Лекция по «Управлению человеческими ресурсами»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:24, лекция

Краткое описание

Человеческие ресурсы (ЧР) представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщаю¬щим показателем развития общественного производства. При этом различают человеческие ресурсы организации, региона, отрасли, страны и уровни управления ими. Человеческие ресурсы - термин, характеризующий с качественной, содержательной стороны кадровый состав или весь персонал предприятия. рабочую силу или трудовые ресурсы отрасли, территории региона, страны в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

учр-1.docx

— 450.10 Кб (Скачать файл)
  1. Цели и задачи учебной дисциплины «управление человеческими ресурсами».

Цель: 
Освоение дисциплины УЧР является формирование концепции и методов основ управления человеческими ресурсами 
Задачи: 
Изучение современных тенденций и проблем на рынке труда 
Ознакомление с закономерностями и основными  
Овладение теоретическими основами эффективного управления человеческими ресурсами  
Освоение современных подходов и способность управлять человеческими ресурсами (персоналом) в организации  
Сравнение различных моделей управления человеческими ресурсами  
Понимание роди и места службы по учр в структуре организации 
Понимание соц. Организации психологически и экономически влияющих на принятие управленческих решений

  1. Сущность и содержание понятия «человеческие ресурсы».

В узком смысле – кадровый или человеческий потенциал

В широком смысле – совокупность ресурсов, представленные на рынке труда, включая человеческий потенциал

Человеческие  ресурсы (ЧР) представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем развития общественного производства. При этом различают человеческие ресурсы организации, региона, отрасли, страны и уровни управления ими.

Человеческие  ресурсы - термин, характеризующий с качественной, содержательной стороны кадровый состав или весь персонал предприятия (фирмы, учреждения, организации). рабочую силу или трудовые ресурсы отрасли, территории региона, страны в целом. Наряду с традиционными признаками, которые присущи элементам определяемой совокупности - кадрам, персоналу, рабочей силе, трудовым ресурсам - термин "Ч.р." включает:

  • способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, 
  • общую культуру и нравственную надежность, 
  • определенный эффект кооперации и самоорганизации (коллективные формы организации труда и принятия решений, "кружки качества", "дух команды" и т.д.), 
  • совершенствование трудовых взаимоотношений, 
  • мотивацию, 
  • предприимчивость и др. 

 

  1. Эволюция кадрового менеджмента в 20 веке.

Выделяются три  основные модели кадрового менеджмента.

1. Менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским идеям конца ХIХ — начала ХХ вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины человеческих отношений.

2. Менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры.

3. Менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. ресурсами.

В настоящее время управление персоналом, представлявшее собой довольно заурядную и маргинальную управленческую деятельность, не исчезло вовсе, а, напротив, переживает подлинный расцвет. Основная причина — в практике кадрового менеджмента с 80-х гг. начинает доминировать третья, “ архитектурная ” модель.

Эта трансформация кадрового  менеджмента нашла свое выражение  в следующих основных тенденциях:

  • все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых служб;
  • повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав правления и даже в состав советов директоров;
  • резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
  • в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность деятельности корпорации в целом.

Отличие управления человеческими  ресурсами от управления персоналом

1. В отличие от управления персоналом управление человеческими ресурсами переориентировано с нужд работников на потребности самой организации в рабочей силе, и приоритеты кадрового менеджмента определяются в первую очередь результатами функционального анализа имеющихся и проектируемых рабочих мест, а не существующим кадровым потенциалом организации.

2. Обретение управлением  человеческими ресурсами стратегического  измерения делает кадровую политику более активной в отличие от пассивной и реактивной политики, характерной для традиционных моделей управления персоналом.

3. Ответственность за  реализацию более активной кадровой  политики возлагается также и  на линейных менеджеров (руководителей  структурных подразделений), а это  означает, что кадровая работа  руководителей всех звеньев интегрируется в систему кадрового менеджмента, которая только и способна эффективно реализовать такую политику.

4. Происходит переориентации системы кадрового менеджмента на индивидуальную работу с персоналом, а, следовательно, с доминировавших в управлении персоналом коллективистских ценностей на индивидуалистические.

5. Если традиционно менеджер по персоналу должен был стремиться сэкономить на издержках, связанных с воспроизводством рабочей силы (а поэтому и не был заинтересован в долговременных инвестициях в человеческий капитал), то технология управления человеческими ресурсами нацелена на повышение эффективности подобного рода инвестиций, обеспечивающих постоянный профессиональный рост работников предприятия и улучшение качества условий труда.

6. Если в управлении  персоналом все внимание сосредоточено  исключительно на рядовых работниках, то в управлении человеческими  ресурсами акцент переносится на управленческий штат: именно компетентность менеджеров оказывается ключевым элементом кадрового потенциала современной корпорации.

7. Новая система кадрового  менеджмента предполагает сильную  и адаптивную корпоративную культуру, стимулирующую атмосферу взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всех работников корпорации сделать ее ''лучшей компанией'' за счет поддержки инициативы на всех уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Человек в организации как объект управления.

