Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:21, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Менеджменту"
- обмен опытом организации производства;
- отсутствие дополнительных административных расходов на персонал;
- возможность гибкого реагирования на изменения экономической ситуации и внесения соответствующих поправок (по согласованию с другим предприятием) в ранее заключенный договор.
В то же время к очевидным недостаткам данной стратегии следует отнести:
- зависимость конечного результата совместной работы от того, насколько добросовестным окажется предприятие-партнер (его соответствующее структурное подразделение);
- высокие прямые издержки на реализацию стратегии, обусловленные прежде всего значительными расходами па оплату выполняемых вне предприятия работ по созданию высокотехнологичной продукции или по оказанию эксклюзивных услуг.
Подытоживая, заметим, что аутсорсинг — это технология, к использованию которой в настоящее время прибегает сравнительно небольшое количество предприятий, специализирующихся, как правило, в выпуске сложной, высокотехнологичной продукции или оказании сервисных услуг соответствующего уровня, с одной сто нуждающихся, а с другой — располагающих возможностями для партнерского взаимодействия с другими предприятиями в вышеописанном ключе. Для России тем не менее эта стратегия управления персоналом представляется весьма перспективной в свете расширяющегося сотрудничества с зарубежными партнерами (в частности с компаниями из Китая, стран Центральной и Южной Америки, Африки), а также в связи со все более активным переносом деятельности за рубеж ведущими российскими предприятиями.
Тема. Служба персонала предприятия
1.1. Понятие службы персонала
Служба персонала предприятия — структурное подразделение, уполномоченное осуществлять управление персоналом и организационно-методическое руководство мероприятиями по управлению персоналом, реализуемыми на предприятии. Служба персонала, как правило, входит в состав управления (административного аппарата) предприятия и, в свою очередь, может состоять из нескольких подразделений.
Непосредственное руководство службой персонала осуществляет ее начальник (руководитель). Начальник службы персонала, как правило, подчинен непосредственно руководителю предприятия или одному из его заместителей, в ведении которого находится управление персоналом. Начальнику службы персонала подчиняются все работники службы. Решения, принимаемые начальником службы персонала по вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами предприятия.
Служба персонала (или ее аналог — например, отдел кадров) обычно функционирует на предприятиях с численностью работников свыше 100 чел. Выбор организации службы персонала, в первую очередь ее структуры и состава, зависит от характера возлагаемых на службу персонала задач, в частности их объема и сложности.
В свою очередь, на характер задач по управлению персоналом влияют не только численность работников предприятия, но и особенности функционирования последнего (основной вид деятельности, наличие у предприятия обособленных структурных подразделений — филиалов, представительств и т. п.). Таким образом, для того чтобы должным образом обеспечить потребности крупного современного предприятии в персонале, его руководству следует в первую очередь побеспокоиться о формировании соответствующей системы управления, ключевое место в которой принадлежит службе персонала.
Как свидетельствует практика управления, во многих случаях имеет место недооценка той роли, которую призвана играть система управления персоналом в осуществлении эффективного руководства производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Обычно это проявляется в несоответствии возможностей сформированной на предприятии службы персонала (иного аналогичного по назначению органа управления) потребностям предприятия в персонале необходимой численности и квалификации.
Цель деятельности службы персонала может быть определенна как постоянное обеспечение предприятия персоналом оптимальной численности и квалификации, в точности соответствующих потребностям предприятия, обеспечивающих эффективное осуществление производственно-хозяйственной деятельности и на этой основе — достижение предприятием высшей цели своего развития. Осуществление службой персонала своей деятельности организуется в точном соответствии приоритетами предприятия, зафиксированными в положениях политики и стратегии в области управления персоналом.
Выбор конкретных методов и средств реализации деятельности осуществляется руководством службы персонала с учетом реалий обстановки, характеризующей состояние дел на предприятии, и исходя из наличия в распоряжении службы организационных ресурсов. Подчеркнем, что обоснованный выбор технологии управления персоналом является одной из предпосылок своевременного, полного и качественного решения бой возлагаемых на нее задач.
К числу важнейших задач по управлению персоналом предприятия отнесем следующие:
- рекрутинг персонала;
- адаптацию персонала;
- мотивацию персонала;
- тренинг персонала;
- контроллинг персонала;
- ротацию персонала.
1.2. Документы, регламентирующие деятельность службы персонала
Пакет документов службы управления персоналом включает:
1. Служебная записка – это краткое официальное письмо, используемое исключительно во внутренней переписке предприятия в целях обеспечения оперативного обмена документированной информацией между должностными лицами на этапе принятия управленческих решений.
