Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:24, лекция
Человеческие ресурсы (ЧР) представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщаю¬щим показателем развития общественного производства. При этом различают человеческие ресурсы организации, региона, отрасли, страны и уровни управления ими. Человеческие ресурсы - термин, характеризующий с качественной, содержательной стороны кадровый состав или весь персонал предприятия. рабочую силу или трудовые ресурсы отрасли, территории региона, страны в целом.
Следует отметить, что кроме видов в экономической литературе различают следующие типы безработицы: фрикционную, структурную, технологическую, циклическую и естественную.
Фрикционная безработица. На рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое.
Структурная безработица.
Главной причиной структурной безработицы
является профессионально–
Структурная безработица отличается от фрикционной большей продолжительностью (обычно более шести месяцев подряд) и характерна для работников, имеющих низкую квалификацию или устаревшую профессию, а также охватывает население экономически отсталых районов.
Технологическая безработица означает вынужденную незанятость работников из–за внедрения новой техники и технологии, неспособности или невозможности трудиться в новых технологических условиях. От технологической безработицы не застрахована ни одна экономика. Однако особенно такая безработица ощущается там, где быстрое развитие НТП сочетается с высоким уровнем доходов занятых, что придает большую экономическую эффективность и ведет к сокращению количества рабочих мест.
С экономическими циклами
связана циклическая
Три формы безработицы – фрикционная, структурная и технологическая – существуют практически всегда. Поэтому уровень безработицы, равный сумме фрикционной, структурной и технологической безработицы, называется естественным.
Под занятостью понимается
деятельность граждан, связанная с
удовлетворением личных и общественных
потребностей не противоречащая законодательству
и приносящая, как правило, им заработок.
Управление занятостью в практическом
плане можно определить как целенаправленное
воздействие на рынок труда, расширение
спроса на рабочую силу и поддержку эффективного
предложения рабочей силы.
ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ характеризует такое
состояние, при котором обеспечены работой
все нуждающиеся в ней и желающие работать,
что соответствует наличию сбалансированности
между спросом и предложением рабочей
силы.
РАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ — это занятость,
обоснованная с точки зрения процессов
формирования, распределения (перераспределения)
и использования трудовых ресурсов с учетом
их половозрастной структуры, режимов
воспроизводства трудоспособного населения
и его размещения по территории страны.
ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ предполагает отбор
из множества вариантов организационных
процессов воспроизводства рабочей силы
наилучшего, выбранного по совокупности
критериев оценки экономической и социальной
эффективности.
ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ характеризует
верхний предел занятости, который при
определенных условиях может быть достигнут
в том или ином регионе.
Государственная система управления трудовыми ресурсами включает совокупность органов государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально – трудовые отношения, а так же методы управления и механизм их использования.
Сфера деятельности – УЧР.
(Стратегические аспекты) -> президент корпорации.
Направление – решение глобальных, долговременных принципиально важных новых задач.
Типичные функции:
Сфера деятельности – управление персоналом.
(Оперативная деятельность) -> вице- президент корпорации.
Направление – решение повседневных проблем требующих административного вмешательства.
Типичные функции:
*регулирование трудовых отношений
*стратегическое планирование
*анализ и проектирование рабочих процессов
*набор и отбор персонала
*адаптация
*оценка персонала
*обучение и развитие персонала
*планирование карьеры
*организация системы компенсаций и пособий
*обеспечение безопасности и здоровья
18. Миссия, стратегия и политика организации. Миссия – причина существования организации, основные ценности и идеалы (Например: предоставление высокого качества продуктов и услуг, соблюдение мировых стандартов).
Стратегия – долговременные цели организации и концептуальные подходы к их достижению (Стратегия управления человеческими ресурсами, ценовая стратегия).
Политика – более
19.Стратегии УЧР.
Привлечение сотрудников, сокращение персонала, оценка персонала, развитие персонала, вознаграждение, организация структуры персонала, организационная культура – компоненты стратегии УЧР.
Привлечение сотрудников – внутри или за пределами организации через гос. службу или частные агентства.
Сокращение персонала – критерии отбора претендентов на вылет: показатели работы или соц. незащищенность.
