Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:34, курс лекций
В современны условиях можно говорить о компьютерно оппосредуемой информации. Ее сложность состоит в том, чтобы создать такую систему, в которой определенно известно кто должен принимать решение, кто за что ответственный (тип культуры - семья, то это предполагает иерархически централизованную культуру при низкой степени специализации. Отец знает все сильные и слаюые стороны семьи, знает кто и чем занимается, а значит имеет власть над членами. Делегирование полномочий в такой системе процесс сложный, многоэтапный. Сложность в том, что члены ответственность на себя не хотят принимать. Поэтому делегирование - это желаемое)(японцы)
Принцип управляемая ракета ориентирован на долгосрочную цель.
8. Формы и традиции отдыха: активный отдых и спорт, в других культурах посещение кино, баров.
Б) Ценностный подход в культуре (Рокич)
В основе лежит: ядро культуры составляет определенные ценности. Необходимо выделить эти ценности.
Рокич разделил все ценности на:
1. Базовые: те,
которые составляют основу
2. Инструментальные: те, которые дают определенные возможности для обеспечения базовых ценностей.
Набор базовых ценностей в разных странных отличаются. Более того то, что для одних стран является базовой ценностью для другой страны будет инструментальной. Например, победа собственной религии является базовой ценностью для восточных стран, а в западной культуре это инструмент.
В некоторых случаях какая-то базовая ценность вырывается из общекультурного пространства, укрепляет свои позиции и становится главной. Остальные ценности либо инструментальные, либо мало значимы.
Например, человеческая свобода и независимость.
Базовые ценности |
Инструментальные ценности |
Жизненный комфорт Безопасность семьи Зрелая любовь Захватывающая, полная событий жизнь Социальное признание Удовольствие Чувство завершенности Мудрость Спасение Мир в мире Свобода Самоуважение Красота в мире Счастье |
Стремление к карьере (амбициозность) Великодушие Логичность Широта взглядов Готовность помочь Влюбленность Способности человека Честность Готовность подчиняться Бодрость, веселость Воображение Вежливость Чистоплотность и опрятность Независимость |
Настоящая дружба Равенство Внутренняя гармония Национальная безопасность |
Ответственность Мужество и отвага Интеллектуальность Самоконтроль |
В) Теории внутреннего содержания (Верннон, Линдзи)
Теория Оллпорт, Вернон, Линдзи.
Различия между культурами связаны с конкретными индивидами.
Выделяют 6 типов людей :
1. Теоретический человек: главные ценности знания, рациональность, опыт, открытие истины.
2. Экономический человек: ценит практическое дело
3. Эстетический человек: главное красота, гармония, искусство
4. Социальный
человек: видит свое предназначение
в бескорыстном служении
5. Политический человек: ценности сила, влияние, лидерство, наслаждается соревнованием и борьбой
6. Религиозный человек: ценности определяются религией.
Доля каждого типа человека в разных странах разная. Этим и отличаются культуры.
Тема: Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры (Холл)
Такое разделение важно с точки зрения коммуникации. Восприятие одного и того же сообщения, события зависит от контекста.
Контекст - это известная наблюдателю (участнику коммуникации) информация тесно связанная с сообщением , но не включенная в сообщение.
Культуры различаются по информационной насыщенности сообщения и контекста.
Низкоконтекстные: ответственность за успех коммуникации несет тот, кто передает информацию. Поэтому он должен точно и детально описывать события. Формированию такой культуры способствуют личностные свободы. (Американская культура: вещи называются своими именами, события описываются максимально полно и точно. У принимающего события нет необходимости изучать кто как передавал информацию)
Высококонтекстные культуры: формирование информации происходит внутри группы. Не возникает никаких психологических барьеров для коммуникации. Такая форма организации офиса приводит к тому, что некоторые традиционные формы коммуникации отпадают.
Межличностные коммуникации в таком офисе поощряются руководством, обсуждение каких-то вопросов может продолжаться и в неформальной обстановке. Все это обеспечивает непрерывный информационный поток. Это вызывает нахождение консенсуса. (Япония)
В америке также существуют открытые офисы, но самоощущение человека там иное. Там человек свободно организует свою деятельность, но привлекает вертикальные связи.
