Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 19:58, курс лекций
1. Система управления персоналом организации
Цели, функции, принципы и организационная структура системы управления персоналом.
Классификация персонала по категориям.
Анализ концепций управления персоналом.
Понятие, сущность, цели и значение менеджмента
Формирование системы управления персоналом.
Методы анализа и построения системы управления персоналом на предприятии.
Управление персоналом в международной компании
3. Кадровая политика организации
1. Кадровая политика организации – основа формирования стратегии управления персоналом.
2.Содержание, цели и виды кадровой политики
3.Принципы разработки кадровой политики
4.Адаптация кадровой политики фирмы к условиям другой страны.
Рыночная экономика ставит ряд принципиальных задач, важнейшей из которых является: максимально эффективное использование кадрового потенциала. Для того, чтобы этого достигнуть, нужна четко разработанная кадровая политика государства.
Под кадровой политикой государства правомерно понимать формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение научных принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствование форм и методов работы с персоналом в конкретных исторических условиях того или иного периода развития страны.
Кадровая политика нашей страны должна опираться на стратегию и принципы рыночных отношений, демократизацию общества и осуществляться на федеральном, региональном, местном уровнях с учетом форм развития организаций – основного звена управления народным хозяйством.
Назначение кадровой политики – своевременно формулировать цели в соответствии со стратегией развития организации, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей. Для достижения поставленных целей особенно важно обеспечить требуемое организации производственное поведение каждого из ее сотрудников.
Кадровая политика является частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития.
2. Содержание и цели кадровой политики
Каждая компания должна подбирать себе людей, которые выполняли бы все поставленные для них задачи и работали по целям предприятия.
Кадровая политика – это система правил и норм, приводящие человеческий ресурс в соответствии со стратегией фирмы.
Существует порядка десятка различных классификаций кадровой политики. Из них важно знать две классификации.
В ходе формирования кадровой политики нужно учитывать некоторые аспекты, такие как разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей, и т. д.
Выделяют два основания для формирования кадровой политики:
По этому основанию выделяют следующие виды кадровой политики:
1. Пассивная кадровая политика. В пассивной кадровой политике руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий.
Для такой организации характерно отсутствие прогнозов кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации.
2. Реактивная кадровая политика. Руководство в условиях реактивной кадровой политики осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе персонала, причинами и развитием кризисных ситуаций, возникновением конфликтов, отсутствием квалифицированной рабочей силы, отсутствие мотивации к труду.
Кадровые службы развиты, но нет целостной программы развития персонала.
3. Превентивная кадровая политика. Руководство имеет обоснованную программу развития кадров, однако, организация не имеет средств на ее реализацию.
В программах развития даются краткосрочные и долгосрочные прогнозы потребности кадров, сформулированны задачи развития кадров (персонала). Основная проблема - разработка целевых кадровых программ.
4. Активная кадровая политика. Это рациональная кадровая политика для организации во всех отношениях. В условиях данной политики все имеющиеся средства мобилизуются для кадровой политики.
Руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию. Кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуации.
Являясь частью внешней среды организация может в большей или меньшей степени быть связанной с ней и находиться под ее влиянием. Так, если политика организации направлена на сознательное изолирование от влияния внешней среды, такая кадровая политика называется закрытой.
Если предприятие открыто для влияния внешней среды и активно взаимодействует с ней, то такая кадровая политика называется открытой.
Критерием их различия являются мероприятия, которые проводятся в организации.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика двух типов кадровой политики
Кадровый процесс |
Тип кадровой политики | |
открытая |
закрытая | |
Набор персонала |
Ситуация высокой конкуренции на рынке труда. |
Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых рабочих рук. |
Адаптация персонала (это боле быстрое вхождение перс-ла в задачи и функции) |
Возможность быстрого включения в конкурентные отношения, внедрение новых для организации подходов, предложенных новичками. |
Эффективная адаптация за счет института наставников («опекунов»), высокой сплоченности коллектива, включение в традиционные подходы. |
Обучение и развитие персонала |
Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию нового. |
Часто проводится во внутри корпоративных центрах, способствует формированию единого взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организаций. |
Продвижение персонала |
Затруднена возможность роста, так как преобладает тенденция набора персонала. |
Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры. |
Мотивация и стимулирование |
Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации). |
Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии). |
Внедрение инноваций |
Постоянное инновационное воздействие со стороны новых сотрудников, основной механизм инноваций - контракт, определение ответственности сотрудника и организации. |
Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности, ответственность за изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия. |
Открытая КП:
- организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низкой должности, так и с должности на уровне высшего руководства;
- организация готова принять
на работу любого специалиста,
обладающего соответствующей
Закрытая КП:
- организация ориентируется на
включение нового персонала
- характерна для компаний, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.
Основным содержанием кадровой политики является,
во-первых, обеспечение, рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наем, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.;
во-вторых, развитие работников,
профориентация и
в-третьих, совершенствование организации
и стимулирование организации
и труда, обеспечение техники безопаснос
При формировании кадровой политики, необходимо учитывать, что в современных условиях она должна быть достаточно гибкой: с одной стороны стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой стороны – динамичной, то есть корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации.
Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.
Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численности и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.
