Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность креативного подхода в теории управления.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
раскрыть понятие креативности;
дать определение и описать основные особенности креативного менеджмента;
дать описание креативного менеджера.
Стр.
Введение …………………………………………………………….
Понятие креативности ………………………………………
Различные подходы к определению креативности ……….
Соотношение понятий «творчество» и «креативность» ….
Креативный менеджмент. Определение и отличительные особенности ……………………………………………………………….
Креативность – профессионально важное качество управленца …………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………...
Для творчества зрелых специалистов характерен целостный взгляд на проблему, что позволяет давать ее комплексное решение. Еще одним качеством является нерешительность, осторожность, что может ограничивать их. Следующей особенностью является концентрация интересов, с одной стороны, она сужает круг интересов, что отрицательно сказывается на творчестве, но, с другой стороны, это позволяет выдерживать первый жесткий натиск при защите своих идей. Опыт способствует формированию следующей особенности – умению использовать старые идеи, ведь, как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Творчество зрелых отличается еще и снижением способности рисковать, а это является необходимой составляющей творческой деятельности. Вместе с тем, это способствует предъявлению высоких требований к аргументации, обоснованности, практичности идеи. Таким образом, открытия и изобретения молодых являются более радикальными, смелыми, но не всегда плодотворными. Творческие предложения зрелых – более продуманы, обоснованы, но им не достает риска.
По мнению И.М. Верткина11 в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) к качествам творческой личности относят:
1)
наличие новой или
2)
наличие программы (или пакета
программ) достижения поставленной
цели и контроля за
3)
желание и осуществление
4)
владение техникой решения
5)
способность отстаивать свои
идеи, выносить общественное
6)
соответствие достигнутых
Такой
подход утверждает, что творческий
режим доступен каждому нормальному
человеку, обладающему обычными способностями,
памятью, знаниями. Для того чтобы
стать творцом, надо сделать сначала
всего один шаг: выбрать достойную цель,
потом-второй шаг: составить корректную
программу достижения поставленной пели.
Затем третий шаг — подкрепить составленную
программу большой работой.
Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку это совсем новое и еще не понятое большинством явление. До начала информационной эпохи мало кто знал о креативности и креативных технологиях. Обществу было достаточно понятия творчества – творчество стало высоко цениться еще в эпоху античности, культ творчества сохранялся в Средние века, Новое время. Творчество не потеряло собственной значимости и в XX веке.
Многие думают, что «творчество» и «креативность» - синонимы. Это ошибочное мнение. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.
Творчество - это процесс, а креативность - это способность человека к творчеству.
В
теории управления креативные решения
- это созидательные решения в сфере управленческой
деятельности, процесс разработки которых
отличается творческим характером, а результаты
имеют позитивные последствия для коллектива
предприятия, его партнеров (в том числе
потребителей) и общества в целом.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
Управление – деятельность по упорядочиванию процессов, протекающих в обществе, природе, технике, устранению их дезорганизации, снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденции их развития и изменения среды.
Менеджмент – особая форма управленческой деятельности. Это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Под креативным менеджментом мы понимаем эффективное управление ресурсами, структурами и процессами для достижения заданных целей с использованием нестандартных (творческих) подходов12.
Необходимость и целесообразность в креативном менеджменте возникает тогда, когда имеют место:
Для
креативного менеджмента
Креативный менеджмент опирается в своем развитии на основные достижения организационного менеджмента и включает в себя новый безграничный ресурс – творческий потенциал человеческого разума.
Отличительные особенности креативного менеджмента приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ организационного и креативного менеджмента
|
Очевидно, что при креативном управлении возрастает роль личностных и профессиональных качеств руководителя и подчиненных, уровень общей культуры и общения, а в управленческом смысле – роль целеполагания и таких законов организации, как закон синергии (согласно которому сумма параметров организованного целого обязана быть больше, чем сумма параметров всех частей в него входящих); увеличивается степень организационной и творческой децентрализации за счет углубления профессиональной и ролевой специализации в группе; возрастают интеграционные процессы и ответственность за конечный результат. Все эти признаки указывают на «команду» как тип организации коллектива (например, медицинская операционная бригада), когда каждый знает свое место и задачи, имеет свой инструментарий, понимает последовательность и значимость действий и координирует их с другими, отвечая за совокупный результат. На этом фоне недостаточно профессиональные действия какого-либо работника сразу заметны «команде» и отражаются на конечном результате. Поэтому члены команды заинтересованы в повышении профессионального и творческого потенциала каждого и не конкурируют между собой, что позитивно отражается на всех процессах, в том числе и креативных.
Формирование
креативного подхода к
Организационное построение осуществляется на основе творческой интеграции функционально-ориентированного (свойственного классическому подходу к управлению), процессно-ориентированного (характерного для рыночного подхода) и системно-целевого (позволяющего объединить основополагающие внутренние переменные организации на основе реализации социальной ответственности, совершенствования и обучения) подходов к организационному проектированию при реализации идеи максимально возможного внедрения командной работы.
Использование команд позволяет получить синергетический эффект (возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему), то есть новое качество результата совместного труда, создает условия для реализации творческого потенциала сотрудников, является крайне полезным для предприятия, но, как и любой другой метод, не может быть эффективным для всех видов организационной деятельности.
В креативной организации целесообразно творческое сочетание групповой и командной работы и выбор формы взаимодействия на уровне группы в первую очередь обуславливается характером выполняемой работы и степенью предрасположенности членов организации к командной или индивидуальной деятельности.
В
основу построения креативных структур
должно быть положено функциональное
деление организации в
В
основу построения креативных структур
должно быть положено целевое управление,
поскольку вся деятельность организации
определяется постановкой целей, а
сутью управленческого
Креативное управление направлено на развитие творческого потенциала отдельной личности, создание условий для проявления синергетического эффекта как на уровне групп, функционирующих в организации, так и на уровне взаимодействия между этими группами, то есть в его основе лежит интеграция кадрового потенциала организации. Для формирования креативной организации необходимо последовательное осуществление кадрового, командного и организационного проектирования.
Таким
образом, креативное (различное социально-
В креативном менеджменте, как и в любой другой науке, выделяют теоретический и прикладной аспекты. Теория креативного менеджмента является составной частью теории творчества. Последняя в зависимости от области использования имеет много разновидностей (теория научно-технического, теория художественного творчества и т.п.), которым соответствуют разновидности креативного менеджмента.
Прикладные
аспекты креативного