Лидерство в организационной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

В любом коллективе существует два лидера – формальный и неформальный. Причем роль каждого выполняют разные люди, и сочетание формального и неформального лидера в одном человеке – явление крайне редкое, практически невозможное. Итак, кто же такие формальные и неформальные лидеры? В чем их сходства и различия?

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие организационной системы………..………………………5
Глава 2. Понятие лидерства и руководства………………………………....8
2.1 Понятие и содержание лидерства…………………………………….….8
2.2 Понятие «формальный лидер»…………………………………………..8
2.3 Понятие «неформальный лидер»……………………………………….10
2.4 Различия неформально лидерства и формального руководства…….12
Глава 3. Управление лидерством в организации…………………………..16
3.1 Типы неформального лидера……………………………………………16
3.2 Сосуществование формального и неформального лидеров………….18
Заключение…………………………………………………………………….21
Приложение…………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая2.docx

— 56.09 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие организационной системы………..………………………5

Глава 2. Понятие лидерства и руководства………………………………....8

2.1 Понятие и содержание лидерства…………………………………….….8

2.2 Понятие «формальный лидер»…………………………………………..8

2.3 Понятие «неформальный лидер»……………………………………….10

2.4 Различия неформально лидерства и формального руководства…….12

Глава 3. Управление лидерством в организации…………………………..16

3.1 Типы неформального лидера……………………………………………16

3.2 Сосуществование формального и неформального лидеров………….18

Заключение…………………………………………………………………….21

Приложение…………………………………………………………………...23

Список использованной литературы………………………………………..34

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В любом коллективе существует два лидера – формальный и неформальный. Причем роль каждого выполняют разные люди, и сочетание формального  и неформального лидера в одном  человеке – явление крайне редкое, практически невозможное. Итак, кто  же такие формальные и неформальные лидеры? В чем их сходства и различия?

Лидерство и руководство  – основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство – это формальная властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство же – комплексное понятие, включающее в себя эффективное осуществление реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель является лидером.

По мнению социологов, неформальные лидеры – это члены коллектива, занимающие отнюдь не руководящую должность, но благодаря определенным качествам в сочетании с жизненным опытом и поведением имеют на окружающих влияние, большее, чем непосредственный руководитель. Задача руководителя – направить авторитет такого лидера в нужное русло. Правильно наладив с ним отношения, руководитель получит незаменимого сотрудника, который сможет четко следить за настроением всего коллектива.

Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:

- наличием довольно скупых  исследований в этой сфере  лидерства;

- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельности организации;

- специальность, на которой  я обучаюсь, прямым образом связана  с этой темой.

Целью курсовой работы является изучение лидерства и руководства, признаки формального и неформального лидерства.

Задачи:

1. Изучить сущность неформального лидерства;

2. Определить роль лидера и руководителя в организации;

3. Изучить проблему управления  неформальным лидерством и способы  его сосуществования с руководством.

4. Выявить лидерские качества в группе студентов ЗабГУ.

Объект исследования: лидерство.

Предмет исследования: взаимоотношение лидера и руководителя.

Методы исследования: анализ литературных материалов; упражнения  по выявлению лидерства в коллективе.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты могут  быть использованы в деятельности любой  организации. 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Любая организация рассматривается  как организационно-экономическая  система, имеющая входы и выходы и определенное количество внешних  связей. Следует дать определение  понятию «организация». В истории  были различные попытки идентифицировать это понятие.

Первая попытка строилась  на идее целесообразности. Организация  есть целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую цель.

Организация социальный механизм для реализации целей (организационных, групповых, индивидуальных).

Организация гармония, или  соответствие, частей между собой  и целым. Любая система развивается  на основе борьбы противоположностей.

Организация целое, которое  не сводится к простой арифметической сумме составляющих его элементов. Это целое, которое всегда больше или меньше суммы своих частей (всё зависит от эффективности  связей).

Честер Бернард (на Западе считается одним из основоположников современной теории менеджмента): когда  люди собираются вместе и официально принимают решение объединить свои усилия для достижения общих целей, они создают организацию.

Это была ретроспектива. Сегодня  организация может быть определена как социальная общность, которая  объединяет некоторое множество  индивидов для достижения общей  цели, которые (индивиды) действуют  на основе определённых процедур и  правил.

Исходя из данного ранее  определения системы, определим  организационную систему.

