Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 11:34, курсовая работа
В любом коллективе существует два лидера – формальный и неформальный. Причем роль каждого выполняют разные люди, и сочетание формального и неформального лидера в одном человеке – явление крайне редкое, практически невозможное. Итак, кто же такие формальные и неформальные лидеры? В чем их сходства и различия?
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие организационной системы………..………………………5
Глава 2. Понятие лидерства и руководства………………………………....8
2.1 Понятие и содержание лидерства…………………………………….….8
2.2 Понятие «формальный лидер»…………………………………………..8
2.3 Понятие «неформальный лидер»……………………………………….10
2.4 Различия неформально лидерства и формального руководства…….12
Глава 3. Управление лидерством в организации…………………………..16
3.1 Типы неформального лидера……………………………………………16
3.2 Сосуществование формального и неформального лидеров………….18
Заключение…………………………………………………………………….21
Приложение…………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………..34
Многие убеждены, что сам факт существования неформального лидера – большая удача для компании. Если выявить неформального лидера и заручиться его поддержкой, руководитель может намного облегчить себе жизнь. Неформальный лидер будет проводить идеи, и подкреплять распоряжения начальника. К тому же люди с лидерскими качествами – лучший кадровый резерв, именно сотрудников с такими качествами в первую очередь назначают на руководящие посты. Проще доучить человека, чем сделать из него лидера.
Специалисты считают, что
неформальный лидер появляется там,
где руководитель упускает какие-либо
функции – неформальный лидер
берет их на себя. Чаще всего недостаточное
внимание директор уделяет управлению
персоналом: мотивации, контактам с
сотрудниками. В результате нарушается
процесс коммуникации между руководителем
и коллективом. Для людей это
равнозначно отсутствию лидера как
такового, поэтому у них появляется
необходимость в лидере неформальном.
Директору в этой ситуации нужно
как можно быстрее
Однако неформальные лидеры
могут наносить и вред бизнесу. Они
могут подрывать авторитет
Чаще всего вред наносят неформальные лидеры, которые по совместительству руководят профсоюзами. Если они не согласны с решением руководителя, то могут склонить на свою сторону весь коллектив. В одной фармацевтической компании в противовес такому профсоюзному лидеру руководство организовало еще один профсоюз, куда переманило большинство сотрудников. Неформальный лидер, поняв, что остался ни с чем, пошел на уступки.
Деструктивными лидерами могут стать и так называемые ветераны, которые достаточно опытны и хорошо выполняют свои обязанности, однако их по разным причинам не продвигают по службе. Ситуация может усугубляться, если начальник отдела намного моложе ветерана. Неформальному лидеру становится обидно, и он начинает вставлять палки в колеса. Увольнять неформальных лидеров специалисты советуют в самом крайнем случае: коллектив будет слишком долго переживать уход такого человека. К тому же своим уходом лидер только докажет несостоятельность начальника. Лучше всего неформальных лидеров рассматривать как партнеров, а не как врагов, его нужно заинтересовать. Руководитель может убедить оппозиционера в правильности своей позиции, приглашая, например, в команду по разработке стратегии. При этом не важно, какую должность в компании занимает неформальный лидер. Он самореализуется, начинает по-другому воспринимать распоряжения руководства и становится распространителем идей в коллективе. Как правило, сотрудник зажигается, начинает жить целями компании, профессионально растет и через какое-то время может занять руководящий пост, если он обладает и другими компетенциями, необходимыми руководителю. В критических случаях можно планомерно подрывать репутацию лидера, компрометировать его в глазах коллектива.
В случае конфликта с неформальным лидером руководителю нужно попытаться понять, что он делает неправильно, встать на место неформального лидера. Тогда руководитель сможет лучше понять собственные недостатки и слабости. А если начальник не может справиться с неформальным лидером, то, что он тогда за начальник [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неформальный лидер – это член коллектива, занимающий отнюдь не руководящую должность, но благодаря определенным качествам в сочетании с жизненным опытом и поведением имеет на окружающих влияние, большее, чем непосредственный руководитель.
