Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:08, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Менеджмент

Вложенные файлы: 2 файла

Лекции-Основы теории управления.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

· пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность  развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий  высокой производительности труда);

· централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));

· соотносительность и  адекватность управляющей и управляемой  систем (соответствие управляющей системы  управляемой).

Исходя из функционального  деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.

Метод управления - это способы  работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.

Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Автором первых принципов  управления был А. Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Принципы управления по А. Файолю

 

Принцип

Содержание  принципа

 

1 Разделение  труда

Специализация работ для эффективного использования  труда работающего

 

2 Полномочия  и ответственность

Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность  за выполнение работы

 

3 Дисциплина

Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины

 

4 Единоначалие

Получение распоряжений и отчет только перед одним  непосредственным начальником

 

5 Единство действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану

 

6 Подчиненность  личных интересов

Преимущество  интересов организации перед  индивидуальными интересами

 

7 Вознаграждение

Получение работниками  справедливого вознаграждения за работу

 

8 Централизация

Достижение  лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией

 

9 Скалярная  цепь

Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между  уровнями иерархии через непрерывную  цепь команд ("цепь начальников")

 

10 Порядок

Рабочее место  для каждого работника и каждый работник на своем месте

 

11 Справедливость

Справедливое  проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

 

12 Стабильность  персонала

Установка работающих на лояльность к организации и  долгосрочную работу

 

13 Инициатива

Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ

 

14 Корпоративный  дух

Гармония интересов  персонала и организации (в единении-сила")

 
     

Концепция менеджмента  по Э.М. Короткову основывается на следующих  принципах:

а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в  том, что свойства любой системы  зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью  этими свойствами. Свойства системы  в целом не сводятся к свойствам  ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;

б) принцип генетической определенности, который требует  при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";

в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности  существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций  развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;

д) принцип условности границ системы. Любая система имеет  границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;

е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;

ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;

и) принцип коммуникативности  заключается в том, что объект управления- социально-экономическая  система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода должны занимать центральное  место в методологии управления, служить связующим звеном методологии  и организации управления.

1.3. Модели управления

Модель - продукт  моделирования, то есть процесса, в  котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это  моделирование непосредственно  осуществляет).

В зависимости  от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.

Под моделью  управления понимается теоретически выстроенная  совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Выделяют  следующие основные модели управления:

· по виду преобладающей  собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;

· по степени  рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);

· по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;

· по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;

· по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;

· по принадлежности к соответствующим школам менеджмента;

· по роли и месту  человека в системе управления: модель Д. Макгрегора, модель У. Оучи;

· по отдельным  управленческим признакам: модель 7С "Счастливый атом", модель управления по результатам, ситуационная модель;

· по отношению  к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).

Модель, отвечающая российским традициям и культуре должна органически сочетать в себе основы национального опыта с  передовой управленческой теорией  и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических задач в передовых странах мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно.

 

Лекция 2

1. Система управления

В науке управления к  началу 90-х г.г. сложился определенный понятийный аппарат, позволяющий описать  систему управления предприятием. Тем не менее, в отношении понятий «система управления», «организационная система управления» нет единого мнения.

Определения этих понятий  можно классифицировать следующим  образом. Система управления - это  состав и номенклатура управленческих органов и должностей. Некоторые авторы под организационной структурой понимают лишь аппарат управления предприятием.

Большинство же авторов  учитывает взаимосвязи между  элементами, и система управления определяется как:

-«конструкция» организационной  системы, характеризующая состав, взаимосвязь звеньев управления и исполнения (объекта и субъекта управления);

-строение управляющей  системы, способ ее внутренней  организации, связи элементов  субъекта управления между собой  (порядок расположения, соподчиненность  отдельных звеньев управленческого аппарата - отделов, групп, бюро), позволяющие выполнять необходимые функции управления;

-элементы системы,  их связи, ее целостные свойства  если они так или иначе обеспечивают  устойчивое существование системы;

состав элементов, их права, ответственность и взаимосвязи по реализации задач управления объектом;

-взаимоотношения подразделений  и должностей в организации,  распределение ролей, полномочий, ответственности, а также функциональной  и технологической связей, возникающих  в процессах управления.

В условиях административно-командной  системы стратегия развития производства определялась централизовано, и единственной функцией предприятия было выполнение этих заданий. Формирование системы  управления, включая структуру органов  управления, должностей, окладов, тоже происходило централизовано. Поэтому преобладающими были определения системы управления, относящиеся к первой группе.

В 60-70-х г.г. были проведены  некоторые экономические преобразования с целью дать предприятиям определенную самостоятельность; эти годы характеризуются большим разнообразием систем управления, их развитием. В литературе и методических рекомендациях обращалось внимание не только на состав и соотношение управленческих подразделений, уровней управления, но и на их взаимоотношения и согласованность действий. Именно в этот период вторая группа определений организационных систем управления стала преобладающей в научной литературе.

Начиная с 1983-84 г.г. при  проведении экономических экспериментов, которые послужили основой исследованиям форм и разнообразия организационных систем управления, основное внимание стала привлекать не сама система управления, а управление производственной структурой предприятия. В литературе стала появляться третья группа определений.

В условиях создания рыночной экономики предприятия и их руководители получили возможность свободного выбора организационных форм и структур управления. Функции, которые ранее выполняли министерства, органы экономического управления, были переданы на более низкий уровень - уровень предприятий, которым пришлось, теперь уже самостоятельно, решать вопросы стратегии развития производства, поиска поставщиков и потребителей, формирования системы управления и пр.

Таким образом, значительно  увеличилось количество функций, выполняемых конкретным предприятием. Увеличение количества информации, необходимой для эффективного управления, явилось только следствием этого. Поэтому, с моей точки зрения, рассмотрение системы управления как, прежде всего, совокупности информационных связей (четвертая группа определений) дает неполную картину сложности всей системы.

В современных условиях более адекватным было бы рассматривать  систему управления не только как  структуру управления, но учитывать  и все возможные ее взаимосвязи, как внешние, так и внутренние, в динамике, что обеспечивает гибкость системы, способность адаптироваться к меняющимся условиям.

Любое предприятие с  точки зрения системного подхода  представляет собой взаимодействие объекта управления и органа управления, который осуществляет воздействие на объект для достижения их общих целей, рис. 1. Объект управления - это такой результат взаимодействия элементов системы управления, который обеспечивает его эффективное функционирование.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"