Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 21:28, курс лекций
ВОПРОС 1. Что такое менеджмент. Его краткая история. Система правления в менеджменте.
ВОПРОС 2. Что такое производство. Его связь с объектом управления.
Схема примерного состава энергетического хозяйства завода
1 – электрические станции, 2 – электрические подстанции и сети, 3 – цеховые электроустановки, 4- устройство и сети связи и сигнализации,5 – устройство электроспецификации, 6 – цепи и мастерские по ремонту электрооборудования, 7 – парокотельные и бойлерные установки, 8 – установки вентиляции и кондиционирование воздуха, 9 – газогенерирующие установки, 10 – устройство водозабора и водоснабжения
11 – водосбросные, очистные и канализационные сооружения, 12 – лаборатории, (электротехническая, КИП и др.), 13 – топливное хозяйство.
При наличии у главного энергетика двух заместителей один из них (по специальности электрик) руководит энергохозяйством завода, а другой (по специальности теплотехник и сантехник) – всем теплотехническим и сантехническим хозяйством. Примерное распределение обязанностей между главным энергетиком и его двумя заместителями схематически показано на следующем рисунке:
1 – начальник теплосилового цеха, 2 – начальник сантехнического цеха 3- начальник водоснабжения, 4 – начальник газового хозяйства, 5 – начальник компрессорных установок, 6 – начальник водосборных и очистных сооружений, 7 – начальник теплотехнических лабораторий, 8 – группа энергонадзора, 9 – плановая группа отдела главного энергетика, 10 – техническое бюро ОГЭ, 11 – проектно-сметная группа ОГэ, 12 – группа инвентаризации энерготехнического оборудования, 13 – группа ППР, 14 – начальник электроцеха,15 – начальник телефонной станции, диспетчерской связи и сигнализаций, 16 – начальник подстанций и электрических сетей, 17 – начальник радиоузла и радиотрансляционных сетей, 18 – начальник маслотрансформаторного хозяйства, 19 – начальник устройств электрочасоспецификации, 20 – начальник электротехнической лаборатории и лаборатории КИП.
ВОПРОС 24. Отдел главного конструктора и его роль в производстве
Отдел Главного конструктора является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Отдел создается и ликвидируется приказом Генерального директора предприятия. Отдел возглавляет Главный конструктор, назначаемый на должность приказом Генерального директора предприятия по представлению технического директора.
Задачи отдела
1.Осуществление единой политики предприятия в области конструкторских разработок.
2.Подготовка предприятия к производству новой продукции.
3.Обеспечение высокой конкурентоспособности разрабатываемой продукции.
Функции отдела
1.Создание новых и модернизация конструкций изделий (комплексов, машин, аппаратов, приборов, механизмов) действующего производства.
2. Обеспечение высокого технического уровня конструкций изделий, их конкуренто- и патентоспособности, соответствия современным достижениям науки и техники, требованиям технической эстетики и наиболее экономичной технологии производства.
3. Освоение в производстве перспективных конструкторских разработок, новейших материалов
4. Разработка проектов новых опытных и промышленных установок, нестандартного оборудования и приспособлений в связи с реконструкцией объектов, автоматизацией производства и механизацией трудоемких процессов.
5. Проведение работ по повышению уровня унификации, стандартизации и сертификации разрабатываемых конструкций изделий.
ВОПРОС 25. Отдел главного технолога и его роль в производстве.
Отдел главного технолога предприятия является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется главному инженеру или заместителю главного инженера по подготовке производства
Задачи: 1. Обеспечение внедрение новых прогрессивных технологий.
2. Совершенствование технологической подготовки производства.
В состав отдела главного технолога могут входить: технологическое бюро механической обработки, технологическое бюро литья и штамповки, технологическое бюро сборочных работ, технологическое бюро сварочных работ, конструкторско-технологическое бюро проектирования отдельных узлов, приспособлений, инструмента, лаборатории механизации и автоматизации, технологические бюро и т. д., бюро планирования подготовки производства, копировальное бюро, центральная химическая лаборатория, управление делами отдела.
Функции
1. Разработка и внедрение в производство наиболее прогрессивных технологических процессов, видов оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации.
2. Систематический анализ прогрессивности действующих технологических процессов и их совершенствование в целях повышения производительности труда, улучшения качества, снижения себестоимости продукции.
3. Контроль чертежей деталей, узлов, агрегатов, изделий на технологичность.
4. Разработка технологических процессов с установлением режимов обработки и машинного времени на вновь вводимые и модернизированные объекты производства, а также на детали и узлы разовых заказов с учетом новейших методов обработки; корректировка разработанных технологических процессов в связи с изменениями, вводимыми в конструкцию и технологию изделий.
5. Разработка заданий на конструирование специальной оснастки (инструмента и приспособлений), потребность в которой выявляется при разработке технологических процессов, и участие в обсуждении разработанных конструкций.
6. Разработка и оформление технического задания на производство нестандартного оборудования, средств автоматизации и механизации и участие в обсуждении разработанных конструкций.
7. Разработка планировки по реконструкции производственных участков и цехов.
8. Систематическое изучение причин брака и дефектов в производстве и участие в разработке мероприятий по их ликвидации.
9. Контроль за соблюдением технологической дисциплины и принятие своевременных мер по устранению нарушений технологической дисциплины.
10. Подготовка исходных данных для расчета норм расхода материалов на изделие, норм труда на технологические процессы.
ВОПРОС 26. Отдел управления персоналом и его роль в производстве.
Организационная структура системы управления персоналом представляет собой совокупность устойчивых взаимосвязей подразделений и должностных лиц, обеспечивающих выполнение задач по укомплектованию кадрами организации.
