Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:10, доклад
Манипуляция — это скрытое управление против воли управляемого человека, при котором манипулятор получает одностороннее преимущество за счет управляемого. Инициатора (субъекта) воздействия будем называть манипулятором, а адресата воздействия — жертвой. Осознание адресатом, что он стал жертвой манипуляции, проигравшей стороной, является конфликтной ситуацией. Таким образом, манипуляция — это психологическое воздействие на адресата, призванное обеспечить манипулятору негласное получение собственных преимуществ, но так, чтобы у жертвы сохранилась иллюзия самостоятельного принятия решений.
чиненных способ управлять руководителями (исключение —заба-
стовка, но это крайняя степень, когда неповиновение принимает
коллективный характер; к тому же управлением со стороны подчи-
ненных это явится лишь в случае победы над администрацией, что
бывает далеко не всегда).
Манипулируя своим начальником, действовать подчиненному
приходится значительно более осторожно, поскольку осознание ру-
ководителем, что им манипулируют, может дорого обойтись подчи-
ненному.
Манипулирование руководителем может иметь два направления:
1) нейтрализация его недостатков как руководителя (недоста-
точный профессионализм, отрицательные черты характера,
пробелы в образовании, недостаток культуры);
2) достижение личных выгод инициатора воздействия не в ущерб
работе и руководителю;
244
Последний случай будем называть манипуляцией.
Манипулирование между коллегами
В коллективах имеет место
манипулирование между
по работе. Происходит это как в результате непосредственного об-
щения, так и —особенно в случае манипулирования —опосредство-
ванно, через воздействие на начальника.
Подчиненные манипулируют руководителями
1. Манипуляция ≪Обезьяна на шее≫.
Подчиненный обращается к начальнику: ≪Вы поручили мне до-
стать автокран. Они есть (там-то), но не с моим авторитетом к ним
обращаться. Вот если б вы пару слов сказали, я могу набрать теле-
фон их начальника≫. Польщенный шеф соглашается. ≪Ладно, давай,
скажу≫.
Но чаще всего одним звонком дело не решается: то нужного че-
ловека нет, то выдвинуты встречные условия. ≪Ну ладно, иди, я решу
этот вопрос≫, —говорит начальник.
На следующий день подчиненный заглядывает в кабинет с ви-
дом полной покорности и просящим тоном интересуется: ≪Вы еще
не решили вопрос о кране?≫ Занятый текучкой руководитель машет
на него: ≪Иди, работай, решу≫. Через некоторое время подчиненный
снова интересуется, решен ли вопрос, и т.д.
Подыграв самолюбию начальника, подчиненный спровоциро-
вал его на покровительственную позицию, которая в данном случае
означает выполнение за подчиненного его работы.
Мишенью воздействия в этой манипуляции является тщеславие
руководителя. Приманкой —кажущаяся легкость исполнения.
Когда это бывает?
Всякий безынициативный подчиненный, приходящий в кабинет
начальника без предложений, ждущий указаний по всякому поводу,
являет для руководителя постоянную угрозу только что описанной
манипуляции. Ведь даже просто подсказывая решение, советуя, ру-
ководитель принимает ответственность на себя и снимает ее с под-
чиненного. Нагрузка на первого увеличивается, на второго —умень-
шается.
Подчиненный может вести себя так либо вынужденно, либо по
своей инициативе. Подчиненный, действующий описанным обра-
зом, является манипулятором. Если это делается им преднамеренно,
то выигрыш —снятие с себя ответственности, уменьшение рабочей
нагрузки. Если неосознанно —то выигрыш психологический. Ибо
если человек от природы нерешителен, излишне осторожен, трево-
жен, то для него более комфортна позиция подчинения.
245
Защиты от манипуляции ≪Обезьяна на шее≫
Пассивная: руководитель соглашается, что, возможно, ему решить
вопрос и проще, но у него нет на это времени.
Точки над ≪i≫: ≪Работа поручена вам. Вот и исполняйте≫.
Контрманипуляция: ≪Вы хотите, чтобы я делал за вас вашу рабо-
ту? Тогда вам нужно уменьшить заработную плату. Не хотите? Тогда
идите и работайте≫.
2. Манипуляция ≪Хочу с вами посоветоваться≫.
Некоторые работники любят заходить к руководству ≪посовето-
ваться≫. Это, безусловно, манипуляция с целью переложить на ру-
ководителя ответственность за принятие решения. И даже за его ис-
полнение, поскольку если дело провалено, то остается возможность
списать на качество совета: ≪Я все сделал, как вы сказали≫.