Организационная система  это определённая совокупность внутренне  взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность [14].

Основными элементами организационной  системы (а значит и объектами  организационного управления) выступают:

- производство

- маркетинг и сбыт

- финансы

- информация

- персонал, человеческие ресурсы обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.

Эти элементы являются основными  объектами организационного управления. Но у организационной системы  есть и другая сторона:

Люди. Задача менеджера в  том, чтобы способствовать координации  и интеграции человеческой деятельности.

Цели и задачи. Организационная  цель есть идеальный проект будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей  и их ресурсов. Цели формируются  на основе общих интересов, поэтому организация – инструмент для достижения целей.

Организационная структура. Структура – это способ объединения элементов системы. Организационная структура есть способ соединения различных частей организации в определённую целостность (основными видами организационной структуры являются иерархическая, матричная, предпринимательская, смешанная и т. д.). Когда проектируем и поддерживаем эти структуры, мы управляем.

Специализация и разделение труда. Это тоже объект управления. Дробление сложных производственных процессов, операций и задач на составляющие, которые предполагают специализацию  человеческого труда.

Организационная власть это  право, способность (знания + навыки) и  готовность (воля) руководителя проводить  свою линию при подготовке, принятии и реализации управленческих решений. Каждый из этих компонентов необходим  для реализации власти. Власть есть взаимодействие. Функцию координации  и интеграции деятельности людей  бессильный и неэффективный менеджер организовать не может. Организационная власть не только субъект, но и объект управления.

Организационная культура – присущая организации система традиций, верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми. Организационная культура придаёт организации индивидуальность, собственное лицо. Что немаловажно, она объединяет людей, создаёт организационную целостность [14].

Организационные границы  это материальные и нематериальные ограничители, которые фиксируют  обособленность данной организации  от других объектов, находящихся во внешней среде организации. Менеджер должен обладать способностью расширять (в меру) границы собственной организации. В меру значит брать только то, что  сумеешь удержать. Управлять границами  значит вовремя их очерчивать.

Организационные системы  можно разделить на  закрытые и открытые:

Закрытая организационная  система это та система, которая  не имеет связи со своей внешней  средой (т. е. не обменивается с внешней  средой продуктами, услугами, товарами и др.). Пример натуральное хозяйство.

Открытая организационная  система имеет связи с внешней  средой, т. е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней  средой [14].

Таким образом, организация  как система представляет собой  совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с  внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования т.п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть  ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется  в продукты и услуги, которые затем  передаются во внешнюю среду.

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА

2.1 Понятие и содержание лидерства

Практика показывает, что  ни один фактор не обеспечивает большую  выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей  и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов  с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех  или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь  всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в  какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как  управляющие действия. Член группы, за которым она признает право  принимать ответственные решения  в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации  совместной деятельности и регулировании  взаимоотношений в группе [5].

Различают:

- формальное лидерство  — процесс влияния на людей  с позиции занимаемой должности;

- неформальное лидерство  — процесс влияния на людей  при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

 

2.2 Понятие «формальный лидер»

Формальный лидер или  руководитель — это человек, который  направляет работу других и несет  персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в  выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных  целей. Руководители имеют тенденцию  занимать пассивную позицию по отношению  к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений [11].

Официально назначенный  руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически  считаться лидером, так как лидерство  в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального  руководителя зависит от того, стремится  ли он продвигаться выше по служебной  лестнице или удовлетворен своим  настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В  первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может  считать, что эмоциональная привязанность  к рабочей группе может стать  тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может  войти в противоречие с его  личными амбициями и оказаться  в конфликте с его приверженностью  руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет  себя со своими подчиненными и стремится  сделать все от него зависящее, чтобы  защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые  подчиненные играют в запрограммированной  цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что  менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя  их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они  пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.

Формальный лидер имеет  поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и  обычно действует в отведенной ему  конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих  способностей оказывать влияние  на других и благодаря своим деловым  и личным качествам.

 

2.3 Понятие «неформальный лидер»

Лидерство – это влияние на других людей, однако не любое, а такое, которое отвечает следующим условиям:

1) влияние должно быть  постоянным. К лидерам нельзя  причислять людей, оказывающих,  хотя и большое, но разовое,  кратковременное воздействие на  членов группы;

Информация о работе Лидерство в организационной системе