Объект  управления - это тот, кем (чем) управляют. Это также может быть как одушевленный объект (рабочий, специалист, служащий и др.), так и неодушевленный (бригада, цех, завод и др.). 
 
Между субъектом и объектом управления обязательно существует связь. Связь бывает двух видов: прямая и обратная. 
 
Прямая связь - это команда, поступающая от субъекта управления к объекту управления. Прямая связь может выражаться посредством приказа, распоряжения, указания, совета, наставления, пожелания и т. и. и т. д. 
 
Обратная связь - это информация, поступающая от объекта управления к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления. Обратная связь может выражаться посредством отчета, сообщения и др. 
 
Если связь нарушается или искажается, то управление теряет свою эффективность. Менеджер должен всячески стремиться к тому, чтобы информация, поступающая по обеим видам связи была как можно более достоверной.

  1. Представления о человеке как субъекте экономической жизни.

 

Развитие представления  о человеке как субъекте экономической  жизни

 

 

  1. Основные термины теории и практики менеджмента.

 

  1. Концепция «человеческих ресурсов».

Отличие концепции «человеческих ресурсов»  от концепций управления персоналом, лежащих в основе школ «научного  управления» или «человеческих  отношений», состоит в признании  экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением рабочей силы, поддержанием ее в трудоспособном состоянии, обучением и даже созданием условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности.

Концепция человеческих ресурсов является, прежде всего, практической концепцией, появившейся  в ответ на изменения условий  хозяйственной деятельности корпораций в производственной, технической, социально-экономической сферах. Проявлением этих изменений явилось повышение роли рабочей силы в производстве. Решающим фактором конкурентоспособности во многих отраслях стали обеспеченность квалифицированной рабочей силой (начиная с руководителей высшего звена и вплоть до операторов), уровень ее мотивации, организационные формы и другие обстоятельства, определяющие эффективность использования персонала. В итоге традиционный подход к работе с персоналом, основанный на «минимизации затрат» на него, во многих корпорациях обнаружил несостоятельность.

  1. Труд и социально-трудовые отношения.

Труд как целесообразна  деятельность людей, направленная на удовлетворение их жизненных потребностей, является непременным условием существования и развития общества. Процесс труда, независимо от того, при каких конкретных исторических условиях он происходит, содержит три элемента: целесообразную деятельность человека, или собственно труд, предметы труда, средства труда. Следовательно, труд как естественное условие жизни людей по своему содержанию является материальным процессом отношение людей к природе, а по характеру - общественным процессом, который выражает взаимоотношения людей в процессе их совместной деятельности на природу.

Носителем рабочей силы является человек. Она выступает личностным фактором производства.  труд - это основная сфера жизнедеятельности человека, условие жизни общества и форм взаимоотношений людей в процессе производства.

Социально-трудовые отношения, - это  комплекс взаимоотношений между  их сторонами - наемными работниками и работодателями, субъектами и органами сторон при участии государства (органов законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления, связанные с найму, использованием, воспроизводством рабочей силы и направлены на обеспечение высокого уровня и качества жизни личности, коллективов и общества в целом.

Эти отношения охватывают широкий  круг вопросов - от социально-экономических  аспектов имущественных отношений в систему организационно-экономических и правовых институтов, связанных с коллективными и индивидуальными переговорами, заключением договоров и соглашений, определением условий и размеров оплаты труда, решением трудовых конфликтов, участием наемных работников в управлении производством и т.д.

Социально-трудовые отношения являются ведущей составляющей всей системы  отношений общества, образуя своеобразное «ядро» социально-экономического развития. Они, в конечном счете, определяют образ жизни людей, структуру связанных с ним процессов и отношений. Уровень развития социально-трудовых отношений характеризует степень демократизации общества, социальную ориентированность его экономической системы, совершенство общественных отношений в целом

 

 

  1. Элементы системы социально-трудовых отношений.

Элементы  системы социально-трудовых отношений:

  • субъекты социально-трудовых отношений;
  • уровни социально-трудовых отношений;
  • предметы социально-трудовых отношений;

Субъекты  социально-трудовых отношений

К субъектам социально-трудовых отношений относятся: наемный работник, работодатель, государство.

Наемный работник - это физическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы в соответствии со своей квалификацией и своими способностями. Защитой интересов наемных работников занимаются, в первую очередь, профессиональные союзы.

Работодатель — это физическое или юридическое лицо (организация), нанимающее для работы одно или более лиц. При этом работодателем может быть как собственник средств производства, так и его представитель (например, руководитель организации, не являющийся ее владельцем).

Государство в системе социально-трудовых отношений выполняет законодательную функцию, а также выступает в качестве координатора и организатора данных отношений, а также посредника и арбитра при трудовых спорах. C другой стороны, государство также является работодателем.

Информация о работе Лекция по «Управлению человеческими ресурсами»