Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:08, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Менеджмент
Лекция 1
Введение
Управление организацией, которое рассматривается как подлинно существующий феномен, который имеет установленную форму и определенное содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. Конечно, каждое абстрактное рассмотрение явлений или процессов уводит от реальности, убивает конкретные характеристики и черты. Однако в то же время оно способствует успешному пониманию сущности и природы, вскрывая и описывая те, лежащие в их основе связи и общие для них сущностные черты, которые обусловливают форму и содержание рассматриваемых явлений и процессов, логику и направления их развития, а также их возможности и границы осуществления. В этом и обуславливается актуальность выбранной тема курсовой работы.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются понятие управления, а предметом теоретический взгляд на природу, сущность и развитие понятия управления
Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть теоретический взгляд на природу, сущность и развитие понятия управления
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность и содержание теории управления;
Раскрыть условия и
факторы возникновения и
Рассмотреть основные этапы развития управления;
И в заключение
изучить перспективы
Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена на две главы.
Для раскрытия данной темы была проработана научная и учебная литература по данной тематики.
1. Сущность и содержание теории управления
1.1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент
Последнее десятилетие
XX века было для России весьма трагичным.
Системный кризис поразил все
сферы жизнедеятельности
Деятельность любой организации как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невыполнимо не только ее действенное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией определяет отношение к ней со стороны других организаций и сказывается на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы большого количества людей как в самой организации, так и за ее пределами. В условиях рыночных отношений меняются взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.
Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.
Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.
Под управлением
понимают совокупность процессов, обеспечивающих
поддержание системы в заданном
состоянии и (или) перевод ее в
новое более жизненное
Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.
Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).
Если управление - это воздействие, значит существуют:
· среда (система управления);
· средства (механизм управления);
· действия (процесс управления).
Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.
"Менеджмент" - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".
Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.
В соответствии
с установившейся традицией мировой
литературы в области управления,
менеджменту дается широкая трактовка
в Оксфордском словаре
Менеджмент - это: Основы менеджмента / В.Р. Веснин, М.: 000 «Т.Д. "Элит-2000"», 2003, с. 10
1. способ, манера общения с людьми;
2. власть и искусство управления;
3. особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
4. орган управления
- административная единица, без
Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.
В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.
Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.
Кроме того, менеджмент -
· это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;
· это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;
· это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.
Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
1.2. Основные
категории менеджмента (объект, субъект,
функции, законы и
Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.
Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.
Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления). Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995, с. 17.
Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта.
При этом различают следующие виды объекта управления:
· операция;
· проект;
· система.
Функциональные области деятельности объекта:
· маркетинг;
· производство;
· финансы;
· кадры;
· НИОКР.
Уровни объекта управления:
· рабочее место;
· участок;
· цех;
· производство;
· предприятие;
· объединение.
По признаку содержания различают менеджмент:
1. нормативный
- предусматривающий разработку
и реализацию философии
2. стратегический
- предполагает выработку набора
стратегий, их распределение
3. оперативный
менеджмент - предусматривает разработку
тактических и оперативных мер,
Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рисунок 1).
Рисунок 1 - Место категории "функции управления" в управленческом процессе
Функции менеджмента
определяют устойчивый состав специфических
видов деятельности управленческой
деятельности, характеризующихся
Классификация функций управления представлена в таблице 1. Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996, с. 22.
Таблица 1- Классификация функций управления
Критерий классификации |
Состав функций управления |
|
1 Содержание управленческой деятельности |
Прогнозирование и планирование |
|
Организация |
||
Активизация (мотивация, стимулирование) |
||
Контроль |
||
Координация |
||
Регулирование |
||
Исследование |
||
2 Организационная роль функции |
Функции интеграции (объединения) |
|
Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации) |
||
3 Направление деятельности |
Интрафункции |
|
Инфрафункции (направленность на внешнюю среду) |
||
4 Сферы развития объекта управления |
Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.) |
|
Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.) |
||
Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др. |
||
Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.) |
||
5 Этапы производственного процесса |
Управление подготовкой производства |
|
Управление процессом производства |
||
Управление обеспечением производства |
||
Управление процессами реализации продукции |
||
6 Тип производства |
Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства |
|
7 Масштаб времени |
Стратегическое управление |
|
Текущее (тактическое) управление |
||
Оперативное управление |
||
8 Этапность процесса управления |
Целеполагание |
|
Определение ситуации |
||
Определение проблемы |
||
Решение |
||
9 Основные факторы производственного процесса |
Управление продуктом |
|
Управление персоналом |
||
Управление информацией |
||
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.
Различают общие и специфические законы управления.
К общим законам управления относятся:
· закон специализации управления;
· закон интеграции управления;
· закон экономии времени;
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.
Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.
На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить: Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995, с. 28.
· закон единства
и целостности системы
· закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
· закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
· закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
· закон совместимости
технических средств и систем
управления соподчиненных и
Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.
К закономерностям управления относятся:
· единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);