Креативный подход в теории управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность креативного подхода в теории управления.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
раскрыть понятие креативности;
дать определение и описать основные особенности креативного менеджмента;
дать описание креативного менеджера.

Содержание

Стр.
Введение …………………………………………………………….

Понятие креативности ………………………………………
Различные подходы к определению креативности ……….
Соотношение понятий «творчество» и «креативность» ….


Креативный менеджмент. Определение и отличительные особенности ……………………………………………………………….


Креативность – профессионально важное качество управленца …………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Креатив подход в управлении.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

     Креативный менеджмент тесно связан с развитием таких направлений менеджмента, как управление персоналом, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, с «самоменеджментом», организационной культурой предприятия, маркетингом. Очевидна связь креативного менеджмента и с наукой о методах технического творчества, в которой креативные технологии применяются с большим успехом уже длительное время и создан комплекс методов для разработки творческих решений.

     Таким образом,  можно сказать, что креативный менеджмент – это менеджмент будущего (как тип управления), развивающий  персонал (как механизм управления) и опирающийся на такой персонал (как процесс управления).

  1. КРЕАТИВНОСТЬ – ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЦА
 

     Анализируя  различные подходы к определению  понятия креативности, можно сделать вывод о том, что креативность становится все актуальнее не только для работников творческих профессий, но и для менеджеров. Все дело в быстром темпе и многоплановости современной жизни, которые требуют умения гибко и творчески реагировать на происходящие изменения. Сегодня ни одна компания не может позволить себе расслабиться: конкуренция чрезвычайно жестока. Именно поэтому работодатели так заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению.

     Чем отличается креативный менеджер? В  первую очередь, отсутствием страха перед стереотипами. Он смело рушит  устоявшиеся традиции и внедряет инновационные решения. Такой подход к повседневной деятельности позволяет компании не только находиться «на плаву», но и обходить своих конкурентов. Ведь креативный менеджер понимает, что любая технология, новый продукт или вид услуги очень быстро отстают от жизни. Поэтому он не борется с переменами, а предвидит их, принимая нестандартные решения и выводя, тем самым, компанию на передовые позиции.

     Креативность должна базироваться на твердых знаниях и профессиональном опыте, к которым прилагаются гибкий ум и творческое мышление. Взглянув на задачу с разных точек зрения, креативный менеджер сможет предложить ее нестандартное решение. Кроме того, креативные люди, как правило, чрезвычайно харизматичны, а значит, смогут увлечь своими идеями коллектив, что тоже очень важно для менеджера.

     Креативность, как и любое качество характера  можно развивать и стимулировать. В каждом человеке заложены потенциальные способности, которые при грамотном подходе можно раскрыть.

     Для повышения творческих способностей важны как внутренние факторы, так и факторы внешней среды.

     Р. Стернберг выделяет 6 основных факторов креативности: интеллект; знание; стиль  мышления; индивидуальные черты, мотивацию  и внешнюю среду. При этом для  творчества наиболее важны следующие составляющие интеллекта: синтетические способности (т.е. умение по-новому взглянуть на проблемы, преодолеть границы обыденного сознания), аналитические способности (выявление идей, достойных для дальнейшей разработки). Практические способности (умение убеждать других в ценности идеи). Только при наличии всех трех способностей гарантируется успешное выдвижение новых идей.

     Р. Стернберг указывает на позитивное и негативное влияние знаний. Слишком  устоявшиеся знания могут препятствовать по новому взглянуть на проблему, не обладая некоторыми знаниями по проблеме, можно потратить время, изобретая велосипед. С точки зрения Р. Стернберга для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния, умение и смелость самостоятельно ставить проблемы и автономно их решать. Кроме того, креативность предполагает способность идти на разумный риск, преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Кроме того, важна и творческая среда, хотя мотивация может компенсировать ее отсутствие.