Возможные способы защиты
Пассивная: Руководитель вводит правило не приходить к нему
≪посоветоваться≫, не имея своих предложений. Это лучшая в данном
случае из всех защит, поскольку не содержит конфликтогенов и де-
лает ненужными все остальные приемы.
Если подчиненный приходит со своими предложениями, но хо-
чет посоветоваться, какое больше подойдет с точки зрения руковод-
ства, то возможен, например, такой диалог:
—В чем трудность?
—Сомневаюсь, какой вариант лучше.
—А если бы меня не было (командировка, отпуск), чтобы вы
предпочли?
—Я думал опереться на ваше мнение...
—Вижу, что вы недодумали, а у меня нет времени на разговоры.
Если же подчиненный называет наилучший, по его мнению, ва-
риант, руководитель говорит: ≪Проверьте себя еще разок, решение — завами≫.
Главное —не допустить снятия ответственности с подчинен-
ного.
Точки над ≪i≫: руководитель: ≪Вам решать —вам и отвечать. У меня
своя работа (и ответственность), у вас—своя≫.
Контрманипуляция: Руководитель: ≪Скажите, уважаемый ... как
вы отнесетесь, если я буду перекладывать на вас решения своих во-
просов? Вот сейчас у нас решается вопрос о ... (называется). Как по-
ступить? Отвечайте. Не знаете? А какова цена этого решения, зна-
ете? Кто примет решение кроме меня? Вы? Я должен решать ваши
проблемы, а кто решит мои, наши?!≫
Думается, что после такого разговора подчиненный никогда
не придет ≪посоветоваться≫.
246
3. Манипуляция ≪Меня рвут на части≫.
Работник охотно берет на себя много поручений, но когда от него
пытаются получить какой-то конкретный результат —ссылается
на перегруженность, перечисляя все, что на него ≪навалено≫.
Любопытно, что некоторые поступают так не до конца осознан-
но, искренне считая, что отдаются работе до конца. Это могут быть
чрезвычайно энергичные, но неорганизованные люди, для которых
процесс бурной деятельности важнее результата.
4. Манипуляция ≪Сирота казанская≫.
Манипулятор держится подальше от руководства, чтобы сослать-
ся на то, что им не руководили, никто ему не помогает, никто его
слушать не хочет и т.д.
5. Манипуляция ≪Дитя на работе≫.
Эту манипуляцию разыгрывают некоторые работники, прикиды-
ваясь бестолковыми. Про таких сотрудников говорят: быстрее самому
сделать, чем ему что-то объяснить, да еще и переделывать придется.
Типичные высказывания манипуляторов этого толка: ≪Яне профес-
сор≫, ≪Я слабая женщина, что вы хотите?≫, ≪Мы академий не конча-
ли≫. Этим людям выгодно слыть глупыми и вызывать сочувствие.
Защиты от указанных манипуляций
В случае трех последних манипуляций защиты производятся
по одинаковым схемам.
Пассивная защита: главное —не создавать условий для подобных
манипуляций. В качестве мишени воздействия все манипуляторы
используют несовершенство контроля загрузки работников и их от-
ветственности, отсутствие системы работы с кадрами.
Введение объективных критериев оценки продуктивности тру-
да сотрудников и гласная оценка эффективности работы каждо-
го —лучшая защита от подобных манипуляций. Сюда же относится
четкое распределение обязанностей и регулярное уточнение долж-
ностных инструкций, отражающее текущие изменения производ-
ственной ситуации.
Активная защита: чем дольше манипуляторам доводится пользо-
ваться плодами своей находчивости, тем крепче они будут держать-
ся за завоеванную привилегию бездельничать. Поэтому их активное
разоблачение совершенно необходимо, и чем раньше, тем эффек-
тивнее оно будет.
Точки над ≪i≫: выбор конкретного способа защиты зависит от лич-
ных качеств работника. Неорганизованному работнику достаточно
помочь организовать свою работу. Другому человеку —намекнуть
(или сказать открыто),
что руководство понимает
трости и не оставит это без наказания. Третьего —наказать, доведя
247
до всеобщего сведения причину порицания, а также механику мани-
пуляций.
Контрманипуляции: их заслуживают закоренелые манипуляторы.
1. Довести до сведения членов коллектива, что им фактически
приходится выполнять работу ≪за того парня≫, получающего
заработную плату за безделье, как за полноценный труд. По-
сле того как манипулятор будет окружен недоброжелатель-
ством коллег, можно примерно наказать его, что вызовет одо-
брение коллег.
2. Слухи о возможном сокращении штатов заставляют каждого
подтянуться, реально оценить свой вклад и полезность для
организации. А заодно настраивают на критическую оценку
деятельности коллег.