Японец чувствует себя частью группы.
В высококонтекстной культуре сообщение информационно бедно, но оно вписывается в существующие коммуникации. Несуществующую информацию в сообщении, участники сообщения могут найти в коммуникации. Участники должны уметь интерпретировать сообщение. Даже язык отображает возможные разные интерпретации сообщения.
В Японии большое значение имеет статус человека. Естественно существует 10 вариантов обращений.
В высококонтекстной культуре не принято доставлять неудобства собеседнику. Особенно это важно, когда рассматриваются 2 события и не известно как на них посмотрит собеседник. В высококонтекстной культуре руководитель несет ответственность за действия подчиненных.
В Низкоконтекстной культуре практикуется делегирование полномочий. Человека в этом случае оценивают по его действиям.
По разному решаются конфликтные ситуации. В высококонтекстной культуре действия обвиняемого рассматриваются не только с точки зрения установленных норм, но в более широком смысле.
Восприятие пространства и времени: отношение к индивидуальному пространству в культурах разное: у одних короткое, у других достаточно длинное. Это может вызывать дискомфорт при коммуникации разных культур.
Проблемы возникают при организации работы служебных помещений. Например, нужны или не нужны индивидуальные кабинеты.
По восприятию времни различают культуры:
1. Монохронные: концентрирются на одном каком-то деле
2. Полихронные: возможность заниматься несколькими делами сразу
Монохронная культура |
Полихронная культура |
1. Делает одно дело 2. Концентрируется на работе 3. Серьезно относится к договоренности о сроках 4. Является носителем низкоконтекстной культуры, поэтому нуждается в |
1. Делает несколько дел сразу 2. Легко входит в замешательство и склонен делать перерывы 3. Рассматривает выполнение договоренности о сроках как желательное 4. Скорее является носителем высокок |
большом количестве информации 5. Скорей ориентруется на работу и карьеру 6. Строго ориентируется на планы 7. Строго придерживается частной жизни 8. Уважает частную собственность, редко берет и дает в долг 9. Преимущественно предпочитает прямоту 10. Часто и просто устанавливает короткие контакты |
онтекстной культуры, поэтому обладает большим количеством информации 5. Ориентируется на людей и личное отношение 6. Часто и быстро меняет планы 7. Поддерживает тесные
личные отношения с 8. Дает и берет в долг часто и просто 9. Соотносит степень прямоты с глубиной личных отнощений 10. Ярко выраженная тенденция к установлению долгосрочных контактов |
Носитель монохромного подхода рассматривает время как нечто равномерное, поэтому у него жизнь спланирована известными равными периодами.
У носителей полихромного подхода могут наблюдаться провалы, если оценивать по периодам.
Исследования Холла носили пионерный характер. У него есть множество последователей. В частности выделяют классификации Льюиса и Триандиса.
Классификация деловых культур по Льюису и способу обработки информации (Триандис):
1. Моноактивные: ориентированы на задачи. Значит планируют задачи, не характерно делать несколько дел сразу. (немцы, англичане, фины, скандинавы)
2. Полиактивные: ориентированы на людей, общительны, спонтаны, могут делать несколько дел одновременно (итальянцы, испанцы, русские, арабы)
3. Реактивные: предают вжное значение вежливости, умению слушать, стараются не доставлять никому неудобств (японцы, китайцы, юго-восточная Азия).