2. Расчет численности работников службы персонала (с указанием их квалификации и занятости) - это документ, определяющий общий численный состав структурного подразделения предприятия (в данном случае — службы персонала), исходя из объема возлагаемых на подразделение задач (видов работ) (как правило, на календарный год) и значений норм (нормативов) времени на их выполнение. Указанный документ прилагается к служебной записке. Исходные данные для расчета численности службы персонала предприятия обычно включают:
- сведения о видах и объемах работ по управлению персоналом (реально выполняемые на предприятии в течение определенного периода времени или предполагаемые для выполнения в течение аналогичного периода времени);
- сведения о величине годового фонда полезного времени (на одного работника);
- значения норм (нормативов) времени на выполнение соответствующих видов работ.
3. Организационная структура службы персонала — это документ, определяющий требования к общему количеству образующих службу структурных подразделений (самостоятельных участков работы), а также их расположению по иерархическим уровням управления (высшим, промежуточным, начальным (низшим) с учетом функционального назначения указанных подразделений (участков работы) и порядка их взаимодействия в процессе функционирования. Указанный документ прилагается к служебной записке.
4. Численный состав службы персонала — это документ, определяющий требования к численности и квалификации работников в составе структурных подразделений службы и службы персонала в целом. Проект документа разрабатывается и форме таблицы на основе расчетных данных о численности работников службы (по вилам работ), функциональном назначении ее структурных подразделений и с учетом предложений по организационной структуре службы персонала.
5. Схема организационно-информационного взаимодействия службы персонала — это документ, определяющий требования к организационно-информационным связям службы с подразделениями (должностными лицами) предприятия, а также с другими предприятиями (организациями, учреждениями) в процессе функционирования. Проект документа разрабатывается с учетом характера задач, возлагаемых на службу. В необходимых случаях схемы внешнего и внутреннего организационно-информационног
6. Штатное расписание службы персонала — это документ, устанавливающий численность структурных подразделений в составе службы, количество и квалификацию работников (руководителей, специалистов и технических исполнителей) по каждому структурному подразделению и службе персонала предприятия в целом на календарный гол. Разработка проекта документа производится в соответствии с формой, установленной постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», и в порядке, предусмотренном Инструкцией по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденной вышеуказанным постановлением Госкомстата РФ.
7. Приказ о введении в действие штатного расписания службы персонала – это организационно-
8. Положение о службе персонала – это организационно-
9. Приказ о введении в действие положения о службе персонала – это организационно-
10. Инструкция по управлению персоналом – это организационно-
11. Приказ о введении в действие инструкции по управлению персоналом – это организационно-
12. Должностная инструкция – это документ, регламентирующий деятельность конкретного должностного лица предприятия и устанавливающий порядок применения указанными лицами положений законодательных и иных нормативных актов в процессе осуществления ими повседневной деятельности.
Тема . Планирование потребности в персонале
1.1. Характер оценок потребности в персонале
Очевидно, что планирование потребности в персонале — часть общего процесса планирования в организации. В конечном итоге успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на следующие вопросы[1]:
1) сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется;
2) каким образом можно привлечь нужный и сократить или оптимизировать использование излишнего персонала;
3) как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями, умениями и внутренней мотивацией;
4) каким образом обеспечить условия для развития персонала;
5) каких затрат потребуют запланированные мероприятия.
Оценка потребности организации в персонале может носить количественный и качественный характер.
Количественная оценка потребности в персонале, призванная ответить на вопрос «сколько», основывается на анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства (форма организации совместной деятельности исполнителей), маркетингового плана (план ввода в строй предприятия, поэтапность разворачивания производства), а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала (с учетом, например, изменения технологии). При этом, безусловно, важной является информация о количестве заполненных вакансий.
Качественная оценка потребности в персонале — попытка ответить на вопрос «кого». Это более сложный вид прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки, должны учитываться ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации. Особую сложность представляет оценка потребности в управленческом персонале. В этом случае необходимо учесть, как минимум, возможности персонала определять рациональные оперативные и стратегические цели функционирования предприятия и осуществлять формирование оптимальных управленческих решений, обеспечивающих достижение этих целей.
Важный момент в оценке персонала — разработка организационного и финансового планов укомплектования, включающих:
• разработку программы мероприятий по привлечению персонала;
• разработку или адаптацию методов оценки кандидатов;
• расчет финансовых затрат на привлечение и оценку персонала;
• реализацию оценочных мероприятий;
• разработку программ развития персонала;
• оценку затрат на осуществление программ развития персонала.