В ходе формирования кадровой политики предприятия или акционерного общества должно происходить согласование таких аспектов как: общие принципы кадровой политики; организационно-штатная политика; информационная политика организации; финансовая политика; политика развития персонала и оценка результатов деятельности.
Итак, кадровая политика, являясь составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации, должна быть направлена на создание сплоченной, ответственной, высокоразвитой и высокопроизводительной рабочей силы.
3. Принципы разработки кадровой политики
Принципы кадровой политики выражают суть, основные правила,
установки, требования, которыми руководствуются субъекты кадровой политики в работе с кадрами. Несмотря на некоторые отличия в подходах к обоснованию принципов кадровой политики, отмечаемые многими исследователями (например, Пирогов С.В.; БазаровТ.Ю.; ЛипатовВ.С. и др.), большинство из них делят эти принципы на две группы:
принципы разработки кадровой политики и принципы реализации кадровой политики.
К принципам разработки кадровой политики относятся, соответственно,
закладывающие идеологический и организационный контекст в кадровую политику, определяющие стратегическую направленность политики.
К ним могут быть отнесены принципы:
- Исходные теоретико-методологические, определяющие сущностные
черты кадровой политики.
- Содержательно-политические, выражающие приоритетные компоненты
собственно кадровой политики.
- Организационно-политические, определяющие основные
механизмы реализации кадровой политики.
К принципам реализации кадровой политики могут быть отнесены
принципы:
социальных программ и социально-экономического планирования.
- Результативности, т.е. кадровая политика не должна быть декларативной,
а обеспечивать достижение необходимых результатов.
- Демократичности, т.е. кадровая политика должна максимально учитывать
интересы различных групп персонала и индивидуума.
Принцип демократичности отражает качественную особенность современной кадровой политики - ее разнообъектность и многосубъектность, проявляемую на любом уровне разработки и реализации.
Состояние персонала предприятия, уровень его квалификации и профессионализма, самоотдача в труде и удовлетворенность результатами последнего напрямую зависят от тех методов и подходов, которые используются в повседневной работе службой управления персоналом.
Проблема формирования кадровой политики, несущей в себе все лучшее, что накоплено многолетним мировым опытом управления человеческими ресурсами, уже давно является объектом пристального внимания зарубежных исследователей и практиков (X. Виссема, А. Морита, Н. Ога, Э. Шейн и др.) На Западе к настоящему времени, пройдя эволюцию от концепции «научного управления» Ф. Тейлора до концепции управления «с позиции науки о поведении» (Дж. Дуглас, Д. Хант и др.), научная мысль, тесно взаимодействующая с практикой управления человеческими ресурсами, выдвигает на первый план требования комплексности в управлении персоналом и ориентации на максимальное использование человеческого потенциала, предполагающее рассматривать наемных работников не как даровой ресурс, не требующий особых денежных затрат, а как «объект капиталовложений», приносящих реальную прибыль.
В последние годы о необходимости смены концепции кадровой политики и отношения к персоналу начали говорить и многие отечественные ученые (Э.А. Базаров, П.В. Журавлев, Мартынов В.Г., А.Я. Кибанов, Е.В. Маслов, Ю.Г. Одегов, В.В. Травин, Э.А. Уткин и др.) В их исследованиях существует большое число трактовок термина «кадровая политика», что свидетельствует об отсутствии единого подхода к данному понятию.
Анализ определений кадровой политики, появившихся в период с 1990 года, позволяет сделать вывод о наличии эволюции управленческой мысли в этом направлении. Первоначально кадровую политику рассматривали как «совокупность отношений по поводу обучения, подбора, воспитания и расстановки управленческих кадров», что наглядно демонстрирует подход к управлению персоналом с позиций выполнения лишь ряда направлений текущей кадровой работы. Представленное выше определение не отражает основных свойств кадровой политики: ее взаимосвязи со стратегией и общей политикой развития организации, ориентацию на долгосрочные перспективы. В то же время, акцентирование внимания лишь на управленческих кадрах позволяет говорить только об одном из ее частных направлений (по категориям персонала, структурным подразделениям, профессиональным группам) - политике в отношении категории персонала.
В дальнейшем были предприняты попытки рассматривать кадровую политику как «целостную стратегию работы с персоналом, объединяющую различные формы кадровой работы» или как «стратегию формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов». В соответствии с этим подходом, кадровая работа уже не выступает синонимом кадровой политики, а является способом ее реализации, но при этом, присутствующее в нем отождествление политики и стратегии управления персоналом не совсем правомерно.
Слово «стратегия» (греч.), попавшее в управленческую терминологию из области военного искусства, в оригинале означает совокупность мероприятий по планированию и реализации на практике военной политики государства с использованием всех доступных средств. Следуя аналогии, применительно к управлению персоналом, стратегия представляет собой план действий на длительную перспективу, содержащий в себе ответы на вопросы когда, как и зачем мы собираемся что-либо предпринимать в кадровой сфере.
Сегодня авторы рассматривают понятие «кадровая политика» более широко.
С учетом рассмотренных выше определений, под кадровой политикой следует понимать официально признанную руководством предприятия совокупность принципов и вытекающих из них приоритетов организации работы с персоналом, взаимосвязанную с общими направлениями развития организации, ее финансовой, производственной, сбытовой политикой, ориентированную на долгосрочную перспективу и придающую соответствующую направленность кадровым процессам.