Оценка персонала – выбор критериев и методов оценки, а также осуществляющих её лиц.
Развитие персонала – выбор форм и методов обучения, отбор контингента обучающихся.
Вознаграждение – формирование структуры вознаграждений и их соотношение, выбор подходов к обоснованию размеров оплаты труда.
Организация структуры персонала – проектирование работ, единоначалие или коллективное принятие решений.
Организационная культура – поощрение или предотвращение конфликтов, развитие лидерства.
ЦИКЛ |
ПОДБОР ПЕРСОНАЛА |
СИСТЕМА КОМПЕНСАЦИЙ |
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ |
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ |
1. Стадия становления |
Поиск талантливых специалистов и Организаторов производства |
Для привлечения необходимых специалистов зарплата и льготы устанавливаются на уровне или выше аналогичных показателей на рынке труда |
Определение требований к развитию работников, планирование их карьеры |
Выработка философии управления людьми, становление базовых ценностей организации, оформление трудовых отношений в коллективе |
2.Стадия роста |
Привлечение дополнительных работников со стороны, использование внутренних источников заполнения вакансий |
Сохраняется необходимость обеспечения соответствия в оплате на внешнем рынке труда, дополнительно возникает проблема равенства в оплате внутри организации |
Определение потребностей в обучении для развития новых технологий, в связи с перемещениями работников внутри организации, открытием новых видов производства товаров |
Определения политики регулирования внутреннего рынка труда, формирование кадрового ядра организации и временной рабочей силы |
3.Стадия зрелости |
Обновление персонала, управление кадровой текучестью, уточнение стратегии подбора кадров |
Контроль за издержками на зарплату, корректировка программ компенсаций труда |
Обновление знаний персонала, совершенствование форм и методов обучения |
Поддержание трудовых мотиваций персонала, изыскание новых возможностей и резервов трудовых отношений |
4.Стадия сокращения производства |
Замораживание найма новых сотрудников, планирование сокращения персонала |
Введение жёсткого контроля за издержками |
Организация переподготовки персонала и повышения квалификации |
Решение проблем занятости, соблюдение трудовых законов, проведение переговоров, разрешение конфликтов, управление стрессами |
Кадровая политика предусматривает
в первую очередь формирование стратегии
управления персоналом организации, которая
учитывает стратегию развития организации.
Стратегия управления персоналом — это
планы, направления действий, последовательность
принимаемых решений и методы, позволяющие
дать оценку, провести анализ и разработать
эффективную систему воздействия на персонал
для реализации стратегии развития организации.
Стратегия управления персоналом вырабатывается
с учетом как интересов руководства организации,
так и интересов ее персонала. Стратегия
управления персоналом предполагает:
— определение целей управления персоналом,
т. е. при принятии решений в сфере управления
персоналом должны быть учтены как экономические
аспекты (принятая стратегия управления
персоналом), так и потребности и интересы
работников (достойная оплата труда, удовлетворительные
условия труда, возможности развития и
реализации способностей работников и
т. п.);
— формирование идеологии и принципов
кадровой работы, т. е. идеология кадровой
работы должна быть отражена в виде документа
и реализоваться в повседневной работе
всеми руководителями структурных подразделений
организации начиная с руководителя организации.