Параметр |
Моноактивные |
Полиактивные |
Реактивные |
Степень открытости |
Итнроверты |
Экстраверты |
Интроверты |
Отнощение к планированию |
Систематическое планирование будущего |
Планирование в самых общих чертах |
Планирование на общих принципах (будущие действи сверяются с какими-то общими принципами) |
Отношение к бизн |
Заняты одним дел |
Выполнение неско |
Реагируют в соот |
есу |
ом |
льких задач параллельно |
ветствии с ситуацией |
Режим рабочего дня |
Работают в фиксированное время, четко различают личное время и рабочее время |
Не различают личное и профессиональное время, работают в любое время, в том числе и в ущерб личному времени |
Сторонники гибкого графика |
Отношение к коррективам |
Строго придерживаются планов |
Активно меняют планы, корректируют их |
Сторонники небольших изменений |
Отношение к фактам |
Строгая приверженность к фактам, эмоции в деле не важны |
Подгоняют факты под свои цели |
Факты носят общий характер, некатегоричны |
Эмоциональность |
Достаточная беспрестрастность |
Высокая степень эмоциональности |
Не навязчивая забота, услужливые |
Отношение к месту работе |
Работают строго в своем отделе |
Не любят ограничивать себя какими-то рамками, деятельность протекает в рамках всего предприятия |
Функциональная многозадачность |
Делегирование полномочий |
Допускается делегирование компетентным людям |
Часто опираются на родственников |
Делегирование надежным людям |
Стиль общения |
Деловой, коммуникация осуществляется по делу, часто обезличенно |
Любят поговорить на отвлеченные темы, перепрыгивают с предмета на предмет, могут разговаривать часами об этом |
Умело обобщают |
Отношение к собственным ошибкам |
Не признают ошибки |
Могут быть вспыльчивыми, доказывать, что они правы, но легко отход |
Не могут терять лицо, не могут допускать ошибки. |
ят и легко извиняются |
|||
Система аргументации в деловой сфере |
Опираются на логику |
Характерно убеждение на эмоциональном уровне |
Избегают конфронтации |
Отношение к партнеру в процессе переговоров |
Редко перебивают |
Часто перебивают партнеров |
Никогда не перебивают |
Триандис в свое время обратил внимание на то, что в разных деловых культурах по разному организован информационный процесс.
Разные характеристики источника передачи и принятия информации в восприятии информации важны в разных культурах по разному. Исходя из этого все культуры делятся на:
1. Культуры,
в которых важна
2. Культуры,
в которых восприятие
В этой связи важно кого в группе считают своим, а кого несвоим.
Классификация деловых культур по Т. Хофстеде.
1. Индекс "дистанция власти".
2. Индекс "неопределенности"
3. Индекс "индивидуализма"
4. Индекс "мускулинизма"
В 70е гг. "кабинетный" способ в иследовании деловых культур дополнился эмпирическим, т.е. опытным. Это связано было с исследованиями Хофстеде.
В "кабинетном" подходе предполагалось, что существуют определенные переменные факторы, по которым культуру можно оценить и страновые особенности вывести на основе поведения людей по этим переменным: язык, религия, политическая система,культурная состовляющая, социально-экономические состовляющие и т.д.
В эмпирическом подходе переменные также выделялись, но опытным путем . А затем отслеживали как связано различия в поведении людей с этими переменными.
Хофстеде проводил окончательный анализ по 32 вопросам из 150, которые он обобщил в итоге в 4 культурных измерения. В дальнейшем считал, что более 50% расхождений меду странами можно объяснить с помощью этих культурных измерений.
В последующем он предложил 5ое культурное измерение - краткосрочная/долгосрочная ориентация.
ВОПРОС 1.
Индекс "дистанция власти".
Речь идет о степени неравномерности власти в организации. Мерой неравномерности выступает степень централизации власти и авторитарность руководства.
Следует рассматривать этот показатель в 2 аспекта:
- в какой степени идеей централизации власти проникнуто руководство
- на сколько рядовые сотрудники или граждане прониклись этой идеей
Есть показатели измеряющие дистанцию власти: боязнь подчиненного, что его мнение не совпадает с точкой зрения начальства; воспринимаемый стиль руководства; предпочитаемый стиль руководства.
Дистанция власти не рождается вместе с человеком, она формируется,создается в процессе социализации человека семьей, школой и другими социальными институтами.
Эта дистанция возникает на ранних стадиях развития человека, а в дальнейшем определяет организационное положение человека. Если значение этого индекса высоко, то дистанция власти большая, человек согласе с большим количеством уровней иерархии, это значит, что человек признает нормальным, когда в обществе, организации большая доля управленческого персонала, он признает большую дифференциацию зарплаты, у него больше уважения к умственному труду, у низкостатусных работников низкая квалификация.