Основные различия в понятиях лидерства и руководства можно определить следующими основными положениями:
1. лидер, в основном, осуществляет
регулирование межличностных
2. лидерство – это элемент
микросреды, руководства – элемент
макросреды, то есть оно связывается
с системой общественных
3. лидерство – это результат
стихийного процесса, руководство
– это результат назначения, целенаправленного
процесса, который осуществляется
под контролем различных
4. лидерство – это явление менее стабильное, так как оно зависит от настроений группы, руководство – явление более стабильное;
5. руководство, в отличие от лидерства, более санкционированное явление;
6. процесс принятия решений,
который производит
7. сферой деятельности лидера является, в основном, малая группа; сфера действий руководителя является более широкой.
С точки зрения роста эффективности коллектива целесообразнее всего, если руководитель является одновременно и деловым его лидером. Реализация руководителем роли эмоционального лидера не обязательна. Желательно, однако, чтобы его позиция не была чрезмерно низкой, ибо это может негативно сказаться и на отношениях и людьми в деловой сфере.
Во взаимодействии руководителя с сотрудниками, занимающими те или иные лидерские позиции в коллективе первому необходимо уметь контактировать, ведь они оказывают определенное влияние на коллектив или на какую-то часть его членов. И для пользы дела их предпочтительнее числить в союзниках, нежели иметь в их лице приверженцев конфронтирующей стороны. Если руководитель ориентируется на интересы дела и успехи коллектива, то он должен поощрять лидерство. И не только поощрять лидерство, но и самому включаться в этот процесс. Успех в нем важен не только лично для руководителя, он нужен коллективу, чтобы ощутить уверенность в достижимости поставленных целей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выявление лидерских качеств личности
Психологическое тестирование – это метод измерения и оценки психологических характеристик носителей психики с помощью специальных методик, именуемых тестами.
Психологический тест – это стандартизированная система вопросов или заданий, позволяющая обнаружить и измерить уровень развития различных психологических характеристик человека.
Используется методика «Тест на выявление лидерских качеств личности».
Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один [6].
Инструкция: «Вам предлагается ответить на 50 вопросов. Эти ответы покажут, обладаете ли Вы качествами личности, которые должны быть у лидера. К каждому из вопросов даны два варианта ответов. Выберете и отметьте те варианты ответов, которые больше всего Вам подходят».
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
- Да
- Нет
2. Считаете ли вы, что
многие из окружающих вас
- Да
- Нет
3. Находясь на собрании
людей, равных вам по
- Да
- Нет
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
- Да
- Нет
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?
- Да
- Нет
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
- Да
- Нет
7. Согласны ли вы с
утверждением: «Все самое полезное
в мире есть результат
- Да
- Нет
8. Испытываете ли вы
настоятельную необходимость в
советчике, который мог бы
- Да
- Нет
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
- Да
- Нет
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
- Да
- Нет
11. Стараетесь ли вы
занимать за столом (на собрании,
в компании и т.п.) такое место,
которое позволяло бы вам быть
в центре внимания и
- Да
- Нет
12. Считаете ли вы, что
производите на людей
- Да
- Нет
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
- Да
- Нет
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
- Да
- Нет
15. Случалось ли вам
по личной инициативе
- Да
- Нет
16. Если то, что вы наметили,
не дало ожидаемых результатов,
- будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого
- возьмете на себя
17. Какое из этих двух мнений вам ближе:
- настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем
- настоящий руководитель
должен только уметь
18. С кем вы предпочитаете работать?
- с покорными людьми
- с независимыми и
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
- Да
- Нет
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
- Да
- Нет
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
- Да
- Нет
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?
- дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас
- просто не будете ничего делать, рассчитывая на других
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
- Да
- Нет
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
- Да
- Нет
25 Может ли неудача
в проявлении инициативы
- Да
- Нет
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
- самый компетентный человек
- тот, у кого самый сильный характер
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
- Да
- Нет
28. Уважаете ли вы дисциплину?
- Да
- Нет
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
- тот, который все решает сам
- тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
- коллегиальный
- авторитарный
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
- Да
- Нет
32. Какой из следующих
двух «портретов» больше
- человек с громким
голосом, выразительными
- человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый
33. Как вы поведете себя
на собрании и совещании, если
считаете ваше мнение
- промолчу
- буду отстаивать свое мнение
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
- Да
- Нет
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
- Да
- Нет
36. Что бы вы предпочли?
- работать под руководством хорошего человека
- работать самостоятельно, без руководителя
37. Как вы относитесь
к утверждению: «Для того
- согласен
- не согласен
38. Случалось ли вам
покупать что-либо под