Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 19:58, курс лекций
1. Система управления персоналом организации
Цели, функции, принципы и организационная структура системы управления персоналом.
Классификация персонала по категориям.
Анализ концепций управления персоналом.
Понятие, сущность, цели и значение менеджмента
Формирование системы управления персоналом.
Методы анализа и построения системы управления персоналом на предприятии.
Управление персоналом в международной компании
4. Адаптация кадровой политики фирмы к условиям другой страны.
В настоящее время, когда процесс глобализации приобретает невероятные масштабы, постоянно увеличивается число успешно функционирующих транснациональных корпораций, все чаще приходится сталкиваться с взаимопроникновением различных бизнес - культур.
В данном случае предпринимательство выходит далеко за национальные рамки, вовлекая в свою орбиту огромное число людей с различным кругозором.
В процессе создания отделений в зарубежной стране и возникают проблемы кросс - культурных различий, т.е. противоречия при работе в отличных культурных и социальных условиях, обусловленные различиями в стереотипах мышления различных групп людей.
Формирование человеческого мышления происходит под воздействием знаний, веры, искусства, морали, законов, обычаев и других способностей и привычек, приобретенных обществом в процессе своего развития. Реально ощутить эти различия возможно лишь слившись с новым обществом. Несомненно, подобные эксперименты (процессы) обогащают людей, позволяют глубже понять другую культуру, воспитывают культурную терпимость и грамотность, но одновременно создают дополнительные трудности, связанные с необходимостью «подстраивать» себя и свой стиль работы под существующий, работой в непривычных, а для некоторых и стрессовых условиях.
При организации управления персоналом в филиале международной компании возникают сразу несколько трудностей:
-В первую очередь, это, конечно, культурные факторы.
Различная национально-культурная принадлежность персонала в любом случае откладывает отпечаток на работников международной компании.
Различия рынка труда, имеются в виду разный уровень образования, оплаты, структуры рабочей силы вообще. Разногласия по поводу уровня оплаты труда могут, как обеспечить фирме существенное преимущество, так и приводить к постоянным разногласиям между работниками фирмы и ее руководителями.
-Различая в стиле и практике управления. Эти отличия могут привести к конфликтам штаб-квартиры и менеджмента филиала, хотя в тоже время могут способствовать усвоению и переносу полезного зарубежного опыта в области управления.
-Экономические факторы. Различия в экономических системах зачастую определяют специфику деятельности на тех или иных рынках, а также характер привлечения и использования рабочей силы и т.д.
Среди основных факторов, оказывающих влияние на кадровую политику фирмы:
- местоположение фирмы, деловая культура в стране базирования,
- уже сформированная корпоративная культура компании,
- размер компании,
- отрасль,
- организационная форма и т.д.
В международном бизнесе различия культурной среды создают, наверное, наибольшие сложности.
Существует несколько подходов к классификации культур. Выделяют культуры «высокого» и «низкого» контекста.
«Высокий контекст» означает, что в межличностных отношения большую роль играют интуиция и ситуация, а также традиции. Здесь договоренности, достигнутые в устном сообщении, строго соблюдаются, необходимости в письменном оформлении контракта обычно не возникает. Типичным примером являются некоторые арабские и восточные страны.
В культурах «низкого контекста», наоборот, все договоренности требуют оформление детализированных контрактов, отношения крайне формализованы, употребляются четкие формулировки. Культуры «низкого контекста» характерны для ряда промышленно развитых стран Запада.
К основным переменным, влияющим на культурные особенности каждого рынка, относятся: язык, религия, социальная организация общества, его ценности и взаимоотношения, образования и технология, право и политика, география и искусство.
Нельзя не упомянуть здесь и общественные деления культур на Восток и Запад. Новоевропейская модель подразумевает, что личность формирует и познает себя в первую очередь через свои деяния и является «активисткой - предметной». Восточная же религия не придает значение предметной деятельности, считая, что творческая активность, внутренний анализ и философское отношение к жизни является более важным.
Существуют три элемента системы, имеющих непосредственное отношение к международному бизнесу:
- отношение ко времени,
- к достижению
-к богатству. Современное понятие времени, в отличие от прежних времен, называют линейным, то есть ушедшее время не возвращается. При таком восприятии надо его беречь, необходимо планировать в свое время, время есть деньги. Но в современном мире есть страны, где существует и то и другое отношение ко времени. Так, в Западных странах бережно отношение ко времени – одно из важных показателей рационального поведения. Все проекты имеют свой срок начала и конца, на встречи надо приходить во время, строятся планы, которые имеют конкретные даты выполнения и все сроки должны соблюдаться.
