Курс лекций по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 05:38, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Назначение, сущность, основные составляющие и эволюция инновационного менеджмента.
Тема 2. Классификация инноваций.
Тема 3. Инновационный процесс, его цикличность и фазы.
Тема 4. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте и формы инновационной деятельности.
Тема 5. Особенности инновационной деятельности и классификация инновационных стратегий
Тема 6. Управление инновационными проектами.
Тема 7. Оценка эффективности инноваций и риски в инновационной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций 2012.doc

— 482.00 Кб (Скачать файл)

 

Рис.1. Фазы инновационной волны в интерпретации авторов

 

 

Н.Д. Кондратьев  

С.В. Яковец

Ю.В. Яковец

3. Бевентер,  
Й. Хампе

1. Возрождение

1. Освоение

1. Зарождение  
II. Вызревание

1. Нововведение

П. Рост  
и процветание

П. Рост

Ш. Распространение  
IV. Вытеснение

П. Рост  
ПI. Зрелость

ПI. Рецессия

Ш. Замедление

V. Стабильность

IV. Стагнация

IV. Депрессия

IV. Сокращение

VI. Отмирание

 

 

 

3.3. Фазы инновационной  волны.

Первая фаза, которую  следовало бы назвать «рождение», характеризуется радикальными инновациями в технике и технологии на снова открытий и изобретений в науке и технике. В развитых странах в самом начале цикла эти инновации осуществляют небольшие молодые организации, которые в силу своей гибкости и адаптивности способствуют диффузии одного или нескольких крупных изобретений в кластер новшеств, который приводит к значительному и  
постоянному экономическому прогрессу.

Во второй фазе (для  нее вполне справедливо название «рост»)  
локальные новшества тиражируются, совершенствуются, нарастают-ъ объемы их производства, расширяются сферы применения, они дифференцируются применительно к требованиям разных сегментов рынка, технологически стандартизируются. Уменьшаются издержки производства, что дает возможность снижать цены, способствует расширению сферы эффективного применения новшества.

Затем наступает третья фаза инновационной волны (к ней  под- 
ходит термин «замедление»), когда техника данного поколения мед- 
лен но развивается и качественно улучшается. Появляются новые модели, основанные на уже известном и испытанном технологическом принципе, расширяются параметрические ряды машин, оборудования, приборов. Стандартизация порождает явление псевдоинноваций, когда спрос потребителя нацелен на что-нибудь новое, но на рынке он встречает лишь модификацию старого.

Экономический и технический  потенциал данной идеи и воплощающего ее поколения техники в основном уже исчерпан, она вытесняется  новой, более прогрессивной и эффективной техникой. Дальнейшая модернизация техники, основанных на устаревшей технической идее, связана с крупными издержками, которые не окупаются дополнительным эффектом у потребителя. Происходит удорожание новых модификаций устаревшей техники. Растет ущерб от ее производства и эксплуатации.

Особенностью цикличности  инновационных колебаний является то, что новые поколения техники начинают осваиваться, когда предыдущее поколение еще полностью не исчерпало себя. Это обеспечивает непрерывность научно-технического прогресса.

Весь цикл охватывает одно направление в технике и  технологии, основанное на радикальной инновации. В рамках этого направления происходит смена поколений машин, базовый вариант которой в свою очередь влечет за собой большое количество усовершенствований.

Таким образом, в рамках одной волны можно наблюдать  большое количество более мелких волн, подчиняющихся единым законам развития и проходящих одни и те же фазы.

 

 

Тема 4. Виды и эффективность организационных  структур в инновационном менеджменте и формы инновационной деятельности

4.1. Понятие и классификация  организационных структур в инновационном менеджменте.

4.2. Венчурный капитал  и особенности венчурного предпринимательства.

4.3. Виды организационных  структур и принципы их функционирования  в спектре эффективности деятельности.

 

4.1. Понятие и классификация  организационных структур в инновационном менеджменте.

Организационные структуры  инновационного менеджмента - организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности.

В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ:

 

 

Секторы науки (деятельности)

Сектор

Содержание

Государственный

  • Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы.
 
  • Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций.

Предпринимательский

  • Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в цепях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства.
 
  • Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.

Высшее образование

  • Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.
 
  • Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями.
 
  • Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему образованию).

Частный бесприбыльный (некоммерческий)

  • Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.
 
  • Частные индивидуальные организации.

 

 

Среди организационных  структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам.

 

4.2. Венчурный капитал  и особенности венчурного предпринимательства.

Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства – рисковый (венчурный) бизнес.

Венчурный бизнес представлен  самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.

Небольшой коллектив  гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые идеи.

Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.

Венчурные фирмы, как правило. Неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам.

Венчурные фирмы могут  быть дочерними у более крупных  фирм. Количество сотрудников небольшое.

Функции инновационного менеджера выполняются либо традиционным менеджером, либо специалистом, приглашенным со стороны. Например, из консалтинговой фирмы.

Создание венчурных  фирм предполагает наличие следующих  компонентов:

  • идеи инновации – нового изделия, технологии;
  • общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;
  • рискового капитала для финансирования подобных фирм.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.

Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических черт, а именно:

1. Долевое участие  инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме.

2. Предоставление средств  на длительный срок.

3. Активная роль инвестора  в управлении финансируемой фирмой.

Рассмотрим виды венчурных  предприятий:

1. Собственно рисковый  бизнес

2. Внутренние рисковые  проекты крупных корпораций.

В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов:

Первый вид – независимые малые инновационные фирмы.

Второй вид – предоставляющие им капитал финансовые учреждения.

Малые инновационные  фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал.

Главным стимулом для  венчурных вложений является их высокая  доходность в случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.

 

4.3. Виды организационных  структур и принципы их функционирования  в спектре эффективности деятельности

На территории Российской Федерации существуют около 15 тысяч структур, поддерживающих малый бизнес.

Высшая школа имеет около 800 малых  фирм, объединенных в технопарки.

Технопарк — специальная территория, на которой объединены научно-исследовательские организации, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.

Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства. Функции технопарка: функция коммерциализации – превращение новшеств в технологии и технологий в коммерческий продукт; исследовательская функция – апробация прикладных исследований на опытной базе; организационная функция – формирование и рыночное становление наукоемких фирм; образовательная функция – разработка и тиражирование учебно-методических материалов на основе последних достижений науки и техники.

Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью реализацию любого, сулящего прибыль проекта. Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.

Инкубатор бизнеса – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для инновационной деятельности малых инновационных фирм с целью выращивания новых компаний. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам. Реализуются следующие типы бизнес-инкубаторов: некоммерческие организации; прибыльные коммерческие; филиалы вузов.

Бутлегерство – это одна из форм инновационной деятельности, подпольное изобретательство, тайная работа над внеплановыми проектами. Поддержка и поощрение бутлегерства содействуют активизации деятельности творческих работников.

Технополис - район (город, часть города, регион), в котором на базе объединения научного, промышленного и финансового капиталов создаются структуры, генерирующие передовые производственные технологии, реализующие социальные и экономические программы, направленные на ускоренное и гармоничное социально - экономическое развитие региона. В России примером технополиса является г.Зеленоград: 69 научных центров, 11 вузов, 35 банков, 7 фондов, 7 страховых компаний.

Таким образом, организационными структурами инновационного менеджмента являются научные организации, венчурные фирмы, а также фирмы-эксплеренты.

Эксплеренты (пионеры) – фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка. Перед фирмой-эксплерентом возникает проблема объема производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для этого эксплеренты заключают альянс с крупной фирмой. Девиз – «лучше и дешевле, если получается». Эксплерент не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз же с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий и даже сохранения известной автономии. Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя. Фирмы-эксплеренты вступают в партнерские отношения с фирмами-виолентами; фирмами-патиентами; фирмами-коммутантами.

При ориентации на узкий сегмент рынка – это будут фирмы-патиенты.

Фирмы-патиенты (нишевая стратегия) работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Их девиз – «дорого, зато хорошо». Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного обезопасить их деятельность.

Информация о работе Курс лекций по "Инновационному менеджменту"