Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 11:34, курсовая работа
В любом коллективе существует два лидера – формальный и неформальный. Причем роль каждого выполняют разные люди, и сочетание формального и неформального лидера в одном человеке – явление крайне редкое, практически невозможное. Итак, кто же такие формальные и неформальные лидеры? В чем их сходства и различия?
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие организационной системы………..………………………5
Глава 2. Понятие лидерства и руководства………………………………....8
2.1 Понятие и содержание лидерства…………………………………….….8
2.2 Понятие «формальный лидер»…………………………………………..8
2.3 Понятие «неформальный лидер»……………………………………….10
2.4 Различия неформально лидерства и формального руководства…….12
Глава 3. Управление лидерством в организации…………………………..16
3.1 Типы неформального лидера……………………………………………16
3.2 Сосуществование формального и неформального лидеров………….18
Заключение…………………………………………………………………….21
Приложение…………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………..34
- Да
- Нет
39. Считаете ли вы свои
организаторские способности
Да
Нет
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
- у меня опускаются руки
- у меня появляется сильное желание их преодолеть
41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?
- Да
- Нет
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
- Да
- Нет
43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения?
- введу нужные изменения немедленно
- не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю
44. Сумеете ли вы прервать
слишком болтливого
- Да
- Нет
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
- Да
- Нет
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
- Да
- Нет
47. Кем вы предпочли бы стать?
- художником, поэтом, композитором, ученым
- выдающимся руководителем, политическим деятелем
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными людьми?
- Да
- Нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
- Да
- Нет.
Оценка результатов и выводы
В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.
Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17б, 18б, 19б, 20а, 21а, 22б, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33а, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44б, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.
Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.
От 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
От 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
Свыше 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.
Опросник
Этот опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности.
Инструкция. На вопросы необходимо отвечать однозначно: «да» или «нет».
1. Стремитесь ли вы
к использованию в работе
2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми?
3. Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо7
4. Поясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение?
5. Доверяют ли вам подчиненные?
6. Вовлекаете ли вы
всех исполнителей задания в
процесс обсуждения целей,
7. Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания?
8. Помните ли вы имена
всех людей, с которыми
9. Предоставляете ли вы
свободу действий исполнителям
в достижении поставленной
10. Контролируете ли вы ход выполнения задания?
11. Помогаете ли вы
подчиненным только тогда,
12. Выражаете ли вы
свою благодарность
13. Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества?
14. Знаете ли вы, как
эффективно можно использовать
возможности каждого
15. Знаете ли вы интересы
и устремления ваших
16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем?
17. Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?
18. Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине?
19. Отмечаете ли вы
хорошую работу своего
20. Доверяете ли вы своим подчиненным?
21. Стремитесь ли вы
дать сотрудникам всю
22. Поясняете ли вы
сотруднику значение
23. Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работ?
24. Есть ли у вас
план самосовершенствования,
25. Существует ли план
повышения квалификации
26. Читаете ли вы регулярно специальную литературу?
27. Имеете ли вы достаточно
большую библиотеку по
28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?
29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
30. Эффективно ли вы
проводите беседы со своими
подчиненными по вопросам
31. Знаете ли вы, какие
качества работника должны
32. Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?
33. Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными?
34. Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?
35. Вы уверены в себе?
36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?
37. Часто ли вы применяете
оригинальный творческий
38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?
39. Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?
40. Готовы ли вы изменить
стиль своего руководства с
целью повышения его
Обработка результатов и интерпретация.
За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов.
Подсчитайте количество ответов "да" и "нет". Оцените свой результат.
40 "да" - результат идеального,
наивысшего управленческого
Важно отметить, сколько вы дали ответов "нет" и на какие именно вопросы. Здесь ваши слабые места.
Какой результат –
соотношение "да" и "нет"
- считается оптимальным? Это
Количество ответов больше 33 "да" характеризует хороший управленческий потенциал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Алавидзе Г.К. Социальная психология в современном мире. – Уч. пос. –М.: Аспект Пресс, 2002.
2) Богданов С. Роль лидера в организации. – Социс, 1998. – № 1.
3) Бэрон Р. Социальная психология: Ключевые идеи. – СПб.: Питер, 2003.
4) Вергилес Э. В. «Теории лидерства». – М.: 2002. с. 5
5) Википедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%
6) Жариков Е., Крушельницкий
Е. Лидерские тесты. – Режим доступа: http://www.sintal-training.
7) Карпов А. В. «Психология менеджмента» М.: Гардарики, 2005, с. 500.
8) Кнорринг В. И. «Теория, практика и искусство управления» М.:НОРМА, 2001.
9) Кричевский Р.Л. «Психология лидерства» М.:Статут; 2007.
10) Лафта Джавал Кадем «Менеджмент» М.:КноРус, 2005.
11) Лидерство и руководство,
их взаимоотношения в
12) Менеджмент и трудовые отношения.–
Режим доступа http://referatwork.ru/refs/
13) Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. – Л., 2002.с. 286
14) Организационная система: основные
элементы и типы. – Режим доступа:http://allstude.ru/