     Таким образом, к внутренним факторам относятся: стратегические способности, развитая интуиция, способность по-новому взглянуть на привычные вещи, способность оценить потенциал непризнанных идей, пойти на риск, противостоять неприятию окружающих. Кроме того, очень важно наличие значимой цели, программы по ее реализации и готовность много работать для достижения этой цели. Фактор возраста не играет решающей роли, т.к. успеха можно достигнуть как в молодом, так и в зрелом возрасте.

     В статье Т. М. Амабайл13 предпринимается попытка определить элементы внешней среды, способствующей повышению творческой активности:

     - постановка задачи. Руководитель  может подобрать подчиненному  задание, соответствующее его компетенции, творческим способностям и вызывающее у него желание побыстрее взяться за дело;

     - свобода действий. Для повышения  креативности необходимо давать  работникам свободу выбора средств  для достижения цели;

     - ресурсы. Основные ресурсы, влияющие  на уровень креативности, - это время и деньги. Губительное влияние на креативность оказывают искусственные или невыполнимые сроки;

     - состав рабочей группы. Нужно  собрать группу, членов которой  отличает одновременно и готовность  к взаимодействию, и неоднородность знаний и взглядов;

     - поощрение. Людям нужно чувствовать,  что их работа важна для  организации или группы людей,  чье мнение для них важно; 

     - организационная поддержка. Настоящий  расцвет креативности наблюдается  там, где организация настроена  на поддержку.

     Важнейшими  факторами внешней среды являются создание атмосферы сотрудничества, отсутствие дефицита времени. Создание стабильно функционирующего коллектива, создание творческой атмосферы, когда  возможно обсуждение новых идей, а  критика носит конструктивный характер, понимание и терпимость со стороны коллег и руководителей.

     В структуре источников экономического развития промышленно развитых стран  в настоящее время приоритет  отдается инновационной деятельности. Многочисленные публикации, раскрывающие проблематику инновационного менеджмента, большое внимание уделяют повышению активизации деятельности в этой сфере. Обсуждаются конкурентные преимущества, которыми располагает Россия в области системы образования, квалификации кадров, научного потенциала, культурных факторов. Вместе с тем крайне редко исследователи обращаются к личности, предрасположенной к такого рода деятельности, т. е. личности инноватора. Считается, что таковым должен быть человек, с высокими креативными способностями.

     В своей статье Е. Дружинин и Н. Кортьева14 выделяют две стадии инновационного процесса: выдвижение, формулировка теоретической конструкции новшества и реализация новации в максимально полном объеме с минимальными искажениями сформулированной идеи. Следовательно, в инновационном процессе должны быть задействованы два типа участников: руководители, способные осуществлять и направлять инновационную политику, и персонал, обладающий необходимой профессиональной компетентностью и уровнем мотивации. Инновационный тип руководителя должен обладать стратегическими способностями, а именно хорошо развитым абстрактным мышлением, умением анализировать имеющуюся информацию, видеть ситуацию в перспективе, выбирать наилучший момент для активных действий. Среди важнейших инновационных способностей руководителя выделяют творческие способности или креативность. Таким образом, креативность становится профессионально важным качеством современного руководителя.  
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В условиях постоянно меняющейся рыночной среды уже недостаточным является использование традиционных методов управления. Креативность в управлении означает способность появления нового знания путем расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее, т.е. креативность – это творческое конструирование в режиме самоорганизации мышления15.

     Креативный  менеджмент, еще не получивший четкого  определения и точного значения, обычно трактуется как система управления процессом принятия творческих решений  творческими сотрудниками, коллективами и т.п. Его основным приложением является создание и мотивация деятельности человеческого капитала, активизация его творческого потенциала. Креативный менеджмент основан на современных технологиях творчества и командной работы. В настоящее время в большинстве стран руководства компаний используют именно креативные методы управления, что позволяет добиться большей эффективности и результативности деятельности менеджеров.

