Лидерство- и его роль в работе современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе целью исследования являются основные концепции лидерства и показана уникальность и значимость работы менеджера, сделана попытка выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным
В проведении исследования по теме «лидерство и его роль в деятельности современного менеджера »поставлены следующие задачи :
- Раскрыть сущность лидерства.
-Отметить, какими качествами должен обладать успешный руководитель организации
- Рассмотреть современные модели лидерства, применяемые на практике в российских организациях и внести свои предложения по оптимизации работы современного менеджера.

Содержание

Введение.………………………………………………………………..….…….. 3
Глава 1
1.1 Менеджмент как вид деятельности…............…………………..……..…….5
1.2 Составные части менеджмента……………………………………....………7
1.3 Функции менеджмента….…………………………………………………....9
1.4 Виды менеджмента….……………………………………………...……….10
1.5 Принципы и методы менеджмента….…..………………………………...11
Глава 2
2.1 Лидерство как вид деятельности………………...…………………….….13
1 2.2 Лидерство и лидерские качества менеджера…………………………......14
2.3 Основные современные подходы к лидерству.……………………...…...17
2.4 Виды лидерства……………………………………………………………18
2.5 Современные модели лидерства……………………………………….....23
2
3
4 Глава 3
5 3.1 Теория руководства с использованием двух измерений………………...29
6 3.2 Теория лидерских качеств У. Бэнниса…………………………………....31
7 3.3 Соотношение и взаимосвязь лидерства и управления в организации…..33
Заключение………………………………………………………………...……..38
Список использованных источник……………………….……………...……..40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 191.26 Кб (Скачать файл)

 

Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая – ведет к лидерской харизме и попытке подчинённых приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.

 

Харизма является формой влияния на других по средствам личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над подчинёнными. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера, находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства,  являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

 

Харизматическим  считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на подчинённых. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как

 

моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простого и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у подчинённых, импульса к действиям.

 

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная – связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к  делегированию части её подчинённым. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобным. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы, умения свести это видение до уровня, понятного подчинённым и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

 

Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с подчинёнными. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

 

Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда

 

подчиненные сильно идеализируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике,  религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера-преобразователя или лидера реформатора.

 

Концепция преобразующего лидерства.

 

Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует подчинённых путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения, подчинённых в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведёт подчинённых от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.

 

Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и подчинённых определённого поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.

 

Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признаётся необходимым для лидера влиять на подчинённых через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От подчинённых требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости и рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и подчинёнными, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдёт на поводу у подчинённых. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя.

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

 

3.1 Теория руководства с использованием двух измерений

Управленческая решетка Блейка и Моутон.

 Наибольшую популярность  среди концепций поведенческих  стилей лидера в последнее  время получила модель управленческой  решетки. Похожая в определенной  мере на модель университета  штата Огайо, управленческая решетка  Роберта Блейка и Джейн Моутон представляет собой матрицу, образованную пересечениями двух переменных или измерений лидерского поведения: на горизонтальной оси – интерес к производству и на вертикальной оси – интерес к людям. Переменные управленческой сетки, по сути, носят характер расположения (к чему-либо или кому-либо) и взгляда (на что-то), предопределяющих последующее поведение, то есть оба интереса связаны как с человеческим сознанием, так и с действием человека, а не только с чем-нибудь одним. Шкалирование каждой из осей матрицы от 1 до 9 дает возможность очертить зоны пяти основных лидерских стилей.

 

1,1 – ослабленное управление. Со стороны руководителя требуется  минимум усилий, чтобы добиться  качества работы, позволяющего избежать увольнения.

1,9 – управление людьми («дом отдыха»). Руководитель сосредоточен  на хороших человеческих отношениях, но мало заботится об эффективности  выполнения задания.

9,1 – управление работой. Руководитель очень заботится  об эффективности выполняемой  работы, но обращает мало внимания  на моральный настрой подчиненных.

5,5 – стиль «середины  дороги». Руководитель достигает  приемлемого качества выполнения  заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9,9 – управление участием. Благодаря усиленному вниманию  к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что  подчиненные сознательно приобщаются  к целям организации. Это обеспечивает  и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

 

 Как предпочтительные  Р.Блейк и Дж. Моутон выделяют стили «5,5» и «9,9». Рассматриваемая модель обрела высокую популярность у менеджеров. Она используется ими для выработки лучшего лидерского поведения через участие в программах обучения и подготовки, специально разработанных для выработки у них стиля «9,9». В случае преобладания у менеджера стиля «9,1» ему следует уделять больше внимания обучению в области развития персонала, мотивации, коммуникации и т.п. Преобладание стиля «1,9» может потребовать обучения в таких областях, как принятие решений, планирование, организация, контроль, рабочие операции. При стиле «5,5» в определенной мере может потребоваться обучение по большинству из указанных направлений. Стиль «1,1» вызывает сомнения в возможности изменить поведение менеджера, в том числе и через обучение.

 

 Поведенческие концепции  лидерства основаны на очень  широком спектре измерений лидерского поведения.

 

 Рассмотренная концепция еще раз достаточно ясно свидетельствует о том, что лидерами становятся, а не рождаются. Лидерское поведение может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки. Знание этого, в свою очередь, помогает разработать и провести такие программы подготовки менеджеров, которые развивают определенные лидерские навыки и умения.

 

 

3.2Теория лидерских качеств У. Бэнниса

 

Уоррен Беннис – американский ученый, корпоративный консультант и автор книг, который по праву считается пионером в современной теории лидерства. Он является профессором и почетным профессором делового администрирования в Университете Южной Калифорнии.

Американский  консультант Уорен Беннис исследовал 90 успешных лидеров и выделил 4 группы лидерских качеств:

 

    1. Управление вниманием, т.е. способность  так предвидеть  сущность результата или исхода, цели или направления действий, чтобы это было привлекательно  для последователей.

 

    2. Управление знанием, т.е. способность  так передать  свои, знания, чтобы они были поняты  и приняты последователями.

 

    3. Управление доверием, т.е. способность  построить свою  деятельность  таким образом, чтобы  получить полное доверие подчиненных

 

    4. Управление собой, т.е. способность  хорошо знать  и вовремя признавать свои  сильные и слабые стороны, чтобы  для усиления своих слабых  сторон умело привлекать другие  ресурсы, включая ресурсы других  людей.

 

    Беннис  подчеркнул, что подчиненные должны чувствовать значимость своей работы.

 

    Последующее изучение  привело к выведению 4 групп лидерских, качеств:

 

    — Физиологические: рост, вес, фигура, внешний  вид, здоровье, энергичность движений. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек еще не дает никакого права быть лидером (например, Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин, Ганди).

 

    — Психологические  качества проявляются  через характер  человека. Однако необходимо отметить, что большинство из качеств  так и не получило подтверждение  практикой своей связи с лидерством.

 

    — Интеллектуальные  качества - уровень  этих качеств  у лидеров выше, чем у нелидеров.

 

    Однако  корреляция  между этими качествами и лидерством  достаточно мала. Эти качества  носят в большей степени характер  приобретенных. Однако еще еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3Соотношение и взаимосвязь лидерства и управления в организации

Различие между лидером и руководителем проводится по многим позициям (табл. 1). Эффективный руководитель не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Таблица 1 Отличие руководителя от лидера Виханский О.С., Наумов А.И.

Руководитель

Лидер

Администратор

Иноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План-основа действий

Введение-основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обажаем


 

Руководитель - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Руководители склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что руководители видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Информация о работе Лидерство- и его роль в работе современного менеджера