Мишенью воздействия во всех трех последних манипуляциях
является нечеткое распределение обязанностей и ответственности.
Приманкой —желание и руководства и коллег по работе идти каж-
дый раз по пути наименьшего сопротивления: легче поручить друго-
му или даже сделать самому, нежели связываться с манипулятором.
Но под угрозой собственного сокращения с бездельниками не цере-
монятся. В обоих случаях будет лучше доходить до сознания каждого
известный тезис: ≪Тот, кто хочет работать, —ищет средства ее вы-
полнения. Кто не хочет работать —ищет отговорки≫.
6. Манипуляция ≪Получить подпись руководителя≫.
Подчиненному надо подписать бумагу у руководителя. Однако,
если руководитель вчитается в документ, он, вероятнее всего, ее
не подпишет. Чтобы все-таки подписать ее, иногда действуют так.
Заходит в кабинет с беззаботным видом и сообщает какую-нибудь
новость, которая должна заинтересовать начальника. При этом не-
брежно протягивает документ:
—Вот, подпишите, пожалуйста.
—Что это?
—Да так, пустяковая бумага, все согласны, только не хватает ва-
шей подписи.
Начальник пытается прочесть, но посетитель отвлекает расска-
зом, да еще и инсценирует спешку.
Нередко эта хитрость удается.
Цель манипуляции —взвалить ответственность на руководителя.
Случись что —отвечать тому, чья подпись на документе.
Мишенью является психологическая особенность: мы не можем
одинаково эффективно делать сразу несколько дел, тем более в усло-
виях спешки. Приманка здесь —интерес к отвлекающему внимания
сообщению.
248
7. Манипуляция ≪А вы слышали?≫.
Начало рабочего дня. Вбегает сильно опоздавшая Н. и с порога
(≪Вы еще не слышали?..≫) начинает возбужденно рассказывать о за-
явлении, сделанном по радио политическим лидером. Коллеги при-
нялись бурно обсуждать принесенную новость. Начальник тоже сре-
ди обсуждающих людей: как местный депутат, он не может остаться
равнодушным. Сама же Н. довольно скоро перестает участвовать
в разговоре и садится за свой рабочий стол.
Цель манипуляции очевидна —отвлечь внимание от факта опо-
здания и возможного порицания за него. Мишень воздействия—ин-
терес к политическим новостям. Приманка —≪сенсационность≫
озвученного заявления —действительная или мнимая. В последнем
случае —внимание к новости вызывается возбужденным тоном рас-
сказчицы.
Для обеспечения податливости начальника к манипулятивно-
му воздействию задается стремительный темп и возбужденные ин-
тонации, быстрое вовлечение в разговор всего отдела (воздействие
на начальника при этом лучше маскируется, а ≪разогрев≫ аудитории
≪разогревает≫ и начальника).
8. Манипуляция ≪Барин нас рассудит≫.
Ведущий инженер требует от младшего по должности освобо-
дить место за компьютером для выполнения его работы. Не желая
уступать, тот начинает громко доказывать, что ему нужно еще вре-
мя, чтобы закончить свою работу. Спор достигает ушей начальника
бюро, который вмешивается и дает время младшему по должности
закончить работу.
Цель манипуляции подчиненного —не жалуясь официально
(чтобы не прослыть доносчиком), тем не менее привлечь руководи-
теля на свою сторону. Происходит опора на авторитет и власть на-
чальника.
Мишенью воздействия является одна из социальных функций
руководителя —быть регулятором производственных отношений.
Приманкой послужил громкий спор, привлекший внимание нужно-
го человека.
Манипулирование подчиненными
1. Поручение трудного задания.
Нередко возникает потребность поручить подчиненному зада-
ние, не входящее в его прямые обязанности. Или очень трудоемкое,
или очень срочное, или не очень приятное.
Руководители могут уменьшить возможное сопротивление под-
чиненного несколькими способами:
•поблажками незадолго до того, как дать поручение;
249
•обильной похвалой или комплиментами в начале разговора;
•бросить вызов, если имеют дело с честолюбивым подчинен-
ным.
2. Метод желаемых ситуаций.
Установлено, что наилучшим образом работник исполняет то, что
он считает нужным, а не то, что велит начальство (по мнению мно-
гих подчиненных, это далеко не всегда совпадает). Поэтому опти-
мально, чтобы подчиненный сам пришел к решению, отвечающему
замыслу руководителя.
Метод желаемых ситуаций состоит в том, что руководитель со-
здает ситуацию, в которой подчиненный самостоятельно придет
к нужному решению. Это требует высокой психологической куль-
туры руководства, знания психологии, мотивации подчиненных.
Это —высший класс руководства людьми, которые в этом случае