     В настоящее время развитие креативности осуществляется преимущественно в  рамках тренинговых компаний. Широкое распространение получили краткосрочные тренинги развития творческих способностей управленцев, ориентированные, прежде всего, на состоявшихся специалистов с законченным высшим образованием. Однако краткосрочные тренинги и курсы не решают проблему, так как развитие устойчивых навыков креативности возможно лишь на регулярной основе в течение достаточно продолжительного времени.

     В ВУЗах и других учебных заведениях, где будущие управленцы проходят основную профессиональную подготовку, целенаправленное развитие способности к творческой деятельности практически не производится. Поэтому возникает необходимость пересмотра сложившейся системы профессиональной подготовки: развитие креативности как основы профессиональной компетенции должно быть главной целью на протяжении всего периода профессиональной подготовки. В связи с этим назревает необходимость проведения теоретических и прикладных исследований, направленных на выявление особенностей креативности как детерминанты управленческой деятельности, факторов креативности, зон сензитивности, принципов и эффективных методов развития творческих способностей управленцев.

     Необходимо  также проведение исследований, направленных на выявление особенностей диагностики  креативности управленцев, разработку диагностического инструментария, предназначенного для измерения динамики развития творческих способностей на различных этапах профессиональной подготовки, а также в процессе отбора, оценки и аттестации управленческих кадров в организациях.

     В целях повышения эффективности развития креативности управленцев необходима реализация государственно-институционального подхода, предполагающего активное участие государства и других социальных институтов в процессе профессиональной подготовки управленцев.

     Изучение  креативного подхода в управлении имеет важное значение потому, что совершенно необходимо добиваться повышения качества управленческих решений и их интенсификации на всех уровнях - от общегосударственного до отдельного рабочего места. Г.И. Ванюрихин подчеркивает что «мышление управленца должно отвечать вызову времени и позволять творчески решать проблемы экономического развития как на уровне страны, так и на уровне предприятия»16 . 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Алиева  К.Р. Психология формирования творческого потенциала личности.- СПб.: 2009.
  2. Амабиле Т.М. Как убить творческую инициативу / Креативное мышление в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  3. Amabile T.M., Breen B. The 6 Myths of Creativity. – Интернет-ресурс: http://www.e-executive.ru.
  4. Батоврина Е.В. Диагностика креативности при подготовке управленческих кадров // Теория и практика управления: новые подходы. Выпуск шестой. - М.: Университетский гуманитарный лицей, 2006.
  5. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления / Е. Батоврина // Управленпие персоналом. - 2004. - № 20. - 59-61.
  6. Боно Э. Латеральное мышление. – СПб.: Питер, 1998.
  7. Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. - N 2. - 2001. - С. 123-143.
  8. Введение в ТРИЗ. Основные понятия. Фонд Г.С. Альтшуллера. – Интернет-ресурс: http://www.altshuller.ru, 2003.
  9. Galenson D. W. Old Masters and Young Geniues: The Two Life Cycles of Artistic Creativity. – Интернет-ресурс: http://www.e-executive.ru.
  10. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб.: Речь, 2006.
  11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: 2007.
  12. Дружинин Е., Кортьева Н. Менеджер – инноватор: от идеи к реализации. - Интернетресурс: http://www.bestlibrary.
  13. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
  14. Друкер П.Ф. Эффективный руководитель. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.
  15. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества (Часть 2) // Креативная экономика - 2008 - № 5 - с. 51-55.
  16. Кирсанов К. Креативный и эвристический менеджмент. – Интернет-ресурс: http://www.ovsem.com
  17. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: Издательско-консалтинговое предприятие «ДеКа», 2004.
  18. Креативное мышление в бизнесе. Пер. с англ. [Н. Скворцовой] — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  19. Шевырёв А.В. Креативный менеджмент: синергетический подход. Белгород, ЛитКараВан, 2007.

Информация о работе Креативный подход в теории управлении