Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование лидерства в контексте управления персоналом предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы лидерства в современных условиях;
проанализировать эффективность стилей и систем руководства в управлении персоналом предприятия;
выявить основные ситуационные подходы к эффективному лидерству;
Последующие исследования показали, что в рамках данной модели, скорее всего, происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.
При этом в зависимости от эффективности лидерства, спираль отношений лидер последователь может раскручиваться вверх «отношения дают большой эффект» или вниз «отношения дают меньший эффект». Последнее может, в конечном счете, привести к разрыву отношений между участниками: увольнению работника или уходу руководителя.
Концепция харизматического лидерства
Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.
Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств, способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям.
Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям [20, c. 134].
Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.
Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.
Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации «публикации, речь, жесты, позы и т.п.» последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.
Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера - преобразователя или лидера реформатора [12, c. 36].
Концепция преобразующего лидерства
Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развития.
Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.
Модель имеет ряд отличительных моментов:
Среда, в которой осуществляется лидерство, влияет на то, какой подход может оказаться наиболее эффективным и какого типа лидеры будут вызывать наибольшее восхищение в обществе. Технологии, экономические условия, положение на рынке труда, социальные и культурные традиции также будут иметь большое значение. Серьезное влияние на стили лидерства оказывают в последние годы турбулентность и неопределенность внешней среды, в которой действуют большинство организаций. Этические и экономические трудности, особенности корпоративного управления, глобализация, изменение в технологии, новые методы организации труда, изменение ожиданий работников и значительные социальные сдвиги оказали значительное влияние на наши представления о лидерстве и на практические способы его осуществления.
Особый интерес для лидерства в наши дни представляет так называемый постгероический подход, который фокусируется на едва уловимых, невидимых и часто не вознаграждаемых повседневных действиях хороших руководителей, а не на великих достижениях прославленных лидеров бизнеса. Главной же характеристикой лидеров постгероической эпохи, напротив, является скромность. Скромность подразумевает непретенциозность и умеренность в противоположность высокомерию и гордыне. Скромным лидерам не нужно быть в центре событий. Они спокойно строят прочные, сильные компании путем развития и поддержки других людей, вместо того чтобы прославлять свои способности и достижения.
Двумя подходами, согласующимися с современным постгероическим стилем лидерства, являются лидерство 5-го уровня и интерактивное лидерство, которое характерно для руководителей-женщин.
Лидерство 5-го уровня
Как видно из рисунка 1.1 (Приложение А), лидерство 5-го уровня соответствует высшему уровню иерархии лидерских способностей. Ключевая характеристика лидеров 5-го уровня почти полное отсутствие эго, дополненное постоянной решимостью делать то, что лучше всего служит интересам организации. В отличии от распространенного представления о лидере как о «великом человеке» с развитием эго и непомерными амбициями, лидеры 5-го уровня на вид скромны и непретенциозны. Ответственность за ошибки, слабые результаты и провалы они берут на себя, а в случае успеха возможность купаться в лучах славы предоставляют другим.
Несмотря на личную скромность, лидеры 5-го уровня обладают сильной волей к осуществлению всего того, что обеспечивает важные и устойчивые результаты их компаний. Лидер создает вокруг себя сплоченный коллектив руководителей, чтобы после их ухода компания могла процветать и становится еще сильнее. Они создают организации с большим числом сильных лидеров, способных занять высший пост. Эти лидеры стремятся к тому, чтобы каждый член организации мог полностью раскрыть свой потенциал.
Женский стиль лидерства
Минимизация личных амбиций и стремление к максимальному развитию других людей является фирменным знаком интерактивного лидерства, который особенно распространен у лидеров-женщин. Женский стиль лидерства обычно отличается от мужского и особенно хорошо подходит современным организациям. Женщины-менеджеры заметно опережают мужчин в таких способностях, как мотивация других людей, коммуникации и умение слушать.
Интерактивное лидерство означает, что лидер заботится о достижении консенсуса и сотрудничества, а источником его влияния являются взаимоотношения, а не должностные полномочия и власть. Следует отметить, что мужчины также могут быть интерактивными лидерами.
В современных условиях характеристики интерактивного лидера одинаково важны для всех руководителей – как для мужчин, так и для женщин. К ценностям, ассоциируемым с интерактивным лидерством, относятся личная скромность, сдержанность, построение отношений и забота о людях.
Следовательно, лидерство можно определить, как способность индивида влиять на других людей для достижения организационных целей. Это определение предполагает, что руководители вместе с другими людьми направляют свои усилия на решение конкретных задач.
Лидерство
– это двухсторонний процесс,
происходящий между людьми. Руководство
– это «работа с людьми», в
отличие от работы с документами или
деятельности по решению проблем. Руководство
является динамичным процессом, предусматривающим
использование власти для оказания влияния
на людей и достижение нужных результатов
[распеч].
ГЛАВА 2
ОЦЕНКА
СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1
Сравнительная характеристика
стилей руководства
Стиль
руководства в контексте
Слово
“стиль” греческого происхождения.
Первоначально оно означало стержень
для писания на восковой доске, а
позднее употреблялось в
Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели
Информация о работе Лидерство в контексте управления персоналом предприятия