Лидерство в контексте управления персоналом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование лидерства в контексте управления персоналом предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы лидерства в современных условиях;
проанализировать эффективность стилей и систем руководства в управлении персоналом предприятия;
выявить основные ситуационные подходы к эффективному лидерству;

Вложенные файлы: 1 файл

курсач менеджмент.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)
ustify">     Наиболее  ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.

     В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения: стиль управления это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера. Но и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показали, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые, например, включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.

     Таким образом, представители поведенческой  школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства: подход с позиции:

  • личных качеств;
  • особенностей поведения человека в организации;
  • конкретной ситуации.

     Согласно  поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения  к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя. По классификации Курта Левина стиль является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или либеральным.

     Авторитарный  стиль руководства.

     Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных  исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют.

     Было  установлено, что автократическое руководство обеспечивало более высокую продуктивность деятельности, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократическое. Дуглас МакГрегор разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X», «Y». Согласно теории “Х”:

     1. люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

     2. у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

     3. больше всего люди хотят защищенности;

     4. чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

     Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает звание благосклонного автократа. Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти на то, чтобы разрешить или поощрить их участие в планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения.  И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он простирает свой автократический стиль дальше, структурируя задания и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника [23, c. 95].

     Лидер такого типа, обладая достаточной  властью, навязывает свою волю исполнителям, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается,  в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредоточивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания, которое представлено на рисунке 2.1, ориентировано на постоянный контроль их деятельности. Это создает напряженную обстановку,  подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем.

       
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.1 - Место расположения руководителя-автократа при проведении деловых переговоров

      Примечание  – Источник: [5, с.67] 

     Как правило, руководитель становится автократом тогда, когда он по своим деловым  качествам стоит ниже подчиненных, которыми руководит, или если его  подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Такой стиль руководства не стимулирует инициативу подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Этот руководитель навязывает неукоснительное соблюдение большого количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

     Авторитарное  руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно - более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю [7, c. 198].

     Демократический стиль руководства.

     Представление демократичного руководителя МакГрегор  назвал теорией руководителя “Y”, ее содержание сводится к следующим позициям:

  1. труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;
  2. если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
  3. приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;
  4. способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

     Благодаря этим предположениям демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным [16, c. 345].

     Руководитель, использующий преимущественно демократический  стиль, стремится решать вопросы  коллегиально, информировать подчиненных  о положении дел, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие члены коллектива. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал.

       Демократичный менеджер при проведении  деловых совещаний размещается, как правило, в середине группы рисунок 2.2 Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации

       
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.2 - Место расположения руководителя-демократа при

проведении деловых переговоров

      Примечание  – Источник: [5, с.67] 

     Либеральный стиль руководства.

     Руководитель с либеральным стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества.

       Такой руководитель с подчиненными  обычно вежлив, готов отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности таблица 2.1  
 

Таблица 2.1 – Сравнительная характеристика стилей лидерства

Основа Стиль Авторитарный Демократический Либеральный
 
Природа стиля
Сосредоточение  всей власти и ответственности в руках лидера.

Личное установление целей и выбор средств их достижения.

Коммуникационные  потоки идут преимущественно сверху.

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера.

Принятие решений  разделено по уровням на основе участия.

Коммуникации  осуществляются активно в     двух направлениях.

Снятие  лидером с себя ответственности и отречение в пользу организации.

Предоставление  группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме.

Коммуникации строятся в основном по горизонтали.

Сильные стороны Внимание срочности  и порядку, предсказуемость результата Усиление  личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера
Слабые  стороны Сдерживается индивидуальная инициатива Требует много времени на принятие решений Группа может  потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера

      Примечание  – Источник: [5, с.67] 

     Влияние стилей управления на эффективность  работы групп в течение

продолжительного  времени исследовали и  немецкие ученые. Было установлено, что результативность труда постоянно повышалась  у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у коллектива с либеральным и авторитарным стилем приложение Б [3, c. 112]. 

2.2 Оценка систем  стилей лидерства 

      В своих исследованиях Лайкерт определил, что стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Как продолжение своих исследований, он предложил четыре базовых системы стиля лидерства ,которые представлены в таблице 2.2 

Таблица 2.2 – Сравнительная характеристика систем лидерства

Система руководства Характеристика  системы
Эксплуататорско-авторитарная Руководители  мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения.
Благосклонно-авторитарная Руководители  уверены в себе и верят своим  подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных.
Консультативно-демократическая Руководители  оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
Основанная  на участии Руководители  проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным.

    Примечание  – Источник: [5, с.67] 

      Позднее было установлено, что каждая из указанных систем «в чистом виде» встречается редко. Руководители, относящиеся к эксплуататорско-авторитарной системе, имеют характеристики автократа.

      Руководители благосклонно-авторитарной системы могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием.

Информация о работе Лидерство в контексте управления персоналом предприятия