Этот документ должен представлять собой
набор этических, не подлежащих нарушению
норм в работе с кадрами организации. По
мере развития организации и изменения
внешних условий кадровой работы организации
он может уточняться;
— определение условий для обеспечения
баланса между экономической и социальной
эффективностью использования трудовых
ресурсов в организации
Тип стратегии организации |
Стратегия управления персоналом |
Составляющие стратегии управления персоналом |
Предпринимательская стратегия Принимают проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсное удовлетворение всех требований заказчика. В центре внимания — быстрое осуществление ближайших мер, даже без соответствующей проработки |
Поиск и привлечение работников- |
Отбор и расстановка персонала: поиск людей, способных идти на риск и доводить дело до конца. Вознаграждения: на конкурентной основе, беспристрастные, по возможности удовлетворяющие вкусам работника. Оценка: основывается на результатах, не слишком жесткая. Развитие личности: неформальное, ориентированное на наставника. Планирование перемещений: в центре — интерес служащих. Подбор рабочего места, соответствующего интересам работника |
Стратегия динамического роста Степень риска меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Политика организации и процедуры фиксируются письменно, поскольку они здесь необходимы и для более строгого контроля, и как основа дальнейшего развития организации |
Сотрудники должны быть организационно закреплены, обладать гибкостью в изменяющихся условиях, быть проблемно- ориентированными и работать в тесном сотрудничестве с другими. |
Отбор и расстановка персонала: поиск гибких и верных людей, способных рисковать. Вознаграждения: справедливые. Оценка: основывается на четко оговоренных критериях. Развитие личности: акцент на качественном росте уровня и области деятельности. Планирование перемещений: учитываются реальные сегодняшние возможности и разнообразные формы служебного продвижения. |
Стратегия прибыльности В центре внимания — сохранение существующего уровня прибыли. Усилия, требующие финансовых затрат, скромные, возможно даже прекращение найма. Управленческая система хорошо развита, действует обширная система различного рода процедурных правил |
Ориентируется на критерии количества и эффективности в области персонала, сроки — кратковременные, результаты — при относительно низком уровне риска и минимальном уровне организационной закрепленности сотрудников |
Отбор и расстановка персонала: чрезвычайно жесткие. Вознаграждения: основываются на заслугах, старшинстве и внутриорганизационных представлениях о справедливости. Оценка: узкая, ориентированная на результат, тщательно продуманная. Развитие личности: акцент на компетентность в области поставленных задач, эксперты — в узкой области |
Ликвидационная стратегия Продажа активов, устранение возможностей убытков, в будущем — сокращение персонала. Почти или вовсе не уделяется внимание попытке спасти предприятие, поскольку ожидается дальнейшее падение прибыли |
Ориентирована на потребность в работниках на короткое время, узкой ориентации, без большой приверженности организации |
Набор маловероятен из-за сокращения персонала. Оплата: основана на заслугах, медленно растущая, без дополнительных стимулов. Оценка: строгая, формальная, основано на управленческих критериях. Развитие личности: ограничено, основаны на служебной необходимости. Продвижения: те, кто имеет требуемые навыки, имеют и возможность продвижения |
Стратегия круговорота (циклическая) Основное — спасти организацию. Меры по сокращению затрат и персонала осуществляются с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу. Довольно угнетенное моральное состояние персонала |
Работники должны быть гибкими в условиях изменений, ориентироваться на большие цели и дальние перспективы |
Требуются разносторонне развитые работники. Оплата: система стимулов и проверка заслуг. Оценка: по результату. Обучение: большие возможности, но тщательный отбор претендентов. Продвиже |
Философия управления персоналом является неотъемлемой частью философии организации. Она рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, организационной и этической точек зрения.
Философия управления персоналом организации заключается в том, что работники имеют возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в организации. Это означает, что в организации созданы условия для справедливых, равноправных, доверительных взаимоотношенияй. При этом каждый сотрудник имеет возможность полностью использовать свои способности, активно участвовать в принятии производственных решений, пользоваться адекватными компенсациями, работать в безопасных условиях. При соблюдении перечисленных условий работодателями, как правило, достигается высокий уровень преданности персонала организации, а затраты на обеспечение данных условий, окупаются за счет повышения эффективности труда. Таким образом, соблюдение философии гарантирует благоприятное отношение персонала и, как следствие, эффективное развитие организации.
26-27. Административные и экономические методы УЧР, Социально-психологические методы УЧР.
28. Мотивация и
стимулирование персонала.
Мотивация персонала – внутреннее побуждение работников к действиям.
Стимулирование персонала – воздействие на работников извне с целью вызвать желаемое поведения.
Стимулирование производится
с целью создания у персонала
необходимой мотивации к
СТИМУЛЫ:
Закон Йеркса- Додсона гласит, что при выполнении
большинства задач производительность
постепенно возрастает с повышением уровня
активации до той точки, где любое дальнейшее
повышение активации приводит к снижению
производительности.
29. Теория потребностей А. Маслоу в практике менеджмента.
Информация о работе Лекция по «Управлению человеческими ресурсами»