Курс лекций по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 05:38, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Назначение, сущность, основные составляющие и эволюция инновационного менеджмента.
Тема 2. Классификация инноваций.
Тема 3. Инновационный процесс, его цикличность и фазы.
Тема 4. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте и формы инновационной деятельности.
Тема 5. Особенности инновационной деятельности и классификация инновационных стратегий
Тема 6. Управление инновационными проектами.
Тема 7. Оценка эффективности инноваций и риски в инновационной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций 2012.doc

— 482.00 Кб (Скачать файл)

•  выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная организация

•  появление новых местных организаций-конкурентов

•  экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров;

•  риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;

•  риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам:

•  риск необеспечения условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых решений возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретений, технологий

•  риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения – это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых организация уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает получить монопольную прибыль. В течение всего срока действия патент может быть оспорен и признан недействительным полностью или частично в случае несоответствия охраняемого объекта промышленной собственности условиям патентоспособности, установленным законом, наличия в формуле изобретения, полезной модели или в совокупности существенных признаков промышленного образца признаков, отсутствующих в первоначальных материалах заявки, неправильного указания в патенте автора (авторов) или патентообладателя (патентообладателей)

•  риски легальной и нелегальной имитации конкурентами запатентованных организацией инноваций возникают обычно, в первом случае, при так называемых «параллельных разработках», когда на основе сведений, полученных в открытой печати о запатентованных технических и дизайнерских решениях, конкуренты осуществляют такие же разработки, но с незначительными различиями, которые позволяют им также запатентовать свои инновации, во втором случае, потому, что организации-патентообладателю очень трудно контролировать нелегальное использование некоторых запатентованных технических решений.

 

7.4. Методики снижения риска инновационной деятельности.

Избежать полностью  риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск – две взаимосвязанных категории.

Одним из способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной деятельности, состоящая в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Однако, на практике диверсификация может не только уменьшать, но и увеличивать риск инновационной деятельности в случае, если предприниматель вкладывает средств в инновационный проект, который направлен в ту область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены.

Передача (трансфер) риска  путем заключения контрактов – следующий  метод снижения риска инновационной деятельности. Если проведение каких-либо работ по инновационному проекту слишком рискованно и величина возможного риска неприемлема для инновационной организации, она может предать эти риски другой организации. Передача риска выгодна как для стороны передающей (трансфера), так и для принимающей (трансфери) в случае, если:

•  потери, которые велики для стороны, передающей риск, могут быть незначительны для стороны, риск на себя принимающей

•  трансфери может находиться в лучшей позиции для сокращения потерь или контроля за хозяйственным риском.

Передача риска инновационной  деятельности, как правило, производится путем заключения следующих типов контрактов:

•  строительные контракты (все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная организация)

•  аренда машин и оборудования (лизинг)

•  контракты на хранение и перевозку грузов

•  контракты продажи, обслуживания, снабжения (соглашение о снабжении организации материалами, сырьем, необходимыми для реализации инновационного проекта, на условиях поддержания неснижаемого остатка на складе; аренда оборудования, используемого для осуществления проекта, с гарантией его технического обслуживания и технического ремонта; гарантия поддержания производительности/определенных технических характеристик используемого оборудования; договора на сервисное обслуживание техники, необходимой для инновационной деятельности)

•  договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования – передача организацией кредитного риска позволяет получить 100% гарантию на получение всех платежей, уменьшая таким образом кредитный риск организации)

•  биржевые сделки, снижающие риск снабжения инновационного проекта в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок (приобретение опционов на закупку товаров и услуг, необходимых для осуществления проекта, цена на которые в будущем увеличиться – опцион представляет собой документ, в котором поставщик гарантирует продажу товара по фиксированной цене в течение определенного срока; приобретение фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров; фъючерс представляет собой соглашение о поставке товара в будущем, в котором унифицированы практически все условия, в частности, качество, упаковка и маркировка, порядок рассмотрения споров и т.д.).

Важнейшим методом снижения рисков инновационной деятельности является их страхование. Страхование – система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм.

Страхуемый вид риска  характерен для таких чрезвычайных ситуаций, когда существует статистическая закономерность их возникновения, т.е. определена вероятность убытка. С помощью страхования инновационная организация может минимизировать практически все имущественные, а также многие политические, кредитные, коммерческие и производственные риски. Вместе с тем страхованию, как правило, не подлежат риски, связанные с недобросовестностью партнеров. Данный метод минимизации риска имеет ряд ограничений:

•  высокий размер страхового взноса, устанавливаемый организацией при заключении договора страхования

•  некоторые риски не принимаются к страхованию (если вероятность наступления рискового события очень велика, страховые организации либо не берутся страховать данный вид риска, либо вводят непомерно высокие платежи).

В некоторых случаях  наиболее эффективной возможностью избежать негативных последствий или снизить уровень риска в инновационной деятельности являются прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска. Такие, как:

•  анализ и оценка инновационного проекта

•  проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту

•  планирование и прогнозирование инновационной деятельности

•  подбор персонала, участвующего в осуществлении инновационной деятельности и т.д.

Большое значение для  снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны в организации.

Выбор конкретного пути минимизации риска в инновационной  деятельности зависит от опыта руководителя и возможностей инновационной организации. Однако для достижения более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления проекта.

 

 

Тема 8. Государственное регулировании инновационной деятельности.

    1. Способы государственного регулирования инновационной деятельности.
    2. Экономические факторы государственного регулирования.
    3. Организационные факторы государственного регулирования.
    4. Финансовые факторы государственного регулирования.
    5. Нормативно-правовые факторы государственного регулирования.

 

 

8.1. Способы государственного  регулирования инновационной деятельности.

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной  деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и  проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды регулирования

Способы регулирования

Организационное регулирование инновационной деятельности

·  развитие инновационной инфраструктуры,

·  обеспечение приоритета инновационной деятельности,

·  моральное поощрение авторов инноваций,

·  содействие модернизации,

·  развитие интеграционных процессов,

·  развитие международных связей

Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности

·  развитие предложения инноваций,

·  расширение спроса на инновации,

·  содействие конкуренции в инновационной сфере,

·  развитие предпринимательства,

·  обеспечение занятости в инновационной сфере,

·  развитие лизинга наукоемкой продукции

·  инвестиции в инновации, повышение их эффективности,

·  создание благоприятного инвестиционного климата

Нормативно-правовое регулирование  инновационной деятельности

· охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности,

·  охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями,

·  защита промышленной, интеллектуальной собственности,

·  развитие договорных отношений


 

8.2. Экономические факторы государственного регулирования.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

  • развитие рыночных отношений,
  • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
  • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
  • расширение спроса на инновации,
  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
  • содействие модернизации техники,
  • развитие лизинга наукоемкой продукции,
  • активизация предпринимательства,
  • пресечение недобросовестной конкуренции,
  • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
  • развитие экспортного потенциала страны,
  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
  • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

8.3. Организационные  факторы государственного регулирования.     

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

  • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
  • содействие развитию инновационной инфраструктуры,
  • кадровая поддержка инновационной деятельности,
  • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
  • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
  • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
  • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
  • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

 

8.4. Финансовые факторы государственного регулирования.    

ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

  • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
  • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
  • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

Информация о работе Курс лекций по "Инновационному менеджменту"