости  от ситуации Партнерский
Полномочия Централизованы Децентрализованы 
Методы Преимущественно административно-экономические Преимущественно экономико-психологические
Среда воздействия Не играет определяющей роли, часто зависит от стиля руководства Проблемная  ситуация, самостоятельность, доверие, поощрение, творческая атмосфера, информационная доступность
Технологии Традиционные Четкое определение  целей, приоритетов, творческое использование ресурсов, нестандартность управленческих решений
 

     Очевидно, что при креативном управлении возрастает роль личностных и профессиональных качеств  руководителя и подчиненных, уровень общей  культуры и  общения, а в управленческом смысле – роль целеполагания и таких законов организации, как закон синергии (согласно которому сумма параметров организованного целого обязана быть больше, чем сумма параметров всех частей в него входящих); увеличивается степень организационной и творческой децентрализации за счет углубления профессиональной и ролевой специализации в группе; возрастают интеграционные процессы и ответственность за конечный результат. Все эти признаки указывают на «команду» как тип организации коллектива (например, медицинская операционная бригада), когда каждый знает свое место и задачи, имеет свой инструментарий, понимает последовательность и значимость действий и координирует их с другими, отвечая за совокупный результат. На этом фоне недостаточно профессиональные действия какого-либо работника сразу заметны «команде» и отражаются на конечном результате. Поэтому члены команды заинтересованы в повышении профессионального и творческого потенциала каждого и не конкурируют между собой, что позитивно отражается на всех процессах, в том числе и креативных.

     Формирование  креативного подхода к управлению предъявляет новые требования к  организационному проектированию и  определяет необходимость построения современных структур, позволяющих создать не копируемые конкурентные преимущества, раскрыть творческий и повысить мотивационный потенциал персонала организации, усилить результативность совместной работы.

     Организационное построение осуществляется на основе творческой интеграции функционально-ориентированного (свойственного классическому подходу к управлению), процессно-ориентированного (характерного для рыночного подхода) и системно-целевого (позволяющего объединить основополагающие внутренние переменные организации на основе реализации социальной ответственности, совершенствования и обучения) подходов к организационному проектированию при реализации идеи максимально возможного внедрения командной работы.

     Использование команд позволяет получить синергетический эффект (возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему), то есть новое качество результата совместного труда, создает условия для реализации творческого потенциала сотрудников, является крайне полезным для предприятия, но, как и любой другой метод, не может быть эффективным для всех видов организационной деятельности.

     В креативной организации целесообразно  творческое сочетание групповой  и командной работы и выбор  формы взаимодействия на уровне группы в первую очередь обуславливается характером выполняемой работы и степенью предрасположенности членов организации к командной или индивидуальной деятельности.

     В основу построения креативных структур должно быть положено функциональное деление организации в соответствии с основными направлениями ее работы, позволяющее повысить результативность сложных специализированных работ и процессная департаментализация и координация, объединяющая стратегические, ключевые, основные, обеспечивающие и координационные команды и направленная на получение высокого совокупного результата.

     В основу построения креативных структур должно быть положено целевое управление, поскольку вся деятельность организации  определяется постановкой целей, а  сутью управленческого воздействия  является достижение запланированного результата. Системно-целевое управление основано на грамотном разбиении ведущих целей на подцели, которое позволяет увязать задачи каждого сотрудника предприятия с миссией и видением организации и учесть потребности заинтересованных сторон.

     Креативное  управление направлено на развитие творческого  потенциала отдельной личности, создание условий для проявления синергетического эффекта как на уровне групп, функционирующих в организации, так и на уровне взаимодействия между этими группами, то есть в его основе лежит интеграция кадрового потенциала организации. Для формирования креативной организации необходимо последовательное осуществление кадрового, командного и организационного проектирования.

     Таким образом, креативное (различное социально-ответственное) управление может быть реализовано на основе формирования креативных структур управления, обладающих креативным потенциалом.

     В креативном менеджменте, как и в  любой другой науке, выделяют теоретический  и прикладной аспекты. Теория креативного  менеджмента является составной частью теории творчества. Последняя в зависимости от области использования имеет много разновидностей (теория научно-технического, теория художественного творчества и т.п.), которым соответствуют разновидности креативного менеджмента.

     Прикладные  аспекты креативного менеджмента  связывают прежде всего с инновациями  и нововведениями.

Информация о работе Креативный подход в теории управлении