Но существуют и ряд восточных стран, где считают, что повышенное внимание ко времени может привести к снижению творческих возможностей, более узкому и посредственному рассмотрению вопроса. Можно привести пример, когда сорвалось строительство субсидируемой государством дамбы в индейской резервации, так как существовали большие различия в представлении о времени у индейцев и белых людей. У «белых» людей время – объективированное, индейское – живая история. Таким образом, различное представление о времени привело к срыву строительства дамбы. В связи с этим можно сделать вывод, что исследования международных отношений, кросс – культурного сотрудничества, не придающего должного внимания восприятию времени, будет препятствовать эффективной организации международного сотрудничества. Существуют также различия в отношении и использовании времени у представителей разных классов.
У высших классов обязательное время составляет меньшую, а свободное время большую часть, чем у других классов, что указывает на большие возможности организации своего времени и высокое качество жизни. Но на этом мы не будем останавливаться подробно.
Отдельное исследование, проведенное Р. Льюисом, свидетельствует, что все культуры можно условно разделить на монохронические и полихронические.
- В монохронических культурах принято в одно время заниматься только одним делом. В конкретный момент вы заняты выполнением одного дела, и, лишь закончив его, вы можете приступать к следующему. К данному типу можно отнести Германию, Англию, США, Голландию и другие страны центральной Европы.
- Представителям полихронических культур легче заниматься несколькими делами одновременно. Жители Италии, Испании, России привыкли одновременно быть вовлеченными в несколько процессов. Удивленные американцы не понимают, как их русский коллега может одновременно разговаривать по телефону, работать на компьютере и выяснять с сотрудниками какие-то вопросы. В результате у нас разная административная структура, разные принципы производства и разные модели бюрократической организации.
Отношение к достижениям и богатству формировалось в течение длительного времени в первую очередь под воздействием религии. Например, во многих странах сохраняется крайне негативное отношение к ростовщикам (исламистские общества). Часто запрещено давать деньги в долг под проценты и экспортером с трудом приходится приспосабливаться к этому режиму.
При базировании отделения в другой стране, важно изучение человеческого фактора. Необходимо детальное рассмотрение данного элемента (персонала) в окружающей культурной среде международного бизнеса. Необходимо понимание уровня грамотности населения значение же формального образования обязательно при принятии на работу персонала и приведении дискуссии с клиентами и партнерами. Изучение технического уровня другого государства в широком смысле может дать информацию об уровне развития и потенциале рынка, рабочей силы, ее способность к обучению, степень ее производительности, отношения к науке, нововведениям и т.д.
Географический фактор не всегда рассматривают как важный элемент широкой концепции культуры. Однако следует признать, что географическое положение страны во многом влияет на формирование национального характера, ценности, позиции и нормы общества. Наиболее характерным примером является Давно известно, что национальный и региональный менталитет – важнейший из факторов, влияющих на формы, функцию и структуру управления.
Между менеджментом и менталитетом существует глубокая взаимосвязь. Менталитет – подсознательная социально-психологическая «программа» действий и поведения людей. Источник ее формирования – совокупность психологических, социально – экономических, природно–климатических явлений, действующих на протяжении длительной эволюции страны.
Для формирования единой внутренней среды на фирме, а также организационной культуры в первую очередь используются стандартные методы формирования и поддерживание корпоративной культуры. К подобным способам относятся символы, ритуалы, легенды, церемонии, правила, нормы поведения и т.д. К этому можно добавить совместную организацию обучения и не формального общения сотрудников, составляющих разные национальные культуры.
Для человека, работающего на зарубежном рынке огромную важность приобретают такие качества, как культурная осведомленность, коммуникабельность, возможность взаимодействовать с коллегами не только на профессиональном, но и социальном уровне.
Тесты
I:
S: Как называется часть
+: рабочая сила
-: экономически активное
-: временно неработающие
-: безработные
I:
S: Кто включается в численность
экономически активного
-: больные, находящиеся на стационарном лечении
-: безработные
+: занятые и безработные
-: занятые
I:
S: В какую категорию включаются занятые и безработные
+: экономически активное население
-: трудовые ресурсы
-: служащие
-: государственные служащие
I:
S: Какие лица считаются занятыми
-: безработные
+: которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение
-: трудовые ресурсы
-: рабочие
I:
S: К какой категории относятся лица, выполняющие в рассматриваемый период работу по найму за вознаграждение
-: трудовые ресурсы
-: инвалиды труда
+: занятые
-: персонал