Совокупность подразделений и должностных лиц — носителей функций управления персоналом — представляет собой службу управления персоналом. Варианты видоизменения организационной структуры зависят от возможностей организации, прежде всего финансовых. При немногочисленности персонала и, соответственно, незначительной общей трудоемкости функций службы управления персоналом выполнение конкретных функции может быть поручено даже отдельному специалисту, а не целому подразделению. Основным этапом построения организационной структуры службы управления персоналом является формирование связей между ее звеньями.
Традиционные организационные структуры служб управления персоналом не обеспечивают (или обеспечивают недостаточно) выполнение целого ряда важных задач по управлению персоналом: 1) анализ человеческого ресурса и потребности в персонале; 2) оценку и подбор кандидатов на вакантные должности; 3) маркетинг кадров; 1) планирование деловой карьеры; 2) профессиональную и социально-психологическую адаптацию работников; 3) управление трудовой мотивацией; 4) регулирование правовых вопросов трудовых отношений; 8) соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда; 9) анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношении руководителя и подчиненных; 10) управление производственными и социальными конфликтами и ряд других. Основу современного представления об управлении персоналом организационной структуры службы составляют: 1) возрастающая роль личности работника; 2) знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Вновь формируемые службы управления персоналом, естественно, создаются на базе традиционных подразделений:
1) отдела кадров; 2) отдела организации труда и заработной платы; 3) отдела охраны труда и техники безопасности; 4) отдела подготовки кадров и др.
ВОПРОС 27. Основы управления производством (жизненные циклы, составляющих производства).
Жизненный цикл изделия (продукции) — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта
Жизненный цикл продукции. Жизненный Цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения — продукта. Заканчивается фаза передачей разработанной технической документации в производство. На второй фазе осуществляется технологическое освоение масштабного производства новой продукции. При этом объемы производства должны выйти на уровень, обеспечивающий безубыточность работы. Особенностью третьей фазы является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства [5, с. 37].
Жизненный цикл технологии. Жизненный цикл технологии производства также складывается из четырех фаз. Первая связана с зарождением нововведений — процессов в недрах предыдущего технологического уклада. Интенсивно проводятся НИР технологического профиля по нововведениям — продуктам. На второй фазе преследуется цели освоения нововведения — процессов. На третьей фазе новая технология производства распространяется и тиражируется с многократным повторением на других объектах. Четвертая фаза включает рутинизацию, т.е. освоение нововведений — процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.
На доминирование технологического уклада в течение продолжительного периода времени оказывает влияние государственная поддержка новых технологий в сочетании с инвестиционной деятельностью фирм и компаний. Нововведения — процессы менее подвержены влиянию конъюнктуры, способствуют снижению издержек производства, обеспечивают устойчивость потребительского спроса на товары [5, с. 37].
Жизненный цикл товара. Начало жизненного цикла товара, который имеет четыре фазы, приходится на выпуск и поступление на рынок первых промышленных серий продукции. Заполнение товаром свободной рыночной ниши означает наступление первой фазы его жизненного цикла, которую принято называть внедрением. Последующие три фазы, связанные с ростом, замедлением роста и спадом продаж товара, определяются маркетингом, который учитывает рыночную конъюнктуру, зависимость спроса от цены и качества товара. Такого рода информация дает возможность принимать решения о расширении или сокращении выпуска продукции, модификации, что неизбежно отражается на длительности той или иной фазы жизненного цикла товара [5, с. 38].
ВОПРОС 28. Виды производств: основное и вспомогательное производства.
В зависимости от того, какой продукт является результатом производства, производственные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.
Основное производство - часть производств. процесса предприятия, в ходе которого основные материалы превращаются в готовую продукцию. Осуществляется в основных цехах. Характер и структура О. п. зависят от особенностей выпускаемой продукции, типа производства и применяемой технологии. В машиностроении, например, к О. п. относят заготовительные (литейные, кузнечные, прессовые), обрабатывающие (механическая, штамповочно-механическая) и сборочные цехи; в металлургии — выплавку чугуна в доменных печах, стали в сталеплавильных агрегатах, изготовление готового проката на прокатных станах; в текстильном производстве — прядильные и ткацко-отделочные отделения. В современных условиях уровень механизации О. п. непрерывно повышается. Ручные и машинно-ручные процессы заменяются механическими и автоматизированными.
Вспомогательное производство-часть производственной деятельности предприятия, необходимая для обслуживания основного производства и обеспечения бесперебойного изготовления и выпуска его продукции. Важнейшие задачи В. п.: изготовление и ремонт технологической оснастки, тары и специнструмента и снабжение ими основных цехов; обеспечение предприятия всеми видами энергии, ремонт энергетического, транспортного и механического оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры, уход и надзор за ними; ремонт зданий и сооружений и хозяйственного инвентаря; приёмка, хранение и выдача в цеха предприятия сырья, материалов, полуфабрикатов и др. К В. п. может быть отнесена деятельность транспортного и складского хозяйства предприятия.
ВОПРОС 29. Заработная плата производственного персонала.
Организация заработной платы — важнейшая функция управления персоналом предприятия. Для работника заработная плата является практически единственным источником личного дохода и благосостояния его семьи. Поэтому любой работник заинтересован в том, чтобы заработная плата, а точнее ее размер самым тесным образом коррелировался с результатами его труда. Для работодателя оплата труда работающих выступает в качестве издержек производства. Его интересы связаны с минимизацией удельных затрат по заработной плате в себестоимости продукции. Ликвидацией этих противоречий в интересах наемного рабочего и работодателя и призвана заниматься система оплаты труда на предприятии.